Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время система здравоохранения России сталкивается с проблемами, возникающими в связи с особенностями ее социально-экономического развития , в частности, при оказании медицинских и сервисных услуг в условиях конкуренции. Это требует повышения интереса к проблеме формирования затрат при оказании медицинских услуг, которая связана с ограниченными ресурсами российского здравоохранения по отношению к растущим потребностям общества в медицинском обслуживании, увеличением расходов на содержание медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичные, современные виды медицинских услуг с применением сложного, дорогостоящего оборудования, оплатой труда высококвалифицированных врачей и т.п. Усложняются условия решения проблем еще и тем, что несмотря на определенные действия со стороны государства, не обеспечивается взвешенность государственной бюджетно-финансовой политики в сфере здравоохранения в предоставлении платных услуг населению всеми медицинскими организациями, независимо от форм собственности и источников финансирования их деятельности.
Цель исследования – изучить влияние процесса управления затратами в организации здравоохранения на качество услуги и предложить возможные пути совершенствования улучшения управления затратами в ООО «Сканер».
Достижение поставленной цели связано с необходимостью решения следующих задач:
– рассмотреть теоретические основы процесса управления затратами в организации здравоохранения;
– провести анализ влияния процессов управления затратами в организации здравоохранения на качество услуг на примере ООО «Сканер»;
– разработать возможные пути стимулирования снижения затрат при обеспечении нормативного качества услуги.
Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Сканер».
Предмет исследования – процессы управления затратами в организации здравоохранения – ООО «Сканер» в соотношении «затраты-качество».
Информационная база выпускной работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам влияния процесса управления затратами в организациях здравоохранения на качество предоставляемых услуг, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
В работе использовались такие методы исследования, как: статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, экономико-математический.
Теоретической основой исследования служат научные труды отечественных специалистов, посвященные проблемам влияния процесса управления затратами в организациях здравоохранения на качество услуг, таких как М.П. Куркина, А.В. Вареник, М.М. Соловьев, В.Е. Чиркин, В.В. Владимиров, В.В. Орешин, Г.А. Потаев, В.М. Федоров и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности изучения факторов, оказывающих влияние на качество услуги в процессе управления затратами.
Практическая значимость работы заключается в изучении условий применения на практике предложенной модели процесса управления затратами, обеспечивающего сбалансированность соотношения затраты-качество.
Структура работы представлена введением, основной частью (содержащей три главы – теоретическую, аналитическую и рекомендательную), заключением, списком использованных источников, приложениями.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ, СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
Для изучения теоретических вопросов основ процесса управления затратами в организациях здравоохранения, первоначально хотелось бы обратиться к общему понятию затрат.
Затраты – это использованный объем ресурсов для производства и сбыта продукции, выраженный в денежном эквиваленте. При расчете затрат, как правило, учитываются следующие ресурсы, приобретенные и оплаченные предприятием:
– природные (вода, газ, электричество…);
– материальные (сырье, полуфабрикаты, топливо, стройматериалы, запчасти…);
– трудовые (живой и овеществленный труд);
– финансовые (деньги, векселя, акции, облигации и т.д.) [24, с. 50].
То есть фактически, затратами можно считать любые платежи компании за использование экономических ресурсов. Основными особенностями затрат можно назвать:
– затраты всегда связаны с приобретением, переработкой и хранением ресурсов, т.е. затраты показывают, что было использовано и сколько;
– затраты непременно выражаются в единицах стоимости. Так разные ресурсы обретают сопоставимость и могут суммироваться (а как иначе объединить килограммы с киловаттами и человеко-часами);
– затраты всегда привязаны к конкретным целям (на производство товаров, работ, услуг; на обслуживание структурного подразделения). Затраты принято сравнивать с результатами производственной деятельности;
– затраты считаются активами предприятия. Если затраты полностью не списываются на конкретную продукцию (работу, услугу), то они превращаются в запасы. Так формируются производственные запасы, незавершенное производство и готовая продукция на складе;
– затраты относятся к определенному временному (отчетному) периоду (месяц, квартал, год) [24, с. 57].
Затраты возникают, когда один актив организации обменивается на другой такой же стоимости (т.е. приобретается за деньги какой-либо экономический элемент, причем хоть материального (сырье, материалы, комплектующие) хоть нематериального характера (программы, обслуживание и .т.д.): один увеличивается, а другой уменьшается на одну и ту же сумму, но собственный капитал затраты никогда не задевают Как исключение, рассматривают начисление зарплаты. В этом случае один актив увеличится за счет одновременного и равновеликого увеличения обязательства перед работниками.
Фактически, затраты отражают в учете в момент производственного потребления, при этом они не образовывают финансовый результат, а только накапливаются, что называется калькулированием. Только в будущем они трансформируются в фактическую себестоимость продукции (услуг, работ), но при этом затраты не уменьшают капитал организации.
Классификация затрат по степени возникновения и отнесения на результат производства (Приложение А):
– капитализируемые – оплата первичного поступления и отражение в балансе ресурсов (производственные запасы, товары, основные средства);
– рекапитализируемые – повторное отражение в балансе стоимости ранее приобретенных ресурсов, т.е. формирование новой группы активов за счет ранее отображенных ресурсов (незавершенное производство, готовая продукция);
– декапитализируемые – уменьшение общего финансового результата вследствие непродуктивного использования ресурсов (порча, утрата);
– текущие – административные и сбытовые (коммерческие) затраты [23, с. 24].
Существенное отличие затрат от расходов заключается в том, что расходы – это категория финансовая. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99», расходы – это когда уменьшается экономическая выгода по причине выбытия денежных или иных активов и (или) возникают обязательства, что влечет за собой уменьшение капитала компании, кроме уменьшения вкладов по решению учредителей (собственников) [4].
С налоговой точки зрения, расходы (согласно НК РФ, глава 25) [3] – это обоснованные (т.е. экономически оправданные и имеющие денежное выражение) и документально подтвержденные (прямо или косвенно) затраты. Получается, что налоговое законодательство признает расходы только тогда, когда они трансформируются в затраты.
Расходы не становятся затратами когда:
– нет образования актива;
– имеющиеся оборотные активы списались на непроизводственные нужды;
– внеоборотные активы списались по любой причине [32, с. 107].
Из-за принципа соответствия расходов и доходов, расходы в конкретном отчетном периоде всегда связаны одновременно с производством и продажей. Именно в момент реализации продукции признаются три ключевых показателя:
– доходы (через реализационную цену);
– расходы (через себестоимость);
– прибыль/убыток («Доходы» минус «Расходы»).
Расходы, не отнесенные к затратам по каким – то причинам, характеризуют ошибки учета затрат.
Учет расходов начинается с определенных событий, отображенных в хозяйственной жизни организации, например:
– отгрузка продукции – готовая продукция (актив) выбывает по себестоимости, которая меньше цены реализации. То есть сформировавшаяся дебиторская задолженность будет больше стоимости выбывшего актива;
– признание штрафов – обязательства увеличиваются, но никакие активы на баланс не поступают;
– списание безнадежной дебиторской задолженности – активы уменьшаются, но обязательства не сокращаются. Возникает убыток – уменьшение собственного капитала;
– признание отрицательной курсовой разницы – обязательства увеличатся без какого-либо прироста активов [32, с. 112].
Отметим, что любые затраты с целью получения дохода могут считаться расходами. При этом расходы в бухгалтерском учете отражаются в момент платежа, при этом платежом считается и реальная покупка, и покупка в рассрочку (расчет векселем вместо денег или путем возникновения обычной кредиторской задолженности). Они формируют финансовый результат и потому отражаются в соответствующем финансовом отчете.
Классификация расходов по видам деятельности:
– обычные – это расходы, связанные с основной, финансовой, инвестиционной и прочей уставной деятельностью предприятия;
– чрезвычайные – это расходы, связанные с форс-мажорными ситуациями из-за влияния непреодолимой природной силы (стихийные бедствия) либо спровоцированные деятельностью/бездеятельностью людей (пожар, война, техногенная авария). Учет чрезвычайных расходов ведется в таких направлениях: ликвидация последствий (если вред поправимый), потеря активов (если вред непоправимый), прочие потери, спровоцированные остановкой производства [43, с. 288].
В практической деятельности любой организации возможны три ситуации соотношения категорий затрат и расходов:
– затраты меньше чем расходы. В этом случае средства потрачены, но актив не поступил в производственное потребление. Потраченные средства могут рассматриваться как расходы будущих периодов, особенно, когда речь идет об освоении нового производства или авансовые платежи за аренду помещения;
– затраты равны расходам. В этом случае средства потрачены и приобретенный актив полностью использован во время производства и продажи продукции. Сформирована как производственная, так и полная себестоимость. Это идеальный вариант совпадения, упрощающий учет;
– затраты больше чем расходы – актив, находящийся в запасе или в резерве, используется в производстве, и включается в себестоимость. Или начислена зарплата рабочим за прошлый период. Но реализации продукции не было [43, с. 290].
Отметим, что разница трактований затрат и расходов в налоговом и финансовом учете создает трудности для разграничения затрат и расходов.
Управление затратами на предприятии – постановка качественных целей, их корректировка, прогнозирование исходов, определенное воздействие на производственные процессы с наиболее рациональным применением имеющихся ресурсов – это и есть управление. В этот процесс включаются следующие действия в отношении затрат:
– прогнозирование; планирование;
– организация деятельности; координация процессов;
– регулирование; учет и мониторинг;
– калькулирование; контроль; анализ.
При планировании затрат целесообразно принимать во внимание производственные инновации, позволяющие повысить уровень производства, модернизировать технологию, усовершенствовать организацию труда, то есть в целом обеспечить развитие. Современные организационно-экономические методы снижения и контроля затрат
– «тендер», это выбор наиболее перспективных поставщиков и рентабельных заказчиков;
– «коусорсинг». Это совместные с другими предпринимателями поставки необходимого сырья и других ресурсов, это существенно экономит затраты;
– «аутсорсинг». Использование сторонних организаций для выполнения отдельных функций, операций, видов деятельности, если такое делегирование позволит сэкономить ресурсы – как финансовые, так и временные;
– уменьшение себестоимости. Это дает наибольший эффект по экономии затрат: включает в себя технологическое совершенствование, оптимальность выбора сырья и способа его использования, конструктивные изменения в продукции; экономии энергетических ресурсов и т.п.;
– «стандарт-кост» – заключается в тщательном планировании и нормировании ресурсов, осуществляемом еще до начала деятельности, дифференцированное по различным расходным статьям;
– директ-костинг – разделение затрат на переменные и постоянные и их раздельный учет;
– «JIT» (от «just in time» – «точно в срок») – количество ресурсов должно быть оптимальным, не больше и не меньше требуемого, избыток является негативным фактором, тормозящим развитие (имеется в виду не денежные, а материальные активы).
– «АВС» («Activity Based Costing» – учет затрат по работам) – метод разложения технологических процессов на элементарные операции и учет затрат на каждую из них.
– «LCC» («Life Cycle Costing» – управление затратами жизненного цикла) – вычисление полного «жизненного цикла» производимого товара – от его планирования до реализации.
– сравнение с конкурентами – определение тех позиций, по которым предприятие отстает от конкурентов, анализ причин аутсайдерства по конкретным позициям и поис возможных оптимизационных решений.
– функционально-стоимостный анализ – снижение затрат при сохранении качественных показателей продукции [38, с. 95].