Многие производственные предприятия, оптовые торговцы, предприятия сервиса и т.д. занимаются розничной торговлей. Однако основной объем розничной торговли приходится на розничных торговцев. Розничный торговец — это организация или отдельное лицо, основным видом деятельности которых является розничная торговля.
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т. е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Техническая оснащенность предприятий розничной торговли на современном этапе играет одну из решающих ролей в определении конкурентоспособности предприятия. Стандарты качества внедряемые в современные преуспевающие предприятия вынуждают применять в деятельности высокотехнологическое качественное оборудование.
Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.
Согласно установленным критериям численности работающих в предприятиях розничной торговли большая часть предприятий в торговле отнесена к малым предприятиям. От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.
Исследованию проблем и особенностей совершенствования и повышения эффективности технического оснащения современных розничных предприятий посвящены труды многих зарубежных ученых, среди которых заслуженным авторитетом пользуются такие авторы как М. Портер, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, А. Дайан, Ф. Буккерель, П. Диксон, Дж. Эванс, Б. Берман и многие другие.
В настоящее время по данной проблеме опубликован ряд работ отечественных ученых, и специалистов, что нашло свое отражение в трудах: Д.Н. Баркана, Г.Я. Гольдштейна, И.Н. Герчиковой, В. А. ГончарукаП.С. Завьялова, П.В. Корнеевой, Е.В. Попова, А.Н. Романовой. И.А. Соловьева. К.В. Хартановича, В.Е. Хруцкого, О.У. Юлдашевой и многих других.
Однако, не смотря на имеющиеся научные труды и публикации по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов, их анализ позволяет утверждать, что ввиду сложности, многогранности и актуальности решения проблемы технической оснащенности предприятий розничной торговли как инструмента совершенствования управления предприятием далеко не все аспекты и факторы учтены, исследованы и разработаны в достаточной мере, что и предопределило выбор темы и послужило основой формирования его цели.
Глава 1. Теоретические аспекты технической оснащенности и организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли
1.1. Сущность и функции розничной торговли
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д.
Розничная торговля осуществляет ряд функций:
исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.
Стационарная торговая сеть — наиболее распространенная, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и царьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа «магазин-склад»; товары в них не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа в них осуществляется по более низким ценам. Такие магазины работают, как правило, на окраинах крупных городов.
Создаются магазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (или по телетайпу, телефону). Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар.
Немалые потенциальные возможности имеет организация продажи товаров через торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюле гостиниц и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др.).
Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. При этом торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют продукцию непосредственно покупателю. [5 c. 227]
Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, метизы, подшипники и др.).
В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов. [19 c. 178]
Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, обувь, ткани, одежда, молоко, хлебобулочные, кондитерские изделия и др.).
Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (подгруппы) (мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др.).
Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мотто - велотовары, культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и головные уборы, радио и телевизионные товары, посудо - хозяйственные товары и др.). [9 c. 129]
Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.
Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные, так и непродовольственные, не образуя специализированные секции.
1. Абдуллина Р.М. Основы стандартизации, Казань, 1999.
2. Акбашев Р. Х., Мищенко А.П. Основы коммерческой деятельности; - Казань ,1996
3. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М.: Маркетинг; Москва, Экономика,1999
4. Картер Г. Эффективная реклама: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991.
5. Мищенко А.П., Леонтьев А.В. Структуры управления коммерческими организациями, Казань, 1996.
6. Мищенко А.П. Экономика предприятия торговли, Казань, 2001
7. Мищенко А.П. Разработка управленческого решения: учебное пособие, Казань, 1999.
8. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность;- Казань, 1994
9. Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля.- М, ИНФРА, 2001
10. Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля.- М, ИНФРА, 2001
11. Радугин А.А. Основы менеджмента.-М.: Центр,1998.-432 с.14.
12. Романов А. Н.: Маркетинг; - Москва, ЮНИТИ,2000
13. Ромащенко В. Н. Принятие решений: ситуации и советы. — Киев: Политиздат, 1990.
14. Сайдашева Практикум по курсу организация рекламы в коммерции, Казань, 2001
15. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения — Москва: Интел синтез, 2002.
16. Фатхутдинов Р.А. Управленческого решения — Москва: ИНФРА-М,
17. Хисамутдинов С.Р. «Маркетинг: теория и практическое применение, - М, 2001
18. Журнал: Маркетинг в России и за рубежом: «Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле» // Никишкин В.В., №4, 2001.
19. Журнал: Маркетинг в России и за рубежом: «Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием» // Чкалова О.В., №3, 2001.
20. Журнал: Татарстан Explorer: «Системы видеонаблюдения» // Байрамов Т.В., №2, 2001,
21. Журнал: Маркетинг в России и за рубежом: «Совершенствование системы управления сбытом продукции» // Бурцев В.В., №6, 2002Журнал: Маркетинг в России и за рубежом: «Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом» // Чкалова О.В., №3, 2001.
22. Журнал: Стандарты и качество: «Маркировка» // Миронов П.З. №3, 2002.