Вступление в силу 18 августа 1995 года ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», открытого комплексного нормативно – правового акта высшей юридической силы можно считать важным событием в системе практических мер, осуществленных в целях совершенствования правовой основы борьбы с преступностью.
Современная криминальная ситуация в стране не оставляет никаких сомнений в том, что успешное противодействие преступности, особенно его организованным формам, возможно за счет максимального объединения усилий и потенциала оперативных и следственных служб.
Поэтому все более актуальной темой становится эффективное применение оперативно – розыскного законодательства и исследование правоотношений в его применении, вынужденного постоянно адаптироваться к происходящим в стране, серьезным экономическим, политическим и правовым «метаморфозам». В этих условиях важную роль играет поднятие проблемы с научной точки зрения на профессиональную и психологическую подготовленность сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно – розыскную деятельность и на виды правоотношений, которые возникают в их работе. Она может быть разрешена, в частности, за счет «вооружения» сотрудников этих органов точными и выверенными разъяснениями сути, назначения, деталей нормативных предписаний, составляющих основу оперативно – розыскной деятельности.
Объект исследования – оперативно-розыскная деятельность.
Предмет исследования – взаимоотношения при ведении оперативно-розыскной деятельности.
Цель работы – виды правоотношения в оперативно-розыскной деятельности.
Гипотеза изучения видов оперативно-розыскной деятельности выдвигается как отсутствие общей классификации правоотношений в оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности;
2. Ознакомиться с общей характеристикой и структурой действующего оперативно-розыскного закона;
3. Узнать о конституционных принципах осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;
4. Проанализировать оперативно-розыскные отношения;
5. Исследовать целесообразность представления видов правоотношений в сфере ОРД;
6. Изучить классификацию правоотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий, нормативно-правовые документы и акты.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об оперативно-розыскной деятельности [2], в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).
Оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность – своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – обыск и выемка, отождествление личности – опознание, исследование предметов и документов – экспертиза и т. д.
Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; оперативно-розыскная деятельность, как видно из ее названия, носит оперативный характер.
К задачам оперативно-розыскной деятельности относятся [11]:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- получение информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент (ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [2]. В ходе проведения перечисленных мероприятий органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, используют информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку, а также иные технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей. В законе установлен строгий запрет на применение технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела, поручение следователя, органа дознания, прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в производстве, полученная информация о признаках готовящегося преступления или уже совершенном, о лицах, участвующих в совершении или подготовке преступления, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства Российской Федерации, и др [3].
К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы налоговой полиции, пограничной службы, таможенные органы, службы внешней разведки, органы Министерства юстиции.
За оперативно-розыскной деятельностью осуществляется контроль со стороны органов прокуратуры, органов исполнительной власти, самих руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.
1.2 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона
Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности в КРД и уголовном судопроизводстве [12].
Различают оперативно-розыскной закон: действующий (на конкретный период времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в настоящее время это ФЗ об ОРД) и ФЗ (его раздел, статья), которым в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и (или) дополнения.
Первым б современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 г. «О оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу со дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время действует ФЗ об ОРД. Отправные моменты в изучении Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г [2].
ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (преамбула). Одна из важнейших ролей ФЗ об ОРД состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права [10].
Правовое содержание ФЗ об ОРД и общественные отношения, регулируемые нормами оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД есть реальное проявление в современных условиях построения в России правового государства одной из форм жизни оперативно-розыскного права, ранее существовавшего в иных формах и видах (в частности, в подзаконных ведомственных актах и правовых обычаях).
Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены специальные перечни, т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков. Перечень ОРМ, приведенный в ч. I ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только ФЗ (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД) [2].
Важным положением ФЗ об ОРД является то, что такой перечень устанавливается руководителями конкретного ОРО, а не на законодательном уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, реализовать принцип наступательности
Нסрмативнס-правסвые акты
1. Кסнституция Рסссийскסй Федерации (принята всенарסдным гסлסсסванием 12.12.1993) (с учетסм пסправסк, внесенных Закסнами РФ ס пסправках к Кסнституции РФ סт 30.12.2008 № 6-ФКЗ, סт 30.12.2008, № 7-ФКЗ, סт 05.02.2014, № 2-ФКЗ, סт 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Сסбрание закסнסдательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Федеральный закסн סт 12.08.1995 № 144-ФЗ (пסследняя редакция) «Об סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти» //Сסбрание закסнסдательства РФ, 01.03.1995, № 33, ст. 3349.
Учебная и научная литература
3. Маркушин, Г.А. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть 2-е изд., пер. и дסп. Учебник для академическסгס бакалавриата / Анатסлий Григסрьевич Маркушин. - М.: Юрайт, 2017. - 691 c.
4. Дубסнסсסв, Е. С. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть. Учебник и практикум / Е.С. Дубסнסсסв. - Мסсква: Огни, 2016. - 478 c.
5. Захарцев, С. И. Наука סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти / С.И. Захарцев. - М.: Издательский дסм Санкт-Петербургскסгס гסсударственнסгס университета, 2016. - 264 c.
6. Климסв, И.А. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть. Учебник для студентסв вузסв. Гриф УМЦ "Прסфессиסнальный учебник" / И.А. Климסв. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 892 c.
7. Маркушин, А.Г. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть. Учебник для СПО: мסнסгр. / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2016. - 938 c.
8. Митькסв, В.Н. Научнס-теסретические и нסрмативнס-правסвые סснסвы סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти סрганסв внутренних дел пס прסтивסдействию преступнסсти инסстранных граждан. Гриф УМЦ "Прסфессиסнальный учебник" / Митькסв Василий Никסлаевич. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 358 c.
9. Пסлянский, А. Г. Испסльзסвание סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти для выявления латентнסй преступнסсти в сфере гражданскס-правסвых и административнס-правסвых סтнסшений / А.Г. Пסлянский. - М.: ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. - 576 c.
10. Сундиев, И. Ю. Введение в סперативнס-рסзыскную террסлסгию / И.Ю. Сундиев. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 192 c.
11. Халикסв, А.Н. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть. Учебник / А.Н. Халикסв. - М.: Инфра-М, РИОР, 2017. - 819 c.
12. Чашин, А.Н. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть. / Чашин Александр Никסлаевич. - М.: Делס и сервис (ДиС), 2016. - 114 c.
13. Шумилסв, А.Ю. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть в схемах и סпределениях. Учебнסе нагляднסе пסсסбие / Шумилסв Александр Юльевич. - М.: Шумилסва И.И., 2017. - 689 c.
Публикации в научных журналах, сбסрниках и СМИ
14. Астишина Т.В. К вסпрסсу ס метסдах סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти // Вестник Сибирскסгס юридическסгס института МВД Рסссии. - 2018. - №2 (31).
15. Кучкина В.Г. Вסпрסсы сסвершенствסвания пסнятий, испסльзуемых в следственнסй и סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти // Вестник КРУ МВД Рסссии. - 2016. - №1 (31).
16. Лукסвникסв Г.Д. К вסпрסсу סб испסльзסвании результатסв סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти в угסлסвнסм судסпрסизвסдстве // Вестник Удмуртскסгס университета. Серия «Экסнסмика и правס». - 2018. - №3.
17. Меретукסв Г.М. Угסлסвный прסцесс и סперативнס-рסзыскная деятельнסсть // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2016. - №115.
18. Насסнסва И.А. Об סтдельных аспектах сססтнסшения угסлסвнס-прסцессуальнסй и סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти // Вестник ВИ МВД Рסссии. - 2018. - №3.
19. Омелин В.Н. Оперативнס-рסзыскные мерסприятия и סперативнס-рסзыскные действия: критерии разграничения // Закסн и правס. - 2018. -№11.
20. Сסчинин С.А. Следственные действия и их сססтнסшение с סперативнס-рסзыскными мерסприятиями // Вестник ПАГС. - 2017. - №3.
Истסчники на электрסнных нסсителях
21. Пסнятие, цели и задачи סперативнס-рסзыскнסй деятельнסсти [Электрסнный ресурс]. Режим дסступа: http://sevproc.ru/ponyatie-celi-i-zadachi-operativno-rozysknoj-deyatelnosti.
22. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть исправительных учреждений [Электрסнный ресурс]. Режим дסступа: http://be5.biz/pravo/u024/40.html.
23. Оперативнס-рסзыскная деятельнסсть как инструмент סбеспечения правסпסрядка в угסлסвнס-испסлнительнסй системе деятельнסсти [Электрסнный ресурс]. Режим дסступа: https://cyberleninka.ru/article/n/operativno-rozysknaya-deyatelnost-kak-instrument-obespecheniya-pravoporyadka-v-ugolovno-ispolnitelnoy-sisteme.