ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ БИЗНЕСА
1.1 Понятие коммерческой тайны
1.2 Ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности в бизнесе
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»
2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк»
2.2 Регулирование коммерческой тайны в ПАО Сбербанк
2.3 Меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну, в ПАО «Сбербанк России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данная тема очень актуальна, потому что защита права на коммерческую тайну, сохранение коммерческой тайны – это одна самых важных задач, которые стоят перед предприятиями. Обычно не совсем добросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу, поэтому стало беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (знания, технологии, методик и программ) сотрудниками предприятий, целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их производственной и коммерческой и деятельности. Защита коммерческой информации является частью деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям.
Предмет исследования: коммерческая тайна как механизм обеспечения экономической безопасности бизнеса.
Объект исследования: экономическая безопасность бизнеса.
Цель работы: рассмотреть коммерческую тайну и разработать рекомендации по механизму обеспечения экономической безопасности в бизнесе ПАО «Сбербанк.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы коммерческой тайны в бизнесе.
2. Проанализировать практические аспекты коммерческой тайны в ПАО «Сбербанк».
4. Разработать рекомендации по защите коммерческой тайны ПАО «Сбербанк» с целью повышения экономической безопасности.
Методами, используемыми для написания настоящей выпускной квалификационной работы, являются метод познания, метод дедукции, анализ и синтез, статистический анализ, сравнения, наблюдение.
Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, сети Интернет, финансовой отчетности ПАО «Сбербанк».
Выпускная квалификационная работа включает введение, 3 главы, заключение, список литературы. изложена на 63 листах с применением 10 таблиц и 4 рисунков.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ БИЗНЕСА
1.1 Понятие коммерческой тайны
Одним из непременных современных атрибутов развитого государства, которое претендует на большую долю инновационного производства в экономике, выступает наличие отчетливой и жесткой системы безопасности в сфере основания и защиты нематериальных активов и собственности интеллектуальной.
Определение коммерческой тайны дано в отдельном, посвященном ей законе «О коммерческой тайне» (№ 98-ФЗ).
Под коммерческой тайной определяют «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» .
Под информацией, которая составляет коммерческую тайну, согласно закона «О коммерческой тайне», имеются в виду «сведения, любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» .
Конфиденциальными производственными сведениями принято считать информацию о разработке и применении программного обеспечения и различных технических изобретений, способы изготовления отдельных видов и марок продукции (от кондитерских изделий до строительных смесей), не подлежащие патентной защите методы и способы применения технологических процессов и устройств.
Организационно-технические данные, охраняемые их законным обладателем, могут касаться особенностей кадрового состава предприятия, распределения и содержания обязанностей внутри коллектива, структуры и методов управления, планов реорганизации или развития производства.
Коммерческой информацией, требующей соблюдения режима конфиденциальности, считаются любые сведения, дающие ответы на вопросы о планировании и получении прибыли – результаты маркетинговых исследований, знания в области реализации услуг или продуктов, данные о банковских отношениях, долгах, капиталовложениях и ссудах, списки клиентов, сведения о заключенных и планируемых договорах, деловая переписка. Необходимо отметить, что право на обладание таковыми сведениями возникает с момента установления режима коммерческой тайны на предприятии. Зачастую для регулирования данных вопросов разрабатывают специальный локальный документ, который является нормативным актом, – положение о коммерческой тайне предприятия. Также при введении соответствующего режима выдается специальная памятка работникам о сохранении коммерческой тайны предприятия.
Документы, содержащие коммерческую тайну, – это и бухгалтерские отчеты, и перечни предполагаемых объектов коммерческой деятельности, и предложения о заключении контрактов, и формы расчетов. Чтобы добиться успеха и защитить достигнутые в конкурентной борьбе позиции, большинству компаний приходится держать вышеперечисленные сведения в тайне от третьих лиц.
Объективным признаком данных, которые составляют коммерческую тайну, выступает их коммерческая ценность. Она может быть действительной или потенциальной. Такая формулировка определена тем, что в условиях рыночной экономики установить ее в нормативном порядке не возможно. И ее оценка может быть крайне произвольна.
Преимущественно информация, которая составляет коммерческую тайну, ― это документы, хранящиеся на разнообразных носителях информации. Первоочередное мероприятие, ориентированное на сохранение коммерческой тайны, ― это разработка и введение в действие положения об охране коммерческой тайны.
Утечка информации, составляющая коммерческую тайну хозяйствующего субъекта может повлечь за собой значительный экономический ущерб компании или утрату ее деловой репутации. Ограничение доступа к соответствующей информации, соблюдая оптимальный баланс интересов предпринимателей, государства и общества, является условием нормальной работы любой коммерческой организации.
Коммерческая тайна, как экономическая категория, сохраняет полезность сведений, которые потеряли бы свою ценность во время обнародования, и способствует превращению информации в дополнительный экономический фактор, к тому же факторным доходом является информационная рента.
Цели государства и общества, в обеспечении сохранности коммерческой тайны, можно систематизировать по следующим основным направлениям.
Во-первых, стимулирование предпринимательской активности. Гарантируя тайну коммерчески значимой информации, общество поощряет предпринимательские и изобретательские способности и способствует развитию предпринимательского потенциала.
Во-вторых, институт коммерческой тайны способствует укреплению морально-этических принципов общества. В здоровом обществе каждый его член уважительно относится к конфиденциальной информации другого. Наличие института коммерческой тайны говорит о высокой степени нравственного развития общества.
В-третьих, укрепление доверия между государственной властью и бизнесом. Государственная защита права на коммерческую тайну способствует поддержанию доверительных отношений и бизнеса. Это является гарантией социальной стабильности и эффективности государственной экономической политики.
В-четвертых, коммерческая тайна как условие, способствующее получению положительного результата предпринимательской деятельности. Коммерческая тайна является не средством получения дополнительной прибыли, а условием, что облегчает и в определенном смысле гарантирует ее получения.
В-пятых, коммерческая тайна – это инструмент поддержания конкурентоспособности предпринимателя на рынке.
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. [Принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года. По состоянию на 23.05.2018 ] // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496
2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Принят Государственной Думой 13.06.1996. По состоянию на 23.04.2019] // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25.
3. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Принят Государственной Думой 30.12.2001. По состоянию на 01.04.2019] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
4. Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях [Принят Государственной Думой 30.12.2001. По состоянию на 01.05.2019] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон О коммерческой тайне [Принят Государственной Думой 29.07.2004. По состоянию на 18.04.2018] // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32
6. Российская Федерация. Стратегия экономической безопасности до 2030 года указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
7. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон. О государственной тайне [Принят Государственной Думой 21.07.1993. По состоянию на 29.07.2018] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон. О банках и банковской деятельности [Принят 06.03.1997. По состоянию на 13.07.2015] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
9. Российская Федерация. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [Принят 02.12.1990. По состоянию на 01.01.2019] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
10. Алексеев Е. Обзор судебной практики по делам, связанным с разглашением коммерческой тайны [Электронный ресурс] - URL:: http://naar.ru/articles/obzor-sudebnoi-praktiki-po-delam-sviazannym
11. Анашенко И. К. Режим коммерческой тайны в организации // Молодой ученый. – 2016. – № 28. – С. 617-619. – URL https://moluch.ru/archive/132/36323/
12. Анцупов Д. В. Актуальные изменения и проблемы коммерческой тайны за последнее время. [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon. ru/blog/2016/5/6/aktualnye_izmeneniyai_pшblemy_kommercheskoj_tajny_za_poslednee_vre mya
13. Башкатова Л.И. Увольнение за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, // Бухгалтерский учет. – 2015. – № 2. – С. 107-110.
14. Белокур В. В. Угрозы экономической безопасности предприятия. – М.Н ЭКСМО, 2017. – 480 с.
15. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М., 2011. – 490 с.
16. Гаврилов Э.П. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны // Хозяйство и право. – 2016. – № 7. – С. 41 – 56.
17. Гапоненко В. Ф. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы. – М.: Проспект, 2017. – 250 с.
18. Гаврилов Э.П. Гражданско-правовая защита и охрана секретов производства и коммерческой тайны // Хозяйство и право. – 2014. – № 7. – С. 41 – 56.
19. Еремина А.Д. Система защиты информации, составляющей коммерческую тайну в обеспечении конфиденциальности информации / А.Д. Еремина // Наука в исследованиях молодежи Материалы студенческой научной конференции. – 2016. – С. 100-102.
20. Забегайло Л.А. Административная ответственность за нарушение прав на сведения, составляющие коммерческую тайну / Л.А. Забегайло // Вестник арбитражной практики. – 2016. – № 1. – С. 48 – 52.
21. Кокорин И.С. Способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну (гражданско-правовой аспект) / И.С. Кокорин, З.Р. Игбаева // Актуальные проблемы юридической науки. – 2017. – С. 80-86.
22. Кюрегян А. А. Анализ правового регулирования договора о неразглашении // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 852-854. – URL https://moluch.ru/archive/113/28886/
23. Липский М. Ю. Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 848-850. – URL https://moluch.ru/archive/93/20846/
24. Мансуров Г.З. Коммерческая тайна как разновидность конфиденциальной информации // Проблемы современной науки и образования. -2014. – № 4 (22). -С. 69-71.
25. Матвеева Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности // Молодой ученый. – 2017. – № 3. – С. 367-369. – URL https://moluch.ru/archive/137/38388/
26. Меркулова Е. Ю. Формирование индивидуальной финансовой нормативной модели управления экономической надежностью производственных систем // Социально-экономические явления и процессы. -Тамбов, 2011. – № 12. – С. 45 -48.
27. Микрюков Н. А. Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау // Молодой ученый. – 2017. – №24. – С. 96-99. – URL https://moluch.ru/archive/158/44705/
28. Минбалеев А.В. Актуальные вопросы защиты секретов производства в режиме коммерческой тайны // Проблемы права. -2015. – № 6 (54). – С. 24-27.
29. Моисеева И.В. Защита коммерческой тайны на предприятии // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы материалы III Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. – 2015. – С. 378 – 381.