ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
1.1. Понятие и виды инвестиционных проектов
1.2. Особенности инвестиционных проектов на речном транспорте
1.3. Показатели эффективности проектов на речном транспорте
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании
2.3. Анализ действующих инвестиционных программ на предприятии
3. ОСНОВАНИЕ КОМЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА КОМПАНИИ
3.1. Характеристика инвестиционного проекта
3.2 Определение денежных потоков инвестиционного проекта
3.3 Определение показателей коммерческой эффективности проекта
4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ (БЖД)
4.1 Основные положения, направленные на охрану труда (финансирование)
4.2 Обучение сотрудников правилам охраны труда и пожарной безопасности (Красноярский порт)
4.3. Экономические затраты на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты
4.4. Мероприятия по улучшению пожарной безопасности порта и флота
5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В РЕГИОНЕ
5.1. Экономика природопользования
5.2. Анализ влияния деятельности предприятия на показатели социально-экономического развития региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Для России – крупнейшего государства в мире по занимаемой территории, потребность в развитой, надежной и современной транспортной инфраструктуре особенно актуальна, так как имеют место существенные ограничения, тормозящие развитие экономики, обусловленные слабым развитием транспортной системы.
В сложившихся условиях, необходимо активнее использовать такие естественные пути сообщения, как реки. Развитие внутреннего водного транспорта (ВВТ) способно снизить загруженность наземных видов транспорта: автомобильного и железнодорожного, а также позволит в полной мере реализовать основные преимущества судоходства, к которым относятся низкая себестоимость перевозок, экологичность и безопасность.
Однако на сегодняшний день, негативное влияние на стабильность и эффективность функционирования отрасли ВВТ, приводящее к снижению ее потенциала, оказывает наблюдаемая изношенность комплекса технических средств судоходства и его обеспечения, причиной которого послужил недостаточный объем финансирования отрасли на протяжении последних десятилетий.
Мировой тенденцией последних лет, на фоне дефицита финансирования, становится тренд по привлечению к финансированию ВВТ не только владельцев, но и пользователей инфраструктуры. В контексте увеличения бюджетных ограничений России также следует обратиться к принципу «пользователь платит», предполагающему расширение элементов платности в использовании транспортной инфраструктуры. Эта мера позволит, в том числе, сделать инфраструктурные проекты в области ВВТ более привлекательными для частных инвесторов.
Изменить ситуацию и обеспечить необходимый уровень воспроизводства основных фондов ВВТ способно также применение современных форм и методов привлечения инвестиций в данную отрасль. В частности, использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющего государству привлекать внебюджетные источники финансирования при сохранении контроля над стратегически важными объектами транспортной инфраструктуры. Взаимодействие государства и частного сектора имеет богатый исторический опыт как в нашей стране, так и за рубежом, на который следует опираться при разработке научно-методических основ привлечения средств частных инвесторов и рекомендаций по оценке эффективности проектов с использованием механизмов ГЧП.
Вопросы инвестиций на транспорте рассматривались в трудах Богдановой Т.В., Бырбыткина А.А., Громова Н.Н., Ивлева В.Б., Калашник Н.Е., Королевой Е.Б., Курошевой Г.М., Легостаевой Н.В, Малиновской О.В., Персианова В.А., Скобелевой И.П., Щербанина Ю. А. и др.
Необходимость в инвестициях на транспорте сегодня ощущается особенно остро. Особое внимание, при принятии решения о реализации проектов по принципу ГЧП, следует уделять вопросу оценки эффективности, что позволит принимать взвешенные и экономически оправданные решения о реализации проектов. Важным является вопрос определения и количественной оценки рисков.
Целью работы является оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта на водном транспорте.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки эффективности инвестиционных проектов в речном транспорте.
2. Рассмотреть характеристику инвестиционного проекта на предприятии.
3. Отразить обоснование коммерческой эффективности инвестиционного проекта компании.
4. Выполнить безопасность жизнедеятельности объекта наблюдения (БЖД).
5. Отразить социально-экономическая и экологическая устойчивость в регионе.
Объектом исследования является деятельность Красноярского речного порта, а предметом – инвестиции в развитие Красноярского речного порта.
Теоретико-методологической основой работы служит системный подход к объекту исследования, научные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономики транспорта. Конкретный экономический анализ дополняется расчетами.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
1.1. Понятие и виды инвестиционных проектов
Любой вид инвестиционной деятельности тесно взаимосвязан с таким понятием, как инвестиционный проект.
Инвестиционная деятельность, осуществляемая в виде капитальных вложений, представляет собой реализацию сколь угодно произвольного числа инвестиционных проектов.
Общее понятие можно сформулировать следующим образом.
Инвестиционный проект – это целый комплекс расчетной, сметной, финансовой, правовой и организационной документации, на основании которой можно сделать вывод о целесообразности той или иной инвестиции, а также получить обоснование сроков и объемов таких вложений .
Также инвестиционный проект содержит описание методов, способов и практических действий, которые целесообразно применять при осуществлении инвестиции. Именно поэтому в финансовой практике его иначе принято называть бизнес-план.
Как деятельность (комплекс мероприятий, совокупность действий) инвестиционный проект – это локализованный по целям, срокам и ресурсам инвестиционный процесс (инвестирование, инвестиционная деятельность) .
Можно сказать, что этот процесс есть дискретный набор инвестиционных проектов, а каждый инвестиционный проект есть форма реализации конкретного объема капитальных вложений.
Подобная целевая, временная и ресурсная локализация оформляется определенным набором расчетно-финансовых и организационно-правовых документов, необходимых для осуществления конкретного инвестиционного проекта.
В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано такое определение инвестиционного проекта: «Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» .
В основу классификации инвестиционных проектов положено несколько основных критериев или признаков.
1. По целям:
коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли (самые типичные и многочисленные);
научно-технические (инновационные) проекты, направленные на разработку и создание новой продукции, техники, технологии. Прибыль эти проекты приносят только при условии последующей коммерциализации созданного новшества;
социальные проекты имеют целью качественное улучшение состояния 27 социальной сферы страны (региона) – здравоохранения, образования, культуры и др. Реализуются органами власти, тогда как инициаторами двух предыдущих видов инвестиционных проектов являются предприятия;
экологические проекты имеют результатом построенные природоохранные объекты, или улучшенные по вредным воздействиям на окружающую среду параметры действующих производств. Типичный пример возможного частно-государственного партнерства, когда предприятия заинтересованы в уменьшении платежей за загрязнение окружающей среды, а органы власти – в ее улучшении.
2. По степени взаимосвязи:
независимые, допускающие одновременное и раздельное финансирование и осуществление, причем результаты их реализации не влияют друг на друга;
альтернативные (взаимоисключающие, конкурирующие), т.е. не допускающие одновременной реализации из-за того, что, например, выполняют одну функцию или претендуют на один и тот же объем финансирования. Из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один;
взаимодополняющие (взаимосвязанные), реализация которых может происходить лишь совместно, например, в рамках одной инвестиционной программы.
3. По срокам:
краткосрочные со сроком реализации до трех лет;
среднесрочные (от трех до пяти лет);
долгосрочные (более пяти лет).
Коммерческие инвестиционные проекты, как самые многочисленные, дополнительно делятся на производственные и торговые. Первые имеют целью получение прибыли за счет роста и (или) повышения эффективности использования основного и оборотного капитала предприятия, вторые – за счет закупки, продажи и перепродажи продукции и услуг. Поэтому инвестиции в производственные коммерческие проекты относят к капиталообразующим, а в торговые – нет.
Из всех видов инвестиционных проектов наиболее важными являются производственные коммерческие проекты, поскольку именно они выполняют главную задачу капитальных вложений – простого и расширенного воспроизводства основных фондов.
Поэтому производственные коммерческие инвестиционные проекты, в свою очередь, классифицируют еще по двум признакам .
4. По объему капиталовложений:
малые проекты, реализуемые в рамках одной небольшой фирмы и представляющие собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Являются, чаще всего, краткосрочными;
средние проекты – проекты реконструкции и технического перевооружения действующего производства. Реализуются поэтапно, в соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех ресурсов проекта. Относятся, чаще всего, к среднесрочным, но могут быть и 28 долгосрочными (для сложных производств);
крупные проекты – проекты строительства предприятий на основе принципиально новой идеи продукции или технологии. Новые товары и технологии являются результатом реализации инновационных инвестиционных проектов и задача данного строительства – тиражирование этих нововведений (инноваций). Крупные проекты могут быть, естественно, только долгосрочными;
мегапроекты – целевые инвестиционные программы международного, государственного или регионального масштаба, содержащие множество взаимосвязанных, но конечных проектов.
В отечественной литературе нет сведений о том, какой именно объем капиталовложений соответствует малому, среднему и т.д. проекту. В американской практике малыми проектами считаются проекты стоимостью 10-15 млн. долл., величина капиталовложений в мегапроекты составляет более одного миллиарда долларов. А вот по ожидаемой эффективности капиталовложений в зависимости от их предназначения (второй классификационный признак) существует следующая, более детальная градация производственных коммерческих инвестиционных проектов :
- «вынужденные» капиталовложения, осуществляемые в соответствии с требованиями законодательства к безопасности труда на предприятии, ограничениями по загрязнению окружающей среды, соблюдением трудовых и гражданских прав работников и т.д. Эффективность (норма прибыли) для таких капиталовложений не устанавливается;
- капиталовложения в повышение эффективности производства за счет улучшения его организации – сокращения непроизводительных потерь рабочего времени, пересмотра в сторону ужесточения норм и нормативов, совершенствования производственной логистики и т.д. Обобщенными критериями эффективности подобных усилий служат показатели оборачиваемости оборотных средств, а минимальная норма прибыли составляет 6-7%;
- капиталовложения в снижение риска производства и сбыта преследуют цель не улучшения организации производства как системы (предыдущий случай), а повышения надежности ее элементов. Примерами могут быть замена оборудования на более надежное или его капитальный ремонт, внедрение входного контроля поставляемого сырья, повышение качества продукции и т.д. Минимальная норма прибыли по таким капиталовложениям составляет 12%;
- капиталовложения в сокращение затрат, в отличие от двух предыдущих случаев, призваны не улучшить существующее производство или его организацию, а изменить их в сторону снижения производственных издержек. Например, упоминавшаяся замена или ремонт оборудования должны предполагать снижение энергоемкости его работы. Входной контроль сырья должен быть дополнен более экономной технологией его раскроя или обработки. Повышение качества продукции (например, ее эксплуатационных свойств) должно сопровождаться снижением ее материалоемкости и т.д. В силу 29 такого более сложного характера реализуемых мероприятий минимальная норма прибыли выше и составляет 15%;
- капиталовложения в увеличение доходов реализуются либо через диверсификацию действующего производства, либо путем освоения новых рынков сбыта выпускаемой продукции. Минимальная норма прибыли составляет при этом 20%;
- рисковые капиталовложения – это инвестиции в новое строительство и в новые технологии, минимальная норма прибыли на них составляет 25%.
1.2. Особенности инвестиционных проектов на речном транспорте
Исторически формирование транспортной сети в России складывалось на основе рек, к которым в 19-20 веке добавились железные дороги. Речной транспорт стал с середины 20 века дополнительным и дополняющим способом транспортировки грузов. Госплановские выкладки в СССР показывали, что достаточно иметь хорошую, проходящую через все области европейской части страны железнодорожную сеть, а речные перевозки будут обеспечивать до 20-25% дополнительных перевозок массовых грузов и перевозки в районы, куда не выгодно тянуть железную дорогу .
В настоящее время уровень развития транспортной системы не в полной мере отвечает потребностям национальной экономики. Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации, сегодняшние объемные, экономические и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере решать стоящие перед ней задачи .
Инвестиции в транспортный комплекс не только являются катализатором развития всех отраслей экономики и регионов страны, но и положительно влияют на качество жизни населения.
Отсутствие необходимых инвестиций в транспортную структуру по расчетам Всемирного банка снижает темпы роста экономики в долгосрочной перспективе на 1-3%. Для перехода транспортной системы Российской Федерации на новый качественный уровень, соответствующий потребностям инновационного пути развития страны, объем инвестиций должен составлять 4,5% от ВВП .
Рост инвестиций на морском и внутреннем водном транспорте и изменение их структуры в сторону увеличения частных инвестиций может быть обеспечен в результате повышения инвестиционной привлекательности водного транспорта.
1. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СПС Консультант Плюс.
2. Аньшин, В. М. Инвестиционный анализ: учебное пособие / В. М. Аньшин; Академия н / х при. Правительстве РФ. – М.: Дело, 2017. - 280
3. Богатыня, Ю. В. Инвестиционный анализ: учебное пособие / Ю. В. Богатыня, В. А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 287 с.
4. Бирман, Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт, Л. П. Белых. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2016. - 631 с.
5. Борисова, О.В. Инвестиции. В 2 т. Т.1. Инвестиционный анализ: Учебник и практикум / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Л.В. Овешникова. — Люберцы: Юрайт, 2016. - 218 c.
6. Васильева, О.Е. Особенности развития внутреннего транспорта России на современном этапе / О.Е. Васильева, А.А. Дмитриева, И.В. Макеев [Текст] // Естественные науки. – 2018. – № 4. – С. 64-71.
7. Варакса, А.М. Комплексный подход к изучению национальной экономики / А.М. Варакса // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2018. – № 1. – С. 6–9.
8. Грачев, М.В. Проблематика и перспективы транспортной логистики на внутреннем водном транспорте [Текст] / М.В. Грачев, Г.И. Шепелин // Символ науки. – 2020. – № 1. – С. 16-18.
9. Колмыкова, Т.С. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / Т.С. Колмыкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 214 с.
10. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
11. Иванова, В.А. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов [Текст] / В.А. Иванова // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. – 2019. – С. 101-105.
12. Некрасов, Н.А. Экономические проблемы внутреннего водного транспорта и перспективы его развития [Текст] / Н.А. Некрасов, А.М. Варакса, И.Г. Фютик // Идеи и идеалы. – 2017. – № 3 (33). – С. 145-153.
13. Нешитой, А.С. Инвестиции [Текст]: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и Кº, 2018. – 351 с.
14. Никифоров, В. Красноярский речной порт ищет новые пути развития [Текст] / В. Никифоров, Ю. Юрков, Л. Федоров // Речной транспорт (XXI век). – 2017. - № 2 (26). – С. 59-60.
15. Пантина, Т.А. Экономическая оценка и пути повышения инвестиционной привлекательности водного транспорта [Текст] / Т.А. Пантина, М.В. Сабайдаш // Журнал университета водных коммуникаций. – 2019. – № 3. – С. 69-77.
16. Станиславчик, Е.Н. Бизнес-план: Финансовый анализ инвестиционного проекта [Текст]: моногр. / Е.Н. Станиславчик. – М.: ИЛ, 2018. – 933 c.
17. Танашева, Е.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов [Текст] / Е.А. Танашева // Аллея науки. – 2018. – № 10 (26). – С. 572-575.
18. Чернов, В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», по спец. экономики управления (080100) / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 159 c.
19. Инвестиционный потенциал речных перевозок в России URL: https://www.korabel.ru/news/comments/investitsionniy_potentsial_rechnih_perevozok_v_rossii.html (дата обращения: 09.03.2020).
20. Инвестиционные проекты: понятие, виды, классификация URL: https://econom-ref.ru/57-investiczionnye-proekty-ponyatie-vidy-klassifikacziya.ht ml (дата обращения: 07.03.2020).
21. Методы расчета ставки дисконтирования при оценке стоимости бизнеса. Примеры расчета URL: https://www.finances-analysis.ru/ocenka-biznesa/metody-rascheta-stavki-diskontirovanija-ocenke-stoimosti-biznesa.htm (дата обращения: 05.04.2020).
22. Никитский Ю. Флоту нужны инвестиции / Ю. Никитский URL: http://transportrussia.ru/rechnoy-transport/flotu-nuzhny-investitsii.html (дата обращения: 07.03.2020).
23. Обзор отрасли грузоперевозок в России. 2019 год URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-transportation-services-2019-rus/$FILE/ey-transportation-services-2019-rus.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
24. Официальный сайт АО «Красноярский речной порт» (URL: http://krasrp.ru (дата обращения: 12.03.2020).
25. Официальный сайт АО «ЕРП» URL: https://www.e-river.ru (дата обращения: 29.03.2020).
26. Понятия и виды инвестиционных проектов URL: http://tv-bis.ru/ponyatiya-ob-investitsiyah/206-vidyi-investitsionnyih-proektov.html (дата обращения: 06.03.2020).
27. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2020 году таблица URL: http://tv-bis.ru/ponyatiya-ob-investitsiyah/206-vidyi-investitsionnyih-proektov.html (дата обращения: 06.04.2020).
28. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. URL: https://www.mintrans.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 06.03.2020).
29. ЦБ сохранил прогноз по инфляции на 2020 год URL: https://ria.ru/20200207/1564399198.html (дата обращения: 06.04.2020).
30. Федеральная служба государственной статистики URL: https://www.gks.ru/folder/14304 (дата обращения: 25.03.2020).
31. Федеральное агентство морского и речного транспорта URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/fcp.html (дата обращения: 21.03.2020).
32. https://studizba.com/lectures/3-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-ohrana-truda/76-organizaciya-pozharnoy-bezopasnosti-na-obektah/1311-5-meropriyatiya-provodimye-po-povysheniyu-pozharnoy-bezopasnosti.html
33. https://sudact.ru/law/prikaz-mintransa-rf-ot-24122002-n-158/pravila-pozharnoi-bezopasnosti-na-sudakh/ii/