ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Маркетинговая деятельность организации, ее цели и функции
1.2 Составляющие маркетингового комплекса организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА В ООО «ЛЕНТА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ комплекса маркетинга в ООО «Лента»
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА В ООО «ЛЕНТА»
3.1 Направления по совершенствованию маркетингового комплекса
3.2 Анализ экономической эффективности предложенных мероприятий в ООО «Лента»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация, функционирующая в условиях рыночной экономики, является центром удовлетворения потребностей покупателей. В условиях, когда товарное предложение превышает спрос со стороны потребительского рынка, усилия специалистов по маркетингу направлены на изучение того, чего же хотят потребители и за что они готовы платить деньги. Эффективно организованная маркетинговая деятельность организации как раз и состоит в воплощении их запросов и потребностей в создание новых товаров и улучшение уже существующих, формирование цен на ассортиментный ряд, а также в выборе способов продвижения товаров на рынке и построении эффективных каналов сбыта.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что для торговых компаний важно обладать гибкостью и возможностью к быстрой адаптации в меняющихся экономических условиях. Своевременный менеджмент и целесообразный маркетинговый комплекс способны значительно увеличить эффективность деятельности, улучшить финансово-экономическое состояние организации. В этой связи приобретает практическую значимость исследование системных подходов к разработке перспективных направлений маркетинговой деятельности организации в условиях меняющееся внешней и внутренней среды.
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ организации и разработка на этой основе маркетингового комплекса, направленного на усиление конкурентной позиции, повышение эффективности маркетинговой деятельности.
Степень изученность темы исследования. Вопросам исследования и оценки эффективности маркетинговой деятельности организации посвящены исследования таких ученых, как И. Ансофф, С.А. Боронин, Г.А. Васильева, Е.П. Голубков, Я.Х. Гордон, А.Н. Романова, Ф. Котлер и др. Практические аспекты организации маркетинговой деятельности представлены в трудах В.А. Бондаренко, О.Г. Гондаренко, Е.А. Касаткиной, Н.И. Ивашковой.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам формирования и развития маркетинговой деятельности, на наш взгляд, недостаточно изученными остаются вопросы повышения эффективности маркетингового комплекса организаций с учетом их отраслевой принадлежности.
Целью курсовой работы является исследование и анализ теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности маркетингового комплекса в ООО «Лента».
Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- рассмотреть понятие, цели и функции маркетинговой деятельности;
- охарактеризовать составляющие маркетингового комплекса организации;
- проанализировать комплекс маркетинга в ООО «Лента»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование комплекса маркетинга в данной организации;
- оценить экономическую эффективность от передоложенных мероприятий.
Объектом исследования, проведенного в курсовой работе выступает организация ООО «Лента», функционирующая на рынке ритейла.
Предметом исследования является маркетинговый комплекс и маркетинговая деятельность организации ООО «Лента».
Методологическую базу исследования составили расчетно-аналитический, метод сравнения, методы маркетингового анализа (макроанализ, анализ конкурентного окружения, бенчмаркинг, SWOT-анализ и т.д.), а также общенаучный метод.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена такими учеными, как: Войцеховская И. М, Савицкая Г.В., Фатхутдинов Р.А., Завьялов П.С., Голубков Е.П. Исследование проблем разработки основных напарвлений маркетинговой деятельности современной организации механизма в рамках маркетинговой стратегии организации, создания и поддержания их конкурентного статуса представляет собой самостоятельное научное направление. В этой области следует отметить, прежде всего, работы зарубежных ученых И.Ансоффа, Б.Карлофа, Т.Коно, Д.Мерсера, Р.Фостера, Ф. Котлер и многих других.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты (Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и пр.), финансовая отчетность объекта исследования за 2015-2017 годы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в прикладном характере научных положений и рекомендаций, позволяющих использовать их в практической деятельности предприятий и организаций отрасли торговли, при повышении эффективности и результативности маркетинговой деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Общий объем работы составляет …. листов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Маркетинговая деятельность организации, ее цели и функции
Современный мир диктует свои условия, свои принципы и правила, которые имеют влияние на все сферы жизни людей. Исключением не является и такая сфера жизнедеятельности, как маркетинг. Понятие это появилось относительно недавно.
Понятие «маркетинг» заимствовано из английского лексикона (marketing – рыночная торговля). На сегодняшний день имеется немало определений и толкований этого слова. Вот как трактует термин «маркетинг» Филипп Котлер. Он называет его видом человеческой деятельности, направленным на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Но, к сожалению, этот очевидный факт не всегда осознают руководители и менеджеры, бизнесмены и государственные служащие. Под маркетингом также понимают принципы предугадывания потребностей клиентов, а также организаций посредством рекламы. При этом преследуется весьма важная цель – повысить уровень продаж и сделать прибыль максимально высокой.
По мнению специалистов Американской ассоциации маркетинга, «Маркетинг – это предпринимательская деятельность по организации потоков товаров и услуг от изготовителя к покупателю или пользователю», т.е. конкретный вид деятельности с конкретными целями».
По мнению отечественного исследователя В.И. Дорошева, маркетинг представляет собой социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как отдельных индивидов, так и общественных групп посредством создания, предложения и обмена товаров и услуг.
Маркетинговая деятельность является важнейшей частью стратегии деятельности торговой организации и представляет собой стратегию, выбранную компанией в качестве системы управления бизнесом, которая предполагает тщательный учет процессов, происходящих на рынке для принятия правильных экономических решений.
Принято считать, что управление маркетингом на предприятии заключается в поиске потребителей в том количестве, которое было бы достаточным для необходимого уровня производства. В таком случае получается, что оно вовсе не нужно в компаниях, которые уже имеют требуемое число клиентов.
Во-первых, ситуация может коренным образом измениться из-за влияния внешней среды или по ряду внутренних причин.
Во-вторых, управление маркетингом на предприятии – довольно обширное понятие и имеет целый спектр направлений. Итак, сюда входит проведение анализа, процессы планирования, организация мероприятий и последующий контроль. Все перечисленные функции направлены как на установление, так и на последующее поддержание и укрепление отношений с потенциальным целевым рынком, что, в свою очередь, сулит достижение планируемого уровня сбыта, доли рынка и прибыли.
Сущность маркетинговой деятельности состоит именно в рациональном распределении товаров и услуг, поиске новых каналов сбыта и изучении моделей поведения покупателей. Маркетинг может представлять собой определенную концепцию или конкретную модель поведения, то есть способ его применения на практике.
Также сущность маркетинговой деятельности заключается и в осуществлении планирования, контроля над бюджетом и результатами деятельности. К основным принципам маркетинговой деятельности относят:
1. Изучение рынка, потребностей, спроса до принятия производственных решений.
2. Выполнение необходимых требований, которые будут соответствовать современным запросам и рыночной ситуации. Производство должно ориентироваться на нужды потребителя и уметь перестроиться в связи с появлением новых факторов.
3. Влияние на выбор покупателя и на весь рынок при помощи специальных средств. Здесь важную роль играет реклама как средство воздействия на потребителя.
Цель маркетинговой деятельности состоит в создании условий, максимально приспособленных к требованиям и изменениям рынка, к общественному спросу.
Цели маркетинга можно разделить на основные и дополнительные.
К основным в первую очередь относится аналитическая. Ведь прежде чем производить товар, необходимо изучить рынок, его структуру, потребление данного товара. Производственные цели маркетинга предполагают организацию материального и технического снабжения, управление конкурентоспособностью продукции, ее качеством.
Выделяется также сбытовая цель маркетинга, суть которой заключается в организации системы движения товаров, формировании спроса, системы продаж, а также стимулировании сбыта продукции. Сюда же относятся товарная и ценовая политика и организация сервиса.
Также немаловажную роль играет управленческая составляющая (цель), которая заключается в правильной организации системы коммуникаций, внедрении эффективных принципов управления и контроля, а также в управлении рисками.
Управленческие цели маркетинга, прежде всего, призваны усовершенствовать внутреннюю инфраструктуру предприятия и подразумевают, в частности, повышение квалификации сотрудников, внедрение новых технологий и правильное построение системы управления. Анализируя основные цели маркетинга, можно также выделить еще несколько из них. В частности, это рыночная цель, суть которой в непрерывном поиске новых перспективных рынков сбыта, а также завоевании доминирующего положения на уже существующем рынке.
Чтобы цели маркетинга успешно были достигнуты, а их выполнение стало реальным, они должны в доступной форме доноситься до каждого сотрудника организации. Главная задача - это выражение целей в количественном виде, для того чтобы сотрудники четко понимали, что именно они получат взамен при достижении поставленной задачи.
Маркетинговые цели достигаются с помощью создания положительного имиджа организации, значительного роста прибыли и объемов продаж, а также преобладания в конкурентной борьбе.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юрист, 2017. – 39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2017). - М.: Юрист, 2017. 623 с.
3. Бухгалтерская отчетность ООО «Лента» за 2015-2017 годы.
4. Академия рынка. Маркетинг: Учебник /Под ред. Худокормова А.Г. – М.: Экономика, 2017. 510 с.
5. Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2015. – 236 с.
6. Алиев, Ю.3. Конкурентоспособность в эпоху глобализации/ Ю.З. Алиев // Власть. - 2015. - № 2. - С. 34-37.
7. Алексунин, В.А. Управление продажами: Учебник / В.А. Алексунин. – М.: Статут, 2015. - 328 с.
8. Алескеров, Ф.Н. Ассортимент и качество товаров: Управление в регионе: учеб. Пособие/ Ф.Н. Алескеров. – М.: Азернешр, 2016. - 183 с.
9. Альбеков, А.У. Воздействие основных коммуникационных составляющих маркетинга на поведение потребителей: моногр. / А.У. Альбеков, Т.Б. Ерохина. РГЭУ «РИНХ». Ростов-н/Д, 2016. - 268 с.
10. Амблер Т. Практический маркетинг /Т. Амблер – СПб.: Издательство «Питер», 2015. – 689 с.
11. Ансофф, И. Стратегическое управление: учебник/ И. Ансофф. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 763 с.
12. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багилев, В. М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
13. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2015. –672 с.
14. Бондаренко, В.А. Новые возможности оценки клиентской лояльности на рынке подвижной связи/ В.А. Бондаренко, А.С. Сагоян // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. - №6. - С. 62.
15. Боронин, С.А. Маркетинговый анализ конкурентоспособности региональный компаний-лидеров на первичных рынках жилищной недвижимости/ С.А. Боронин, А.С. Коршунов//Известия ПГПУ. - 2011. - № 24. - С. 32-38.
16. Васильева, Г.А. Поведение потребителя/ Г.А. Васильева: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2015. – 387 с.
17. Васильев, Г.А. Маркетинг розничного торгового предприятия: учебное пособие/ Г.А. Васильев, В.А. Поляков, А.А. Романов. – М.: Вузовский учебник, 2017. –641 с.
18. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учеб/ О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2017. – 298 с.
19. Глушкова, Ю. О. Информационная поддержка потоков логистической системы предприятия/ Ю.О. Глушкова // Интегрированная логистика. - 2010. - N 6. - С. 37-38.
20. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Е.П. Голубков. - М.: ВЕК, 2013. – 598 с..
21. Гондаренко, О.Г. Исследование клиентских предпочтений в отношении программ стимулирования спроса / О.Г. Гондаренко // Предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 52-59.
22. Гондаренко, О.Г. К вопросу о применении маркетинговой стратегии целевого взаимодействия с клиентами/ О.Г. Гондаренко // Экономика региона и ее инфраструктурное обеспечение в контексте социально-экономических изменений : материалы III Межрегион. науч.-практич. конф. проф.-препод. состава и молодых ученых. 2 апреля 2010 года / РГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д, 2017. – С. 34-39.
23. Гордон, Я. Х. Маркетинг партнерский отношений/ Я.Х. Гордон. – М.: ИНФРА- М., 2015. – 384 с.
24. Длигач, А. Почему уходят клиенты и как их остановить/ А.Дигач // PR в России. - 2016. – № 2. – С. 18.
25. Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии Текст.: 3-е изд./ пер. с англ под. ред. Ю.Н. Катуревского. СПб.: Нева, 2015. – 671 с.
26. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. – М.: ИНФРА, 2015.- 320 с.
27. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. М.: ИДВ, 2013. – 628 с.
28. Дэвид Филлипс PR в Интернете / Д. Филипс – М.: ФАИР-ПРЕСС – 2015. – 185 с.
29. Жариков, В.В. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков. – Тамбов, ТГТУ, 2012. – 180 с.
30. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг /П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: ЮНИТИ, 2015. – 189 с.
31. Ивашкова, Н.И. От программ лояльности потребителей к программам взаимодействия с контактными аудиториями/ Н.И. Ивашкова. И.А. Гончарова // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. - № 5 (71). - С. 369-372.
32. Карлофф Б. Деловая стратегия: учебник/ Б.Карлоф. – М.: Инфра-М, 2012. – 591 с.
33. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ/ А.И. Ковалев, В.В. Войленко. - М.: Центр экономики и маркетинга 2015. – 176 с.
34. Котлер, Ф. Основы маркетинга: учебник/Ф. Котлер. – М.: Наука, 2015. – 1024 с.
35. Котлер, Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль / Ф. Котлер – М.: ИНФРА-М, 2016. – 720 с.
36. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 327 с.
37. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2013. – 861 с.
38. Мешко, Н. А. Маркетинг в России: перспективы развития/ Н.А. Мешков// Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. - № 5 (43). –С. 97.
39. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы/ Е.П. Пешкова – М.: ЮНИТИ, 2015. – 368 с.
40. Программы лояльности клиентов: принципы, характеристики, разработка. Портал о торговом маркетинге, 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://trademarketing.ru/node/392
41. Менеджмент организации: Учеб пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др., под ред. З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА-М, 2017. - 281с.
42. Савчук, В. П. Финансовая диагностика деятельности предприятия и поддержка управленческих решений [Электронный ресурс]/В.П. Савчук. - . Режим доступа: hhtp://www.iteam.ru
43. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху организации/ С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С.114-120.
44. Старцев, А.А. Реклама для руководителей и маркетологов [Электронный ресурс] / А.А. Старцев. - Режим доступа: http
45. Уткин, Э.А. Маркетинг: учебник / Под. Ред. проф Э.А. Уткина — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2016. – 320 с.
46. Фатрелл, Ч. М. Управление продажами/ Ч.М. Фатрелл. – СПб.: Нева, 2013. – 638 с.
47. Федько, С.А. Основы маркетинга: учебник/ С.А. Федько. – М.: ДАНА, 2012. –375с.
48. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг : учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 4-е изд. СПб. : Питер, 2015. – 347 с.
49. Хлусов, В.П. Основы маркетинга/ В.П. Хлусов - М.: «Издательство ПРИОР», 2015. – 560 с.
50. Официальный сайт ИАЦ «Финам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:finam.ru/rec_obzor_2017/
51. Официальный сайт агентства интернет-рекламы «Старт-реклама», 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.start-reklama.ru/reklama-lekarstv.php
52. Официальный сайт РА «Эксперт», 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/(дата обращения 25.12.2017)
53. Экспертизы аналитического агентства «Полимэкс»// http:polimex.ru
54. Фурсик, С. Н. Применение маркетинга образовательных услуг как фактор повышения качества образования (статья) / Вологда: Филиал СЗАГС в г. Вологде 2011.- С 142-144
55. Фурсик, С. Н. Маркетинг на рынке образовательных услуг и эффективность управления образовательным учреждением (статья) / Департамент образования Вологодской области; Волог. гос. педагог. ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2011. – С 178-181
56. Фурсик, С. Н. Качество человеческого капитала как фактор экономического роста (монография) / Вологод. Гос. Пед. Ун-т; О.Л. Гузакова, С.Н. Фурсик, С.А. Андронович, Е.А. Жилина; . под ред. О.Л. Гузаковой –Вологда ВГПУ, 2011 - 118с. – С 50-56, 107-109
57. Фурсик С. Н. Кадровое обеспечение инновационного развития региона (статья) / Управление и экономика в условиях модернизации: опыт и перспективы. Материалы научно-практической конференции - Вологда,: Легия. 2012- С 142-144.
58. Фурсик С.Н. Применение маркетинга образовательных услуг как фактор совершенствования качества образования (статья) / Проблемы развития территории. - 2013. - № 2(64). – С 104-112
59. Фурсик С.Н. Маркетинг образовательных услуг, как фактор повышения качества образования (статья) / Маркетинг и общество: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – под ред. Н.Г. Багаутдиновой, Н.В. Каленской – Казань: Отечество, 2013 –С 186-189
60. Фурсик С.Н. Маркетинг образовательных услуг как фактор совершенствования качества образования и снижения риска неконкурентоспособности вуза (статья) / Сборник научных трудов SWorld._Выпуск 4. Том 37.- Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013- С 74-82