В настоящее время роль международного маркетинга в деятельности предприятий значительно возрастает. Выступая в качестве системы или комплекса, он учитывает стратегию деятельности организации, то есть коммуникативную политику, что способствует решению экономических проблем функционирования предприятия на зарубежном рынке.
Тема работы актуальна, так как для любой компании, желающей включиться в международные экономические отношения, первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешний рынок. Интернационализация - одна из главных стратегических целей многих российских компаний.
Стратегия маркетинговой деятельности предполагает планирование маркетинговых мероприятий, которые подчинены достижению поставленных перед компанией целей, включая:
- определение целевой аудитории компании и разделение ее на сегменты;
учет сильных сторон компании и возможности её внешней среды;
позиционирование существующих товаров и услуг компании; продвижение на рынок новых товаров и услуг.
Целью исследования является разработка стратегии выхода на внешний рынок и обоснование инвестиционного плана ее реализации (на примере ООО «Rich Toys»).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к построению стратегий выхода на внешний рынок;
- рассмотреть методические основы по обоснованию и оценке инвестиционного плана;
- выполнить анализ хозяйственной деятельности ООО «Rich Toys»
- произвести инвестиционный план освоения производства новой продукции ООО «Rich Toys»
- дать оценку эффективности инвестиционного плана освоения производства новой продукции ООО «Rich Toys».
Объектом исследования выступает деятельность компании ООО «Rich Toys» на рынке.
Предметом исследований работы является деятельность компании ООО ООО «Rich Toys»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
1.1 Теоретические подходы к построению стратегий выхода на внешний рынок
Стратегическое планирование – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями, её шансами и потенциальными возможностями в области маркетинга [8, с.235].
Инвестиционным проектом считается основной документ, которые определяет необходимость осуществления реального инвестирования, где в общепринятой последовательности разделов описываются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией [4, с. 85].
Инвестиционному проекту свойственна этапность, в связи с чем следует рассмотреть инвестиционный цикл проекта, то есть период между началом осуществления проекта и его ликвидацией (рисунок 1).
Рисунок 1 – Жизненный цикл инвестиционного проекта
Под стратегией выхода на внешний рынок для целей данной статьи будем понимать исключительно институциональную форму присутствия и функционирования компании на определенном зарубежном рынке, которая создается для достижения ее стратегических целей [6, с.235].
Инвестиционная фаза, прежде всего, включает принятие стратегических решений, которые позволят правильно рассчитать объемы и сроки инвестирования, а также определить наиболее оптимальную структуру финансирования.
На операционной фазе инвестиционного проекта осуществляется непосредственная деятельность по проекту.
Так как любой инвестиционный проект по срокам реализации ограничен во времени, одной из фаз выделяют ликвидационную фазу, на которой инвесторы и пользователи объектов капитальных вложений определяют остаточную стоимость основных средств, оценивают их рыночную стоимость, по возможности реализуют неиспользуемое оборудование и устраняют последствия осуществления инвестиционного проекта [2, с. 33-34].
Существует несколько понятий стратегии. А. Чандлер, в одной из своих работ в сфере стратегического планирования, отмечает, что «стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [36, с.143].
А. Ансофф в свою очередь выделяет несколько отличительных особенностей стратегии, а именно:
− процесс выработки стратегии не заканчивается каким–либо немедленным действием. Обычно он завершается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятия;
− выделенная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске заключается в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, а, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией;
− необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий приведет организацию на желаемое развитие;
− в ходе формулирования стратегий невозможно предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться неполной, сильно обобщенной и неточной информацией о различных альтернативах;
− при появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить актуальное изменение стратегии [2, с.9].
Очень важно осуществлять стратегическое планирование в любой экономической ситуации, тем более в кризисный период. Стратегический менеджмент – единственный верный вариант управления, если цель – успешное развитие предприятия.
История развития мировой экономики свидетельствует о том, что принятые в период кризисов стратегические решения определяют успех или неудачу предприятия на годы вперед. Добиваются успеха те предприятия, которые своевременно и решительно перестраивают свою стратегию развития и меняют приоритеты своей деятельности.
В кризисное время дилемма для многих предпринимателей и менеджеров состоит в том, как и в каком направлении, перестраивать свою деятельность, какими пользоваться критериями для принятия решений в условиях крайней неопределенности. Для выработки стратегии, обеспечивающей повышение ценности, необходим алгоритм выработки стратегического решения, позволяющий объединить в единую логическую цепь богатейший арсенал современных управленческих инструментов.
По данным статистики, в результате экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий на 1 февраля 2019 г. составляет 19 057 единиц. Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В США, например, около 50% вновь созданных малых и средних предприятий прекращают свою деятельность в течение одного года. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости постоянно следить за тем, чтобы стратегия развития предприятия соответствовала настоящему положению дел, что позволит своевременно изменить данную стратегию, если это потребуется [21].
Как показывает теория, и подтверждает практика, то, что предприятие попадает в кризисное состояние, является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Еще тридцать лет назад в практике управления предприятиями отсутствовали стратегические принципы. Только на стыке шестидесятых–семидесятых годов нашего века появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса.
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
На рынках ситуация сейчас такова, что при верной стратегии возможно увеличить долю рынка предприятия в несколько раз, при этом привычные алгоритмы обработки рынка могут стать (и становятся) неэффективными. Следовательно, меняются приоритетные задачи предприятий.
Данная ситуация является общей для всех, а значит, то предприятие, которое вовремя отреагирует на изменения, выстроит адекватную стратегию и реализует ее, – получит рыночное преимущество, позволяющее не только удержать «докризисные» позиции, но и существенно их упрочнить.
В условиях глобализации экономики создаются условия для более простого и быстрого выхода предприятий на зарубежные рынки, усиливается международный обмен товарами. Российский рынок в условиях мировой тенденции становится все более открытым как для входящих, так и для исходящих потоков товаров. Активное внедрение зарубежных предприятий на рынок России, выравнивание условий ведения бизнеса на местных рынках для отечественных и зарубежных предприятий делают актуальной для российских предприятий проблематику освоения зарубежных рынков [28, с.87].
Решения, принимаемые предприятиями в области внешнеэкономической деятельности, имеют стратегический и оперативный характер. Наиболее важным стратегическим решением, формирующим все последующие действия предприятия, является решение об участии в той или иной форме в международном разделении труда, в выборе целевых зарубежных рынков и способов их освоения, в стратегиях функционирования предприятия на данных рынках[38, с.34].
Важная роль в осуществлении проектов выхода предприятий на зарубежные рынки принадлежит адекватной маркетинговой стратегии. Толковый терминологический словарь-справочник «Маркетинг» предлагает ей такое определение: «Стратегия маркетинга – формирование и реализация целей и задач предприятия – производителя и экспортёра – по каждому отдельному рынку (сегменту рынка) и каждому товару на определённый период времени (долгосрочный, среднесрочный) для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия. Разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов». Стратегия выхода на рынок определённой страны с определённым товаром является одной из наиболее распространённых стратегий международного маркетинга [35, с. 421].
Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов [14].
В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена.
Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств [7, с.238].
В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств, принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка. При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития [33].
Экспорт продукции – серьезный инвестиционный проект, к которому и отношение должно быть взвешенным и обстоятельным. При построении экспорта организационные задачи не менее значимы, чем экономические показатели.
Успех работы в конкретной стране зависит от нескольких факторов: от того, насколько удачно и правильно выбран партнер, который будет представлять и продвигать продукцию в своей стране, насколько он окажется мощным, профессиональным, заинтересованным в долгосрочном сотрудничестве и готовым вкладываться в развитие импортируемой марки, а также от того, насколько грамотно и полно составлен дистрибьюторский контракт[11].
Выход на зарубежный рынок предполагает необходимость проведения маркетинговых исследований:
во–первых, предприятие должно четко осознавать необходимость или желательность освоения рыночного пространства за пределами внутреннего рынка;
во–вторых, правильно оценивать свои собственные возможности;
в–третьих, предприятие должно понимать, какой тип зарубежного рынка соответствует возможностям предприятия [16].
Каждое из перечисленных условий предполагает оценку совокупности факторов, которые влияют на выбор зарубежного рынка, выбор способа выхода на зарубежный рынок и стратегии развития на выбранном зарубежном рынке.
1.2. Методические основы по обоснованию и оценке инвестиционного плана
Любой организации для воспроизводства основных средств, укрепления материально – технической базы, увеличения объёмов производства, улучшения социальных условий работников необходимо вложение денег, для чего необходимо проводить соответствующую инвестиционную политику.
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью его сохранения и увеличения. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, на протяжении которого предприятие получает экономический эффект (увеличение выпуска продукции, производительности труда, прибыли и т.д.).
Анализ объемов инвестиционной деятельности обычно начинают с изучения общих показателей, таких как объем валовых инвестиций и объем чистых инвестиций. Валовые инвестиции — это объем всех инвестиций в отчетном периоде. Чистые инвестиции меньше валовых инвестиций на сумму амортизационных отчислений в отчетном периоде.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018 N 34-ФЗ).
3. Абрамов, А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий: учебник / А.Е. Абрамов. – М.: АКДИ, 2012. – 145 с.
4. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебник / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – 3-е изд., – М.: ИНФРА –М, 2015. – 272 c.
5. Архипов, А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов:
учебное пособие / А.Ю. Архипов. – М.: Феникс, 2016. – 192 c.
6. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е.
Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 241 c.
7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 224 c.
8. Блау, С.Л. Инвестиционный анализ: учебник для бакалавров / С.Л. Блау. – М.: Дашков и К, 2014. – 256 c.
9. Блохина, В.Г. Инвестиционный анализ: учебное пособие / В.Г. Блохина. – М.: Феникс, 2012. – 108 с.
10. Борисова, О.В. Инвестиции. Инвестиционный анализ: учебник и практикум / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Л.В. Овешникова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 218 c.
11. Бочаров, В.В. Современный финансовый менеджмент: учебник / В.В.
Бочаров. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
12. Вахрин, П.И. Инвестиции: учебник / П.И. Вахрин. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 384 с.
13. Валинурова, Л.С. Инвестирование. Управление инвестиционными процессами инновационной экономики : учеб.-метод. пособие для подготовки магистров по направлению «Экономика» / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Э. И.
Исхакова. – Уфа: БАГСУ, 2012. – 77 с.
14. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. – М.: Экономистъ, 2016. – 495 c.
15. Воронцовский, Т.О. Инвестиции и финансовые методы оценки и образования: учебное пособие / Т.О. Воронцовский. – СПб.: Питер, 2012. – 160 с.
16. Глухих, Н. управляйте финансами с умом!: учебное пособие / Н. Глухих. – М.: Консультант, 2012. – 20 с.
17. Головань, С.И. Бизнес планирование: учебное пособие / С.И. Головань. – М.: Феникс, 2012 – 180 с.
18. Гончаренко, Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник / Л.П.
Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2014. – 160 с.
19. Грачев, А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период: учебное пособие / А.В. Грачев. – М.: Проспект, 2012. – 327 с.
20. Грушина, О.В. Управление затратами: учебник / О.В. Грушина. – Иркутск:
БГУЭП, 2012. – 115 с.
21. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: учебник / А. Дамодаран. – М.:
Альпина Бизнес Букс, 2014. – 373 c.
22. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина, под ред. В.А.
Слепова. – М.: Юристъ, 2012. – 480 с.
23. Казейкин, В.С. Ипотечно-инвестиционный анализ: Учебное пособие / В.С.
Казейкин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 176 c.
24. Касьяненко, Т.Г. Экономическая оценка инвестиций: Учебник и практикум / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 559 c.
25. Киреева, Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Н.В. Киреева. – Челябинск: Урал. Соц.-эк. Ин-т АТиСО, 2014. – 160 с.
26. Киселева, Н.В. Инвестиционная деятельность: учебник / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова, и др.. – М.: КноРус, 2015. – 432 c.
27. Ковалев, В.В. Курс финансового менеджмента: учебное пособие / В.В.
Ковалев. – М.: Проспект, 2013. – 448 с.
28. Ковалёва, Т.М. Коммерческая оценка инвестиций: учебное пособие / Т.М.
Ковалёва. – М.: КноРус, 2012. – 704 c.
29. Кожухар, В.М. Практикум по экономической оценке инвестиций: учебное пособие / В.М. Кожухар. – 3-е изд., – М.: «Дашков и К», 2013. – 147 с.
30. Колмыкова, Т.С. Инвестиционный анализ: учебное пособие / Т.С.
Колмыкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 204 c.
31. Корнеев М.В. Деловая репутация: методология оценки стоимости в отражение в учете: учебное пособие / М.В. Корнеев. – М.: МСФО и МСА в кредитной организации, 2013. – 200 с.
32. Крикунов, А.В. Аудиторская деятельность в Российской Федерации: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества: учебное пособие / А.В. Крикунов. – М.: Финансовая газета, 2016. – 272 c.
33. Кудина, М.В. Финансовый менеджмент: учебник / М.В. Кудина. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
34. Кузнецов, Б.Т. Инвестиционный анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Т. Кузнецов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 361 c.
35. Лахметкина, Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие / Н. И. Лахметкина. – 6-е изд., – М.: КНОРУС, 2012. – 230 с.
36. Леонтьев, В.Е. Финансовый менеджмент: учебник / В.Е. Леонтьев. – М.:
«ООО Издательство Элит», 2013. – 560 с.
37. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
38. Логинова, Н.А. Экономическая оценка инвестиций на транспорте: учебное пособие / Н.А. Логинова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 252 c.
39. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): учебно – методический комплекс / А.М. Лопарева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400 с.
40. Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
41. Марголин, A.M. Инвестиционный анализ: учебник / А.М. Марголин. – М.: