Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.
Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.
Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
Таможенное законодательство впервые наделило таможенные органы правоохранительной функцией. Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших форм государственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере.
Правоохранительная деятельность осуществляется в следующих формах: дознание, проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.
Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней.
Государственный таможенный комитет РФ организует борьбу с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; реализует меры по пресечению незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотиков и психотропных веществ, предметов художественного и исторического достояния, оружия; оказывает содействие борьбе с международным терроризмом.
Региональные таможенные управления обеспечивают единообразное применение и осуществляют контроль за исполнением в регионе законодательства, за организацией борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями.
Объект исследования составляет система таможенных органов, взаимодействующая с другими государственными органами в механизме государства.
Предметом исследования является структура и механизм функционирования системы таможенных органов Российской Федерации как целостной системы выполняющей задачи по обеспечению экономической безопасности государств и борьбе с таможенными правонарушениями.
Целью данной курсовой работы - является изучение системы таможенных органов Российской Федерации, анализ нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность таможенных органов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть место таможенных органов РФ в системе государственных органов;
- проанализировать структуру таможенных органов;
- рассмотреть сущность и функции Федеральной таможенной службы и региональных таможенных управлений;
- рассмотреть основные права и функции таможни и таможенных постов.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
При написании курсовой работы использовался разнообразный монографический материал, в частности труды таких авторов как Бахрах Д.Н., Ноздрачев А.Н., Марков Л.Н., данные периодической печати и нормативно-правовые акты РФ
ГЛАВА 1.МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
1.1Правительство РФ и таможенные органы РФ
Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации.
Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:
- основным законом – Конституцией
- таможенным кодексом
- иными законами
а также:
- указами и распоряжениями главы государства
- распоряжениями и постановлениями правительства страны
- нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти
- нормативными актами Центрального банка
- нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы
- ратифицированными международными договорами и соглашениями.
Функции, деятельность и задачи таможенных органов. Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.
1. Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.
2. Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.
3. Таможенное оформление товаров и транспортных средств. — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
4. Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.
5. Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.
6. Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.
7. Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.
8. Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.
9. Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.
10. Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.
Задачи и обязанности таможенных органов:
- производство таможенного оформления товаров и транспортных средств
- обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений
- обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории
- борьба с контрабандой
- ведение статистики внешнеторговых операций
- валютный контроль
- возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога
- регистрация участников ВЭД
- регистрация объектов интеллектуальной собственности
- информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
- проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз
- производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности
- оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий
Официальный сайт: https://ucsol.ru/tamozhennye-organy
Попытки создать эффективно действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти предпринимались еще с конца прошлого века.
В настоящее время система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство самостоятельно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности и др. Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и др.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти установлена структура федеральных органов исполнительной власти; закреплена группа федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также группа федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство.
В подчинение Президента РФ отнесены федеральные органы исполнительной власти, чьи функции связаны с обороной, вооружением, обеспечением государственной и общественной безопасности, контролю, надзору, исполнению наказаний и др. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти социальной и экономической сферы, развития регионов, сельского хозяйства, транспорта, финансов, налогов и сборов и др.
Федеральная таможенная служба относится к числу федеральных органов исполнительной власти, руководство которых возложено на Правительство Российской Федерации. Во исполнении Указа Президента РФ № 636, Правительство РФ 16 сентября 2013 г. № 809 приняло «Положение о Федеральной таможенной службе», в котором закреплена сфера деятельности таможенной службы.
Федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательно закрепил систему таможенных органов:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба (ФТС России);
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также структурные подразделения (департаменты, управления).
К полномочиям ФТС России относятся:
- принятие нормативных правовых актов в пределах компетенции;
- разработка форм деклараций, реестров, свидетельств, отчетов, порядка и технологий совершения таможенных операций по категориям товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, порядка действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры;
- утверждение форм разрешений на транзит по видам транспорта;
- разработка форм административно-юрисдикционных документов таможенных органов (протоколов, актов, постановлений, решений) и др.
Кроме указанного ФТС России:
- реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;
- обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- организует охрану объектов таможенной инфраструктуры;
- обеспечивает размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФТС России;
- обеспечивает опубликование и доведение сведений о таможенных органах, о времени их работы; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
ФТС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты; определять их компетенцию по совершению таможенных операций; утверждать положения; организовывать проведение экспертиз, исследований
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010 № 48. Ст. 6252.
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ 2013. № 38. Ст. 4823.
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 260.
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. Ст. 945.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ 2012. № 22. Ст. 2754.
7. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской
8. Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.
9. Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14.
10. Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007. № 41.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
12. Бакаева О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2015. 482 c.
13. Воронов А.М., Шайдуко Н.А. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1.
14. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.
15. Еремина О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2014. № 1.
16. Корякин В.А. Полномочия таможенных органов в современном уголовном судопроизводстве // Таможенное дело. 2018. № 3.
17. Недосекова Е. С. Финансовое право: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 366 с.
18. Рыльская М.А., Некрасов Д.В. Институт уполномоченного экономического оператора в контексте теории права // М.: Вестник ФУ. № 1. 2014.
19. Саранчук Ю.М., Сигалов К.Е., Фатьянов А.А. Дифференциация юридической ответственности за бюджетные преступления // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 5.
20. Сигалов К.Е. Частноправовые и публичноправовые основания эффективности государства // История государства и права. 2014. № 17.
21. Сигалов К.Е., Мукиенко И.Н., Саранчук Ю.М. Бюджетное законодательство: развитие системы уголовной ответственности // Финансовое право. 2014. № 11.
22. Старовойтов А.А. К проблеме типологии органов исполнительной власти // Юрист. 2016. № 19.
23. Уманская В.П. Закономерности системы правовых актов органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. № 5.
24. ФТС России собрала 4,91 триллиона в федеральный бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22388:-491- &catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.
25. ФНС и ФТС могут быть объединены [Электронный ресурс]. URL: http://tk-l.ru/news/ news_post/fns-i-fts-mogut-byt-ob_edineny
26. Чепрасов К.В. Административная реформа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7.
27. URL://http://www.consultant.ru/