ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и сущность организационный структуры управления
1.2. Основные типы организационных структур управления предприятием
1.3. Методы проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ТАГИЛХЛЕБ»
2.1. Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «Тагилхлеб»
2.2 Расчет эффективности совершенствования организационной структуры управления ООО «Тагилхлеб»
2.3. Профессиональный и личностный портрет нового сотрудника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что многие современные предприятия мало уделяют внимание совершенствованию системы управления организацией, способам распределения обязанностей, и созданию перспективной организации.
Персонал является одним из важнейших ресурсов каждого предприятия. От качества подбора и эффективности использования и расстановки трудовых ресурсов зависят производственная деятельность организации, его конкурентоспособность и конечные результаты деятельности.
Объектом исследования является процесс управления предприятием.
Предметом исследования выступает совершенствование организационной структуры управления в ООО «Тагилхлеб».
Цель курсовой работы: разработать рекомендации по эффективному совершенствованию системы организационного управления ООО «Тагилхлеб».
Задачи работы:
изучить понятие и сущность организационный структуры управления;
рассмотреть основные типы организационных структур управления предприятием;
охарактеризовать методы проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием;
провести расчет эффективности совершенствования организационной структуры управления ООО «Тагилхлеб»;
описать профессиональный и личностный портрет нового сотрудника.
Методологической основой исследования являются как общенаучный (диалектический) метод познания, так и ряд частнонаучных методов: метод анализа научной литературы по теме исследования, системный и сравнительный методы, математические методы и др.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, учебники, научные статьи, Интернет-источники по теме исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, теоретическая и расчетно-правтическая, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и сущность организационный структуры управления
Структура управления организацией или организационная структура - одно из ключевых понятий развития управления. Оно тесно связано co стратегическими целями, функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации. B рамках структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.
B настоящее время организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием - управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры [3]. B крупных многонациональных корпорациях существуют отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации. O важности профессионального развития для современных организаций свидетельствует и то, что цели в этой области включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей многих корпораций: президентов, региональных вице-президентов, директоров национальных компаний [7].
Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура управления должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям [4].
Организационная структура управления предприятия - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого [2]. Она формируется из двух взаимосвязанных составных частей:
1) структуры управления;
2) производственной структуры предприятия [4].
Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура управления предприятием [4].
Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи [4].
Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними [5].
Кабушкин Н. И. дает определение структуры управления как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого [8].
Управлять структурой - значит оптимально распределить цели и задачи между работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации [4.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи [6].
К звеньям управления относятся отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т. е. звено управления - самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные [4].
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления [4].
Ступень управления - это единство звеньев определенного уровня, в иерархии управления (управление предприятием, цехом, участком и т. д.) [4].
Организационную структура, как правило, изображают в виде органиграммы – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции) [9].
Таким образом, организационно-управленческая структура организации – это совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Именно структура организации во многом определяет характер отношений между людьми, включенными в организацию, объясняет, почему одни организации быстро и эффективно реагируют на изменение внешней среды, а другие делают это долго и непродуктивно.
1.2. Основные типы организационных структур управления предприятием
Рассмотрим далее основные типы организационно-управленческих структур (линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная) и их основные характеристики.
Линейная структура управления представляет собой взаимодействие руководителя и подчиненных (рис. 1). Применяется в основном на низших ступенях управления.
Рисунок 1. Линейная структура организации
Примечание: Р – работники подразделения [9]
Достоинство этой структуры управления – обеспечивать быструю реакцию работников на команды управления. Недостаток состоит в том, что руководитель должен обладать всем объемом знаний, необходимых для осуществления процесса управления [13].
Управление в линейных организационных структурах имеет свои особенности, определяемые формой коммуникаций в ней и функционированием отношений. Для такой системы, как правило, характерна ролевая неопределенность, переживаемая с недостаточной защищенностью при взаимодействии с вышестоящим уровнем управления. Это становится основой деструкцией деятельности линейных руководителей. Такое положение проявляется в формировании мотивов деятельности, приводящих к противоречиям с целями организации и реализующих потребность в безопасности, статусные потребности, а также активизирующие установки на дискредитацию институциональных основ деятельности. Ролевая неопределенность становится основой неоптимальных состояний, влияющих на целенаправленность деятельности и уровень активности субъекта деятельности. Такие проявления могут проявляться и при других формах соподчинения, но чаще всего и более полно они проявляются в деятельности линейных руководителей [6].
Линейно-штабная структура управления (рис. 2) отличается от линейной наличием в ней функциональных штабов, предназначенных для компетентной разработки проблем управления и выдачи рекомендаций руководителю. К штабам относятся плановые, диспетчерские, экономические и другие службы [9].
Рисунок 2. Линейно-штабная структура [9]
Достоинством является обеспечение компетентной консультации руководителя.
Недостаток заключается в том, что взаимодействие различных функциональных штабов и согласование их деятельности осуществляется только на уровне руководителя, а также происходит запаздывание в выработке команд управления.
Особенности управления в штабных структурах организаций заключаются в объективной необходимости расширения содержания роли специалистов штабных подразделений за счет присвоения ими властных полномочий или полномочий по реализации одной или нескольких основных управленческих функций. Такая необходимость приводит к возникновению противоречий в сфере управленческого взаимодействия, что может стать основой ухудшения психологического климата в организации и почвой для конфликтности. С другой стороны, игнорируя вклад штаба в управление, распыление ответственности при реализации рекомендаций создает предпосылки для переживания сотрудниками штабного подразделения состояния неопределенности при их собственной оценке целесообразности затрачиваемых усилий, обессмысливая и принижая значение своей деятельности. Это, в свою очередь, становится предпосылкой снижения ответственности и уровня деловой активности [13].
Функциональная структура управления (рис. 3) предполагает существование функциональных руководителей, которые, обладая компетенцией в решении определенного рода вопросов, наделены правом выдавать команды нижестоящим работникам, равнозначные командам линейного руководителя.
1 Бойкова, Ю.А. Формирование системы управления организации на основе интеграционного подхода / Ю.А. Бойкова, Е.И. Куценко // Вестник магистратуры. - 2016. - № 3–2 (54). - С. 46–48.
2 Волков, О.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О. И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2018. - 280 с.
3 Воробьев, А. Стратегическое управление персоналом / А. Воробьев, С. Жданов, Ю. Кузьмина // Управление персоналом. - 2008. - № 8. – С. 48-53.
4 Габисов, А.К. Сущность организационной структуры управления предприятием / А.К. Габисов, Г.Н. Дзуцева // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 464-466.
5 Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. - 3-е изд. - М.: Бином. Лз, 2015. - 802 с.
6 Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
7 Жемчугов, А.М. Оптимальная организационная структура предприятия / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 5. - С. 6–28.
8 Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Машиностроение, 2015. - 336 c.
9 Козырь, Н.С. Классификация организационных структур управления предприятий / Н.С. Козырь, С.М. Натаова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 3. – С. 76-83
10 Кузнецов, Н.М. Совершенствование организационной структуры предприятия / Н.М. Кузнецов // Молодой ученый. - 2018. - №23. - С. 318-321.
11 Махнова, Г.Ю. Совершенствование организационной структуры управления предприятием / Г.Ю. Махнова, С.А. Шевченко // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - № 1. - С. 77–80.
12 Ступникова, И.Ю. Совершенствование организационной структуры управления как условие обеспечения конкурентоспособности организации / И.Ю. Ступникова, Е.И. Куценко // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 2 (8). - С. 404–409.
13 Тезяева, А.С. Построение и оценка организационной структуры предприятия / А.С. Тезяева // Молодой ученый. - 2017. - №17. - С. 383-386.
14 Официальный сайт компании ООО «Тагилхлеб» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tagilhleb.ru (дата обращения: 10.01.2020).
15 Устав ООО «Тагилхлеб» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tagilhleb.ru/pages/view/497 (дата обращения: 10.01.2020).