Процесс, который ориентирован на долгосрочность, и имеет важность в плане стратегии компании - это управление ее стоимостью.
Актуальность работы определена ее нацеленностью на решение одной из ключевых экономических проблем - управление стоимостью компании. В современном мире в период глобализации экономических процессов стоимость является важнейшим критерием оценки эффективности деятельности компании с точки зрения акционеров, руководителей и возможных инвесторов.
Ключевой особенностью осуществления оценки стоимости компании выступает учет всех факторов, на нее влияющих. Это и затраты, связанные с ее приобретением, и условия рынка, конкуренция, внешняя среда предприятия.
Между тем, используемые в процедуре оценивания компании подходы, связаны не только с оценкой, но и непосредственно с ее объектом, с принципами и целями объекта оценки.
Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что оценка стоимости предприятия и стратегия управления его стоимостью - это очень актуальная тема в современном мире.
Цель работы заключается в разработке стратегии управления стоимостью промышленного предприятия ОАО «Полимер», которая будет основываться на концепции VBM-подхода. Основные выводы, полученные в работе, могут применяться руководством компании в процессе выбора политики фирмы по управлению се стоимостью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие, задачи и принципы оценки стоимости предприятия;
-описать основные подходы и методы оценки стоимости предприятия;
-раскрыть содержание концепции управления стоимостью предприятия;
-проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Полимер»;
-провести оценку стоимости ОАО «Полимер» на основе затратного, доходного и сравнительного подхода, согласовать результаты оценки стоимости;
-разработать стратегию управления стоимостью ОАО «Полимер» и обосновать ее эффективность.
Предметом исследования является концепция управления стоимостью предприятия. Объектом исследования выступает предприятие ОАО «Полимер».
Создание механизма управления предприятием, который будет соответствовать изменениям, происходящим в экономике, имеет ключевое значение в настоящее время. Первоочередным в данных условиях является стратегическое управление компанией, которое даст возможность предприятию обеспечить устойчивое развитие в будущем и рост его стоимости. При выборе инструментов управления стоимостью предприятия важно учесть особенности, которые присущи современному стратегическому управлению. Несмотря на то, что особенности стратегического управления изучались многими исследователями, в настоящее время не существует единой теории стратегии управления стоимость.
С развитием теории управления возникло много новых вопросов, касающихся понимания значения «стоимости предприятия» как экономической категории, и трудностей, связанных с количественным определением стоимости.
Несмотря на то, что к настоящему времени проведено множество исследований, написано большое количество трудов, затрагивающих тему стоимости предприятия и методологии ее оценки, остается проблема неполной методологической и методической разработки данной темы. Существующие работы, посвященные оценке стоимости, в основном акцентируют внимание на методиках расчета различных видом стоимости и анализе характеризующих их показателей. Однако, в условиях необходимости оперативно оценивать стоимость предприятия, сложность и трудоемкость расчетов, используемых в предлагаемых методиках, ограничивают возможности такой оценки. В связи с этим, главной задачей, решение которой позволит повысить эффективность функционирования предприятия, является научное обоснование методологических основ стратегии управления стоимостью предприятия, основанное на изучении ординального подхода к управлению стоимостью.
Теория стратегии управления стоимостью предприятия изучается в научных работах многих известных отечественных и зарубежных ученых, чьи труды внесли большой вклад в изучение проблемы, однако не полностью решили ее. Не полностью изученным до сих пор остался обширный круг вопросов методологического и практического характера, касающихся разработки механизма стратегии управления стоимостью предприятия.
Теоретической и методологической основами проводимого исследования выступили научные работы ведущих отечественных и зарубежных учёных-экономистов, затрагивающие темы стратегии управления, оценки стоимости бизнеса, инновационных моделей развития предприятий. Правовая база диссертации основана на законодательных и другие нормативных актах Российской Федерации.
В настоящем исследовании используются следующие общенаучные методы исследования: системный анализ, статистическая обработка информации, моделирование, индуктивный и дедуктивный методы.
Научная новизна работы состоит в том, что разработка поставленных задач позволит получить определенное количество выводов, положений и рекомендаций, которые позволят решить ряд важных экономических задач, связанных со стратегическим управлением стоимостью предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в выработке рекомендаций и ряда предложений, относящихся к стратегическому управлению стоимостью предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, задачи и принципы оценки стоимости предприятия
Оценка стоимости компании - это расчеты и их обоснование, проведенные на определенную дату.
Оценка стоимости выступает процессом, целью которого является определение стоимости компании в денежном эквиваленте. Это определенным образом организованный процесс, его цель - определение стоимости в денежном выражении. Во время проведения расчетов принимаются влияющие на стоимость факторы, причем они должны быть зафиксированы на определенный временной промежуток и относится к конкретному рынку.
Итог оценки - определенная с помощью произведенных расчетов рыночная стоимость, либо модификации стоимости.
Наиболее вероятной ценой выступает рыночная стоимость объекта. Это та цена, по которой компания, подвергнутая оценке, может быть реализована на рынке, при этом все участники сделки должны быть осведомлены обо всех се особенностях, обладают всей необходимой информацией, и на цене сделки не отражаются никакие чрезвычайные обстоятельства.
Проведение оценки предполагает наличие субъекта и объекта оценки.
Первый - это профессиональные оценщики, имеющие нужные знания и навыки, а также заказчики, являющиеся потребителями услуг оценщиков [1, с. 158].
Оценщиками могут являться юридические и физические лица, деятельность которых подпадает под урегулирование Федерального закона об оценочной деятельности в РФ.
Это могут быть оценочные фирмы, отделы оценки компаний, ИП и пр.
Объекты оценки - это определенные материальные объекты. Это может быть имущество какого-либо лица, право собственности, права приобретения, услуги, обязательства, и т.п., в целом, любые объекты гражданского правового регулирования, определенного законодательством РФ.
Если проводится оценка бизнеса, то в качестве объекта выступает непосредственно деятельность, которая осуществляется для того, чтобы получить прибыль.
Оценка бизнеса проводится в следующих целях:
-усиления эффекта от существующего управления компанией;
-покупки облигаций или акций компании на фондовом рынке; -принятия инвестиционного решения;
-покупки или продажи компании его владельцем целиком или частично;
-реструктуризации предприятия;
-создания плана развития организации. Если проводится стратегическое планирование, то следует провести оценку будущих доходов компании, ее финансовой устойчивости, ценности имиджа;
-анализ кредитоспособности компании, а также оценка стоимости залога. Здесь проведение оценки связано с тем обстоятельством, что стоимость активов по бухучету может разниться с рыночной стоимостью;
-страхования. В данном случае определение стоимости активов осуществляется при оценке потерь, которые могут произойти;
-налогообложения. При расчете налогооблагаемой базы требуется провести объективную оценку дохода фирмы, ее имущества;
-принятия обоснованных управленческих решений. Как известно, процессы инфляции могут искажать отчетность компании, по этой причине необходимо проведение переоценки имущества с помощью независимой оценки, что даст возможность увеличения реалистичности финансовой отчетности;
-реализации инвестплана развития фирмы. Это необходимо сделать для уточнения первоначальной стоимости компании, оценки ее активов [2, с. 64].
Основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики отражаются в принципах, лежащих в основе их оценки. В принципах отражена тенденция их поведения.
Выделяют следующие группы взаимосвязанных принципов оценки, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Принципы оценки стоимости предприятия
Принципы
оценки Содержание Комментарии
Взгляд собственника на имущество Принцип
полезности Наличие стоимости компании в связи со значимостью для ее собственника
Принцип
замещения Покупатель компании заплатит за нее только ту сумму, которая будет равна сумме оценки аналогичной компании
Принцип ожидания Определенные ожидания прибыли от деятельности компании, либо от ее продажи
Принципы,
которые
обуславливаются рынком Принцип
зависимости Указывается взаимосвязь стоимости компании от внешних условий и обратная зависимость для конкретного региона
Принцип
соответствия Предприятие должно соответствовать стандартам и традициям использования
Принцип
взаимосвязи между спросом и предложением Наибольшее влияние на цену имеет спрос, т.к. он более изменчив, чем предложение, а стоимость связана с соотношением спрос/предложение.
Принцип
конкуренции Имеется в виду соревнование между компаниями за лучшее место, за лучшую цену, за лучший товар, за прибыль в конечном итоге
Принцип изменения стоимости Оценивание стоимости должно производиться только на определенную дату
Принципы, связанные с эксплуатацией собственности Принцип остаточной продуктивности земельного участка Любое предпринимательство требует присутствия 4 факторов производства: труда, капитала, управления и земли.
Все они должны быть оплачены вновь созданной стоимостью, которая создается деятельностью компании. Земля не может быть движима, но капитал и труд к ней привязаны.
В первую очередь, оплачиваются эти три фактора, и после собственник земли получает ренту (налог, арендную плату).
Принцип вклада Имеется в виду сумма увеличения, либо уменьшения его стоимости компании.
Принцип
возрастающей и уменьшающей отдачи По мере того, как к основным факторам производства будут добавлены ресурсы, чистая прибыль начнет увеличиваться до того момента, как общая отдача начнет расти, замедляясь.
Принцип
сбалансированности
(пропорциональности)
предприятия Каждый вид производства имеет определенное количество факторов.
Эти факторы выступают основанием для максимизации прибыли, и, как следствие, максимизации стоимости фирмы
Принцип
экономической
(оптимальной)
величины Имеется в виду оптимальность размеров чего-либо оцениваемого - компании, отдельных производств компании и пр.
Принцип экономического разделения и соединения прав собственности Цель увеличение стоимости предприятия, для достижения цели следует предпринять любые действия, которые к этому позволят привести, в том числе разделять или увеличивать права на имущество
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования Данный принцип - эго синтез всех вышеперечисленных принципов, которые используются для оценки компании
Работы, проводимые в контексте реализации оценки компании, имеют определенное число этапов, среди которых можно назвать следующие:
-определение объекта;
-формулировка задач и подходов;
-анализ вида стоимости;
-договор с заказчиком оценки;
-характеристики объекта (количественные и качественные);
-анализ рынка, осуществленный в комплексе;
-методы оценки, подходы, расчеты;
-анализ итогов, сведение их к единому знаменателю, итоговая стоимость;
-отчет для заказчика.
1.2 Основные подходы и методы оценки стоимости предприятия
Оценка стоимости компании является всесторонним показателем эффективности различных стратегий управления. Существует три подхода расчета стоимости оцениваемой компании: затратный, доходный и сравнительный. Определение конкретного подхода оценки производит непосредственно оценщик, на основе цели проведения оценки, а также разного плана особенностей компании. Если результаты применения всех подходов будут совпадать, то это будет наилучшим итогом, между тем, на практике такого не случается. Это связано с тем, что на рынке, где функционирует компания, отсутствуют рыночные механизмы. Также на это влияет неэффективное использование ресурсов компании ее менеджерами. Каждый из трех подходов включает в себя определенные методы. Важное значение имеет выбор подхода и методов, в рамках которых будет проводиться оценка, так как он целесообразности их применения и полноты охвата информации напрямую зависит точность полученных в процессе оценки результатов [7, с. 84].
В настоящее время, доходный подход считается наиболее подходящим для оценки предприятия, однако два других подхода используются также достаточно часто. В некоторых ситуациях применение затратного или сравнительного подходов может быть эффективнее использования при оценке доходного подхода. В достаточном числе случаев данные подходы могут применяться для целей проверки результатов, которые получены в результате оценки стоимости с применением иного подхода.
Самым эффективным на развитом рынке аналогичных, или сопоставимых объектов собственности, выступает сравнительный подход.
Применение затратного подхода будет эффективно в случае, когда оцениваемая компания обладает неоднородными активами или же ее деятельность не приносит постоянную прибыль.
Все три подхода к оценке стоимости взаимодополняют друг друга, так как они способны давать разные точки зрения на формирование стоимости оцениваемого объекта и могут выделить его особенности. Использование любого указанного метода основано на анализе внутренней и внешней информации. В итоге, на основе результатов всех подходов, выбирается более реальная стоимость объекта оценки [8, с. 17].
Каждый из трех подходов состоит из методов оценки стоимости.
Затратный подход включает в себя два метода:
1. метод стоимости чистых активов: применяется для оценки новых или уже существующих компаний, в процессе реализации данного метода производится оценка всех активов в соответствии с их видами, как итог выступает оценка собственного капитала компании;
2. метод ликвидационной стоимости: этот метод применяется для ликвидированных фирм, с его помощью можно учесть финансовые итоги, а также сроки проведения процедуры ликвидации;
3. метод накопления активов. В его основе находится подбор подобных компаний, либо конкурирующих фирм для проведения сравнения с оцениваемой компанией.
Сравнительный подход состоит из трех методов:
1. метод сделок: применяется для оценки действующей компании, может использоваться для оценки как бизнеса в целом, так и контрольного пакета акций компании;
2. метод рынка капитала. Данный метод связан с оценкой фирмы, которая в данный момент работает на рынке, и используется для проведения оценки миноритарного пакета акций;
3. метод отраслевых коэффициентов: используется для оценки стоимости действующей компании, в основном подлежат оценке малые предприятия; базируется на апроприации нормативных ценовых мультипликаторов [9, с. 6].
В рамках доходного подхода к оценке стоимости применяется два метода:
I. метод дисконтирования денежных потоков. Данный метод используется в ситуации, когда внешняя среда нестабильна, для предприятий, которые имеют небольшой объем доходов, еще выходят на рынок, однако имеют на нем вполне реальные перспективы.
2. метод капитализации доходов. Данный метод, напротив, применяется для уже давно работающих компаний, которые имеют значительную величину активов и стабильный доход.
В случае, если условия идеальны, все перечисленные подходы приведут к одинаковой величине стоимости. Между тем, в реальности, большая часть рынков несовершенна, деятельность компаний- производителей неэффективна, потенциальные пользователи неверно проинформированы. По этой причине показатели стоимости будут различаться.
В определенной инвестиционной ситуации имеется возможность применять разные методы оценки стоимости предприятия.
Применение разных методов оценки формирует основу для проведения процедуры «взвешивания». В данном ключе используют весовые коэффициенты значимости [10, с. 93].
Рассмотрим более подробно каждый из подходов.
1. Затратный подход. Это система методов, в основе которых оценка затрат компании, которые могут ей потребоваться для восстановления, либо для замещения объекта.
Согласно методикам затратного подхода, расчёт стоимости предприятия
1. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учебник / С. В. Валдайцев. М.: Проспект, 2018. 352 с.
2. Крутикова, Т. Л. Стоимость компаний - оценка и управление. М.: Юнити-Дана, 2018. 218 с.
3. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ. // Консультант Плюс. URL: http://www.consultan t.ru/document/cons_doc_LAW 19586/(дата обращения: 18.04.2020).
4. Грязнова, А. Г. Оценка стоимости предприятия. М.: Интерреклама, 2017. 544 с.
5. Мирзажанов С. К. Теоретические основы оценки стоимости
компании при прогнозировании се долгосрочного развития // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ni /article/n/teoreticheskie-osno vy-otsenki-stoimosti- kompanii-pri-prognozirovanii-ee-dolgosrochnogo-razvitiya (дата обращения: 20.02.2022).
6. Битюцких, В. И. Формула стоимости. Оценка стоимости компаний. М.: Юрайт, 2019. 315 с.
7. Молянов И. В. Концепция управления стоимостью организации // Молодой ученый. 2018. №39. С. 84-86.
8. Волков Д. Л. Управление стоимостью: показатели и модели оценки // Российский журнал менеджмента. 2005. №4. С. 17-28.
9. Павловсц В. В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Корпоративный менеджмент. 2019. №4. С. 6-15.
К). Исаев, Н. С. Стоимость бизнеса: учебник для вузов / Н. С. Исаев. М.: Юрайт, 2018. 274 с.
11. Гарифуллина А. А., Различные подходы к определению понятий «основные средства», их «оценка» и «амортизация» статья. // Молодой ученый. 2016. № 7 С. 35-41
12. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В. И. Бусов, О. А. Землянский. М.: Юрайт, 2017. 315 с.
13. Чеботарев, Н. Ф. Оценка стоимости предприятия. М. Дашков и К, 2018. 256 с.
14. Маршал, В. Д. Оценка эффективности бизнеса: учебник / В. Д. Маршал. М.: ООО «Вершина», 2019. 272 с.
15. Фишмен Д., Пратт Ш. Руководство по оценке стоимости бизнеса // Оценщики и эксперты - профессиональная сеть. URL: https://ocenschiki-i-eksperty.ru/knowledge-base/view/materials/526 (дата обращения: 18.02.2022).
16. Есипов, В. Е. Оценка бизнеса / В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова. СПб.: Питер, 2017. 416 с.
17. Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса // Электронная библиотека. URL: http://bwbooks.net/index.php7id l=4&category= biznes&author=rutgayzer- vm&book=2007 (дата обращения: 18.02.2022).
18. Рутгайзер, В. М. Предмет оценки и показатели стоимости бизнссаб учебник для вузов / В. М. Рутгайзер. М.: Юнити-Дана, 2018. 314с.
19. Пурлик В. М. Управление компанией с ориентацией на рост стоимости бизнеса // КиберЛенинка научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kompaniey- s-orientatsiey-na-rost-stoimosti-biznesa (дата обращения: 07.02.2022).
20. Оценка бизнеса: цели, подходы, методы определения стоимости предприятия // Ассоциация оценщиков «Сообщество профессионалов оценки». URL: http://cpa-russia.org/news-spo/1413/ (дата обращения: 15.02.2022).
21. Романенко О. А. особенности управления компанией на основе концепции стоимости: сравнительная характеристика базовых моделей // КиберЛенинка научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-kompaniey-na- osnove-kontseptsii-stoimosti- sravnitelnaya-harakteristika-bazovyh-modeley (дата обращения: 07.02.2022).
22. Хитчнер Д. Р. Три подхода к оценке стоимости бизнеса // СМИ по оценке. URL: http://www. appraiser.ru/ default.aspx7SectionI D=486&Id= 1925&ContId= 18 55 (дата обращения: 18.02.2022).
23. Кудряшов, Н. В. Оценка бизнеса методом дисконтирования денежных потоков: учебник для вузов / Н. В. Кудряшов. М.: Лаборатория книги, 2019. 361 с.
24. Щербаков, В. А. Оценка стоимости предприятия: учебное пособие / В. А. Щербаков. М.: Издательство Омега-Л, 2019. 315 с.
25. Крейнина, М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИНЦ «Дис», 2016. 541 с.
26. Кокин А. С. Разработка стратегии развития компании на базе концепции управления стоимостью // КиберЛенинка научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.r u/article /n/razrabotka-strategii-razvitiya-kompanii-na- baze-kontseptsii-u pravleniya-stoimostyu (дата обращения: 20.02.2022).
27. Мартин, Дж. Д. VBM - управление, основанное на стоимости. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. I 12 с.
28. Официальный сайт ОАО «Пластполимер». URL: http://www.plastpolymcr.com/ (дата обращения: 01.02.2022)
29. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Д. В. Лысенко. М.: ИНФРА- М,2017. 320 с.
30 Любу шин, Н. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для ВУЗов / Н.П. Любушин, В. Б. Лещева. В. П. Дьякова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 471с.
31. Русак, Н. А. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. М.: Омсга-Л, 2018. 398 с.
32. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г. В. Савицкая. М.: НИЦ Инфра-М, 2017. 284 с.
33. Методы оценки стоимости бизнеса // Питер Консалт. URL: https://piter-consult .ru/home/Articles/Simply-about-th e-difficult/Enterprise- estimati on-methods.html (дата обращения: 15.02.2022).
34. Экспертная оценка бизнеса // Аркадия - оценочная компания. URL: http://www.bk-arkadia.ru/publication9/ (дата обращения: 15.02.2022).
35. Магазин готового бизнеса. URL: http://deloshop.ru/catalog (дата обращения: 30.01.2022).
36. Инфляция — официальные данные Росстата // Официальный сайт Росстат. URL: http://rosstatistika.ru /inflyatsiya- ofitsialnye- dannye-rosstata/ (дата обращения: 30.01.2022).
37. Якупова И. М. Стратегическое управление стоимостью предприятия // Экономическая библиотека. URL: http://economy- lib.com/strategicheskoe-upravlenie-stoimostyu-predpriyatiya (дата обращения: 18.01.2022).
38. Концепция управления стоимостью компании // Корпоративный менеджмент. URL: https://www.cfm.ru/management/fmance/valman/valuing.shtml (дата обращения: 18.01.2022).
39. Материалы ООО «ВестБалтКонсалтинг» // Профессиональная группа независимой оценки. URL: http://www.appraisal.wbk.ru (дата обращения: 30.01.2022).
40. Наумов, И. В. Разработка системы мониторинга оценки бизнеса промышленного предприятия. М.: Академия, 2017. 197 с.
41. Ибрагимов Р. Управление по стоимости как система менеджмента // Корпоративный менеджмент. URL: https://www.cfm. ru/management/ finance/valman/ vbm_as_system.shtml (дата обращения: 18.01.2022).
42. Береговая И. Б. Система сбалансированных показателей // Молодой ученый. 2019. №2. С. 361-364.
43. Бизнес зона: покупка и продажа готового бизнеса. URL: http://www.bizzona.ru/ (дата обращения: 30.01.2022).