Введение
1. Теоретические основы оценки стоимости компании
1.1 Сущность оценки стоимости компании
1.2Подходы к оценке стоимости компании
1.3 Управление стоимостью компании
2. Оценка стоимость АО «МГТС»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Подходы к оценку стоимости ПАО «МГТС»
3. Направления повышения рыночной стоимости предприятия
3.1 Проблемы повышения стоимости предприятий
3.2 Разработка новой услуги (создание Центра обработки данных)
3.3 Разработка мероприятий по продвижению предприятия на рынке
3.4 Направления повышения рыночной стоимости предприятия
Заключение
Список источников
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена сложной рыночной ситуацией, когда управление предприятием требует от менеджеров сделать компанию как можно более привлекательной для инвесторов и возможных покупателей. Одной из важных составляющих корпоративных финансов является оценка стоимости компании. Стоимость компании показывает ее успешность на рынке, перспективы развития в будущем и целесообразность инвестирования в ее активы. Таким образом, умение корректно оценивать компанию позволяет определить ее справедливую стоимость и понять стоит ли в нее инвестировать. Также оценка стоимости проводится не только потенциальными инвесторами, но и самой компанией, для того чтобы выявить насколько эффективно менеджмент управляет стоимостью, и какие факторы повлияли на увеличение или снижение стоимости компании.
Оценка бизнеса - это определение стоимости предприятия как имущественного комплекса, способного приносит доход его владельцу.
Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ деятельности предприятия. Прошлые, настоящие и прогнозные доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке.
Стоимость компании – это объективный показатель результатов её деятельности. Определение стоимости бизнеса крайне важно для оценки эффективности принятия управленческих решений, направленных на увеличение стоимости компании. В связи с тем, что балансовая стоимость активов обычно сильно отличается от их рыночной стоимости, однозначно прослеживается необходимость оценки при привлечении инвестиций и кредитных ресурсов. Проведение оценки бизнеса предполагают и различные виды реструктуризации предприятия: ликвидация, слияние, поглощение, выделение. Также хорошо просматривается возрастающий интерес со стороны владельцев предприятий к использованию стоимости объектов интеллектуальной собственности и таких нематериальных активов, не отражаемых в бухгалтерском учете, как репутация фирмы. В настоящее время это имеет большое значение, для определения реальной стоимости предприятия и понимания его перспектив.
Цель дипломной работы – разработать мероприятия для повышения стоимости ПАО «МГТС».
Задачи дипломной работы:
- определить основы управления стоимостью компании;
- раскрыть сущность оценки стоимости компании;
- описать доходный подход в оценке стоимости компании;
- рассмотреть затратный подход в оценке стоимости компании;
- изучить сравнительный подход в оценке стоимости компании;
- на основе анализ финансовой отчетности ПАО «МГТС» выявить проблемы финансового положения предприятия;
- провести оценку стоимости компании методом чистых активов;
- провести оценку стоимости компании методом дисконтированных денежных потоков;
- провести оценку стоимости компании методом рынка капитала;
- разработать мероприятия по повышению стоимости компании.
Объект работы – ПАО «МГТС».
Предмет работы – рыночная стоимость ПАО «МГТС».
Теоретической базой дипломной работы являются материалы научной и учебной литературы. В основу теоретической части дипломной работы легли книги Щербаковой Н.А., Есиповой В.E., а также статьи периодических изданий таких авторов, как Завадский А. А. и Витрянский В.В. Эмпирической базой дипломной работы являются материалы ПАО «МГТС».
При проведении исследования использованы методы анализа финансовой отчетности (вертикальный, горизонтальный и коэффициентный анализ), методы оценки стоимости предприятия (метод чистых активов, дисконтированных денежных потоков, рынка капитала) и прогнозирования изменения стоимости предприятия (например, прогноз роста доходов компании после внедрения мероприятий).
Научно-практическая значимость проекта заключается в возможности повышения стоимости ПАО «МГТС». Мероприятия, показавшие свою эффективность на одном предприятии, могут быть использованы в деятельности других компаний с учетом адаптации под условия конкретной отрасли.
Структура дипломной работы содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает вопросы оценки стоимости предприятия. Вторая глава носит практический характер. В ней проведен анализ финансового состояния и проведена оценка стоимости ПАО «МГТС» методом чистых активов, дисконтированных денежных потоков и рынка капитала, приводятся рекомендации по повышению стоимости ПАО «МГТС».
1. Теоретические основы оценки стоимости компании
1.1 Сущность оценки стоимости компании
Оценка, как процесс определения стоимости компании, на тот или иной объект известна давно, но в большинстве случаев она рассматривается в отрыве от целей и задач управления компанией. Одной из главных задач и прерогатив управления является увеличение стоимости компании. Отсюда разработка эффективной системы управления стоимостью для конкретного бизнеса является базовой парадигмой его развития.
В современной России развитие рыночной экономики привело к возрождению и росту частных и независимых собственников предприятий и фирм, чья собственность вращается в хозяйственном обороте страны. Это приводит к росту многообразия форм собственности.
Развитие рыночных отношений в стране, в свою очередь, приводит к конкуренции между собственниками. Цель дальнейшего развития бизнеса, а именно увеличение его реальной стоимости является движущей силой конкурентоспособности российских компаний.
Стабильный рост стоимости бизнеса обуславливает его долгосрочное и устойчивое функционирование, что в свою очередь ведет к росту благосостояния общества и социально-экономическому развитию страны.
В процессе развития рыночных отношений в России появилась потребность в оценке стоимости бизнеса, которая, по сути, представляет собой анализ его текущей деятельности и перспектив развития. Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.
Впервые с проблемой оценки столкнулись в связи с проведением приватизации, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов после распада СССР. В работе «Оценка бизнеса. Подходы и методы» А.П. Ларченко подчеркивает, что недостаточные знания и различные подходы в части оценки в период первичного распределения собственности привели к тому, что огромная масса государственных предприятий была переведена в частную собственность, по намерено заниженным ценам. Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, потеряло право на присвоение будущих доходов от их деятельности.
Оценка стоимости бизнеса носит рыночный характер, она не просто учитывает затраты, связанные с объектом оценки, но также учитывает влияние совокупности рыночных факторов на процедуру оценки. На оценку бизнеса могут влиять факторы времени и риска, рыночная конъюнктура, экономические особенности объекта оценки, его деловая репутация, а также внутренняя и внешняя экономическая среда.
Оценка включает в себя расчет стоимости всех активов компании, а именно: финансовых вложений, материальных активов (земля, недвижимость, оборудование, готовые товары и сырье и т.п.), нематериальных активов (интеллектуальная собственность, бренд, гуд-вилл и пр.). Кроме того оцениваются рентабельность компании, ее доходы в прошлом, настоящем и будущем, перспективы ее развития, внутриотраслевая конкуренция. Результаты такого комплексного анализа позволяют сравнить оцениваемую компанию с ее аналогами и дать объективную оценку бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Оценка стоимости бизнеса необходима для многих целей, например:
- для заключения сделок купли – продажи, так как рыночная стоимость, полученная по результатам оценки, учитывает не только отдельно взятые интересы продавца или покупателя, но и ситуацию на рынке;
- для выработки стратегии предприятия в целях усовершенствования процесса производства и повышения эффективности управления, что должно способствовать увеличению рыночной стоимости бизнеса и снижению риска банкротства и разорения;
- для принятия правильных инвестиционных решений, как для собственника бизнеса, так и для внешнего инвестора, так как оценка стоимости бизнеса позволяет определить ожидаемые доходы от бизнеса.
- кроме того, оценка стоимости государственной и муниципальной собственности способствует усилению контроля со стороны государства.
Таким образом, возникновение таких процессов как приватизация, купля – продажа недвижимости, предприятий или акций акционерных обществ, банкротство или слияние компаний, развитие системы выдачи кредитов коммерческими банками под залог имущества, и многое другое формируют потребность в проведении работ по оценке стоимости бизнеса.
Любой актив имеет определенную стоимость, будь то финансовый или материальный актив. Для того чтобы управление активами было успешным необходимо не только понимать суть стоимости актива, но и иметь знание о факторах, которые оказывают влияние на эту стоимость.
При совершении сделки о покупке или продаже актива, продавец и покупатель согласовывают цену, по которой данный актив будет отчужден в зависимости от ряда рыночных факторов. Эта цена представляет собой рыночную стоимость данного актива, и чаще всего является объектом оценки профессиональных экспертов-оценщиков. Эксперты – оценщики занимаются оценочной деятельностью, которая согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ (ред. от 21.07.2015) (ст.3) представляет собой «деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».[9]
В учебнике А.Г.Грязновой и Н.А. Федотовой «Оценка бизнеса», дается следующее определение: «оценка стоимости бизнеса – это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату» [5, C. 55]. Для того чтобы оценить стоимость бизнеса необходимо учесть множество факторов, которые влияют на нее в данный момент времени и в условиях данного рынка. Сущность данного определения раскрывает основные черты оценки стоимости бизнеса. Рассмотрим каждую из них подробнее.