Введение
1. Теоретические основы оценки стоимости бизнеса
1.1 Объект оценки стоимости бизнеса
1.2 Цели и задачи стоимости бизнеса
1.3 Процесс оценки стоимости бизнеса
1.4 Оформление отчета об оценке стоимости бизнеса
2. Методологические аспекты оценки стоимости бизнеса
2.1 Доходный подход к оценке стоимости бизнеса
2.2 Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса
2.3 Затратный подход к оценке стоимости бизнеса
2.4 Согласование результатов оценки
3. Оценка стоимости предприятия на примере ОАО «-»
3.1. Общее краткое описание предприятия
3.2. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия ОАО «-»
3.3 Оценка рыночной стоимости предприятия ОАО «-»
Заключение
Список литературы
Развитие рыночных отношений в российской экономике увеличивает потребность в оценке бизнеса.
Бизнес всегда обладает стоимостью, которую необходимо знать для того, чтобы иметь возможность принимать обоснованные решения в процессе совершения сделок с ним.
Оценка бизнеса – сложный процесс. Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром.
Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Таким образом, предприятие представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса и поэтому названные особенности бизнеса как товара присуще и ему. В тоже время, предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 132). Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности.
Оценка предприятия, как правило, подчинена решению определенной, конкретной задачи. Наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости предприятия это:
- продажа бизнеса;
- продажа части имущества предприятия (земельных участков, зданий, сооружений);
- реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда при банкротстве предприятия;
- купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг;
- купля-продажа доли вклада в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью;
- при определении величины арендной платы при передаче предприятия в аренду;
- осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;
- получение кредита под залог имущества предприятия (ипотеки);
- определение налоговой базы для исчисления налога на имущество;
- переоценка основных фондов.
Обоснованность и достоверность оценки стоимости предприятия во многом зависит от того, насколько правильно определена задача и цель оценки, что в свою очередь позволяет оценщику выбрать нужный методический инструментарий для расчетов.
Актуальность данной темы обусловлена пониманием того, что концепция управления предприятием основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его деятельностью. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия реализации этого решения на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является оценка стоимости имущественного комплекса на примере ОАО «-».
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
- раскрыть общие вопросы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
- рассмотреть методики проведения оценки стоимости предприятия;
- провести оценку стоимости предприятия на примере ОАО «-».
Предметом исследования является стоимость имущества ОАО «-».
Теоретической и методологической базой дипломной работы послужили труды Косоруковой И.В.; Егерева П.А.; Чеботарева Н.Ф.; Щербакова В.А.; Грязновой А.Г; Федотовой М.А и др.
Информационную основу работы составили законодательные и нормативные акты, работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам стоимостной оценки компаний, данные Госкомстата, журнала «Металлоснабжение и сбыт», а также данные бухгалтерской отчетности ОАО «-» за 2009 г.
Структура и объем дипломной работы определились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Ее общий объем составляет 116 страниц компьютерного текста.