Курсовая работа|Педагогика

Формирование личных результатов обучения праву как основа формирования правовой культуры школьника

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 54

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника

1.1 Понятие «личностных результатов» в психолого-педагогических исследований

1.2 Задачи, функции и значение формирования правовой культуры

1.3 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Глава II. Методические пути формирования личностных результатов школьников в обучении праву

2.1 Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках права

2.2 Cистема уроков по формирования личностных результатов школьников в обучении праву

Заключение

Список источников и литературы

В современной России правовое воспитание становится общегосударственной задачей. Это происходит главным образом потому, что право играет важную роль в формировании и развитии демократического и гражданского общества. Кроме того, недостаточный уровень правовой культуры ведет к быстрому снижению доверия к закону и государству. Обеспечение высокого уровня правовой осведомленности и высокого уровня правовой культуры зависит не только от знаний и соблюдения закона, но и от понимания гражданами своей природы. Только при постоянном стремлении к политике правового воспитания и образования формируется правовая культура и реализуются такие базовые ценности и принципы жизни, как верховенство права, приоритет неотъемлемых прав и свобод человека и их защита.

На сегодняшний день в контексте Стратегии модернизации общего образования одним из оснований обновления образования является «компетентностный подход», основная цель которого формирование «ключевых компетенций». Концепция модернизации российского образования одной из ключевых компетенций младшего школьника выделяет – коммуникативную, проявляющуюся во владении навыками взаимодействия с окружающими людьми[12, С.138]. В этой связи, ключевые компетенции, по мнению И.А. Зимней являются главным элементом компетентностного подхода [10, с.24].

Роль компетентностного подхода в начальном образовании состоит в мобилизации младшими школьниками полученных знаний, умений, опыта и способов поведения в условиях конкретной деятельности. При этом особое внимание в контексте компетентностного подхода уделяется освоению младшими школьниками универсальных учебных действий [3, С.35].А.Г. Асмолов определяет, что одним из факторов актуальности развития универсальных учебных действий начального общего образования, является возрастание требований к коммуникативной компетентности обучающихся [4, с.4].

Формирование правовой культуры является одной из приоритетных образовательных задач в Российской Федерации и заслуживает особого внимания сегодня. Основная задача - воспитать молодое поколение, которое разделяет традиционные моральные ценности, готовые к мирному творчеству, с современными знаниями и навыками. Серьезные изменения происходят в системе образования в современных условиях развития общества, и воспитание у учащихся навыков обучения становится приоритетной задачей образования. Задача может быть успешно реализована, если учебная деятельность учащихся признана в качестве ценности всеми субъектами образовательной системы.

Российские и зарубежные ученые неоднократно подчеркивали важность изучения взаимоотношений между людьми. А. Коссаковский говорит о важности изучения отношения человека к деятельности и рассматривает это направление как важную предпосылку ее эффективности.

В работах В.В. Давыдов и Д. Б. Эльконин показывают с точки зрения «концепции теоретического обобщения» существенные общетеоретические и экспериментальные составляющие экспертизы отношения учащихся к процессу обучения. В.В. работал в этом направлении. Репкин и А.К. Дусавицкий, который занимался мотивацией обучения студентов.

Актуальность формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника обусловлена тем, что правовое воспитание школьников имеет большое значение для улучшения их правовой культуры и становления личности с активной правовой и политической позицией. Мероприятия по правовому и социальному воспитанию следует проводить с самого раннего возраста ребенка, и это особенно важно учитывать при обучении молодежи в школе как места первичной социализации человека.

Однако, в рамках современных российских школьных образовательных программ, вопросам правового просвещения и воспитания совсем не уделяется должного внимания, что видеться несколько необоснованным и непродуманным упущением.

Объект исследования: обучение праву в школе.

Предмет исследования: особенности формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника.

Цель исследования: охарактеризовать методические условия формирования личностных результатов школьников в обучении праву.

Достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1.Осуществить анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы с целью раскрытия сущности, содержания формирования личностных результатов в обучении права.

2. Рассмотреть задачи, функции и значение формирования правовой культуры.

3. Провести анализ формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках права.

4. Разработать и описать содержание учебно-воспитательной работы, направленной на формирование правовой культуры школьника.

Методологическая основа исследования связана как с использованием общенаучных методов познания (анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы исследования, метода сравнения, аргументация и логика), так и специальных методов (исторического, формально- юридического, системно-правового, нормативно - логического, метода сравнительного правоведения, системного анализа) в их различном сочетании.

Методы исследования: анализ выполненных ранее исследований, изучение и обобщение педагогического опыта, диагностические методы (педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование), обобщение и систематизация полученных данных

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования личностных результатов в обучении права как основы формирования правовой культуры школьника

1.1 Понятие «личностных результатов» в психолого-педагогических исследований

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед современной школой новую задачу – в качестве оценки результатов образования, стандарт оперирует понятием компетентность. В современном образовании ведущим является компетентностный подход. Сам термин «компетентность» обоснован «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также в проекте «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опытсамостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями [18, С. 2].

Методологические основы компетентностного подхода рассмотрены в трудах И.А Зимней,И.Е. Сюсюкиной, Л.Т. Сильченко, Г.А. Сергеева и других.

Как утверждает Г.А. Сергеев, компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. В свою очередь компетентность Г.А. Сергеев определяет, как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [39, с.83-84].

По мнению И.Е. Сюсюкиной, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения; способность и готовность использовать полученные знания и способы действия в реальной деятельности [42, С.136].

А. М. Новиков определяет «компетентность» как способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях [27, с.45].

Резюмируя указанное выше, обозначим, «компетентность» является производным понятием от «компетенции» и обозначает совокупность системы знаний, личностных качеств; она включает умения применять знания в ситуациях и в деятельности. Другими словами, компетентность – это владение детьми младшего школьного возраста соответствующей компетенцией, включающих их личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Концепция ФГОС определяет требования к результатам разработки основных общеобразовательных программ. Впервые новый федеральный стандарт образования в общем образовании основан на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, который предусматривает структуру образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологические особенностей и здоровье учеников [3].

Личные результаты - это готовность и способность учащихся к развитию и личностному самоопределению, формирование у них учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности, системы важных социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданское отношения к себе. Умение ставить цели и планы на жизнь, умение реализовывать русскую идентичность в поликультурном обществе [19].

Личные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать следующее:

1) формирование российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своей страны, основ культурного наследия народов России и человечества; Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; повысить ответственность и долг перед родиной;

2) формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и признанию, осознанного выбора и развития другого индивидуального образовательного пути на основе ориентации в мире Профессии и профессиональные предпочтения с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к работе и развития опыта при участии в социально значимой работе;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и социальной практики с учетом социального, культурного, языкового и духовного разнообразия современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, убеждениям, культуре, языку, убеждениям, гражданству, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; Готовность и способность вступать в диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

5) разработка социальных норм, кодексов поведения, ролей и форм общественной жизни в группах и сообществах, в том числе в взрослых и социальных сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в рамках возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических характеристик;

6) развитие нравственного осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личных решений, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным действиям;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 8 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера [19]. Помимо этого в рамках современного подхода в качестве образовательных результатов выделяют личностные универсальные учебные действия.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» относится к способности к обучению, то есть к способности субъекта активно изучать новые знания и овладевать новыми навыками в качестве основы для саморазвития и самосовершенствования. В более узком смысле этот термин может быть определен как совокупность действий обучающегося (а также связанных с ним навыков обучения), которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания, развивать педагогические навыки, включая организацию этого процесса.

Опираясь на системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Данная концепция принимает во внимание опыт компетентностного подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний и навыков на практике учащимися. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, формирующих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий, «помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли».

УУД предоставляют обучающимся возможность ориентации, как в предметных областях, так и в организации самой учебной деятельности. Достижение умения учиться подразумевает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [4].

Согласно ФГОС личностные универсальные учебные действия делятся на три компонента:

1.смыслообразование - понимание личностного смысла обучающимися на основе связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;

2.самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;

3.нравственно-этическая ориентация - знание основных моральных норм, понимание их социальной необходимости; развитие этических чувств как регуляторов нравственного поведения.

Рассмотрим каждый компонент подробнее. Смысл как психологическая категория впервые был представлен в работе Л.С. Выготского. В дальнейшем, А.Н. Леонтьевым шла разработка понятия «смысл» и было введено понятие «личностный смысл». Личностный смысл, согласно А.Н. Леонтьеву, это отношение между мотивом деятельности и целью деятельности. В 70-е годы XX века отечественные психологи в своих трудах преимущественно развивали либо уточняли основные идеи А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского. В конце XX века появились работы, в которых прослеживаются тенденции к системному пониманию категории «смысл», всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности, изучению смысловой организации личности. Так Б.С. Братусь в своей работе развивает положение о смысловых образованиях, фукционирующих в системе [12]. Процесс смыслообразования имеет большое значение для личности в связи с тем, что является базовым для самоопределения и нравственноэтической ориентации.

Развиваясь, личность всегда окружена смыслами, смыслообразование характерно для всех видов деятельности: познавательной, игровой, социальной. В подростковом возрасте у обучающихся происходит личностное самоопределение, формируется 10 осознание цели и смысла жизни, идет соотнесение себя и выдвинутых обществом критериев становления личности. Так В.Э. Франкл в своей работе обосновывает, что источником всех проблем и всех достижений человека является наличие или отсутствие у него представления о смысле. А. Эйнштейн говорил: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни» [22]. Ю.В. Сенько писал, «образование - это своего рода способ производства смысла и понимания, а смысл образования – в образовании смыслов» [20].

Подчеркивается роль внутреннего самоопределения, верность самому себе. Данный подход к проблеме развивается в работах К.А. Абульхановой-Славской. Она отмечает самоопределение как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. В зависимости от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [14].

Категория «правовое воспитание» в теории права используется, когда говорят об условиях, закономерностях, принципах и процессе формирования правосознания и правовой культуры. Принимая во внимание непосредственную взаимосвязь правосознания и правовой культуры со всеми правовыми явлениями и позитивным правом, включая отношение к последнему со стороны членов общества, следует признать важность и принципиальность категории «правовое воспитание» для теории права. Кроме того, наиболее оптимальное и корректное теоретическое осмысление данной категории имеет принципиальное значение в области практической деятельности по формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры личности и общества. Термин «правовое воспитание»

1. Конституция РФ: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенных ФКЗ РФ оправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993 . – 25 декабря.

2. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата [текст]/ М. В. Антонов.– М.: Юрайт, 2019. – 497 с.

3. Бялт, В. С. Теория государства и права: учебное пособие для вузов [текст]/ В. С. Бялт. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 123 с.

4. Бакарджиев, Я. В. Теория государства и права в 2 ч. Часть 1: учебник для прикладного бакалавриата [текст]/ Я. В. Бакарджиев, Р. А. Ромашов, В. А. Рыбаков.– М.: Юрайт, 2019. – 195 с.

5. В России могут создать общегосударственную систему правового просвещения. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://news.rambler.ru/politics/36896955/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (Дата обращения 22.12.2019).

6. Винникова Е.А. Роль педагога в правовом воспитании обучающихся в общеобразовательной организации [текст]// Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. конф. № 26(56). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(56).pdf (дата обращения: 22.12.2019).

7. Гавриков, В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования [текст]/ В. П. Гавриков. – М.: Юрайт, 2019. – 454 с.

8. Гаврилов, Б. Я. Современная образовательная политика в России: монография [текст]/ Б. Я. Гаврилов. – М.: Проспект, 2019. – 208 с.

9. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов [текст]/ В. Гайков. – М.:Феникс, 2016. – 704 с.

10. Громкова, М.Т. Основы научных педагогических исследований: учебник для вузов [текст]/ М.Т. Громкова. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 448 с.

11. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов[текст]/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – 322 с.

12. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры [текст]/ С. А. Комаров. –9-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 506 с.

13. Молчанов, Д. М. Актуальные проблемы педагогики: учебник для вузов [текст]/ Д. М. Молчанов. – М.: Проспект, 2018. – 244 с.

14. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов [текст]/ Л.А. Морозова. – М.:Норма, 2016. – 464 с.

15. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров [текст]/ Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 585 с.

16. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования [текст]/ В. Н. Протасов. – М.: Юрайт, 2018. – 495 с.

17. Путин призывает с детства прививать правовую культуру. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://ria.ru/20080214/99217469.html (Дата обращения 22.12.2019).

18. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов[текст]/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – 475 с.

19. Селютина, Е. Н. Проблемы теории государства и права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры [текст]/ Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 168 с.

20. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов [текст]/ М.Б. Смоленский. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 272 с.

21. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов [текст]/ О.В. Старков. – М.:Дашков и К, 2017. – 372 с.

22. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [текст]/ А. П. Альбов [и др.]; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. – М.: Юрайт, 2019. –134 с.

23. Самойлов, В.Д. Научное педагогическое исследование: учебник для вузов [текст]/ В.Д. Самойлов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 506 с.

24. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебник для вузов [текст]/ М. Ф. Шкляр. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 408 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2014 год 33 стр.
Курсовая Формирование лексического запаса в игре
diplomstud
Курсовая работа Педагогика
2015 год 49 стр.
Курсовая Формирование интереса к чтению первоклассников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское