1 Теоретические вопросы коммерческой деятельности
1.1 Понятие и виды коммерческой деятельности
1.2 Классификация коммерческих предприятий
1.3 Правовые основы коммерческой деятельности
2 Анализ коммерческой деятельности ООО ТС «Уссурийский бальзам»
2.1 Организационно–правовая характеристика предприятия
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия
2.3 Анализ финансовых показателей деятельности предприятия
3 Совершенствование деятельности ООО ТС «Уссурийский бальзам»
3.1 Совершенствование работы с персоналом ООО ТС «Уссурийский бальзам»
1 Теоретические вопросы коммерческой деятельности
1.1 Понятие и виды коммерческой деятельности
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по настоящему цивилизованной рыночной экономики.
В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно–денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли–продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.
Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли–продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли–продажи с целью получения прибыли.
Толковый словарь В.И. Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы» [13].
Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли–продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли. Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли–продажи товаров.
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.
Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными [28].
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно–организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли–продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Акт купли–продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения – смене формы стоимости [28]:
Д – Т и Т’ – Д’ (1)
где Д – деньги
Т – товар
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля–продажа товара, т.е. чтобы акт купли–продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно–организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно–информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.
Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).
Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется. Управление – есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов [17].
Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия.
При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учёт и контроль.
Планирование – одна из важнейших функций управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий.
Сущность организации как функции управления состоит в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей. Организация управления включает также оперативное регулирование, под которым подразумеваются текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретной рыночной ситуацией. Учёт как функция управления коммерческой деятельностью представляет собой документальное оформление поступлений, приёмки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии. Благодаря учёту обеспечивается сохранность материальных ценностей и денежных средств, контроль за торговыми процессами и результатами коммерческой деятельности.
Под контролем подразумевается активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдение документов, регламентирующих коммерческо–предпринимательскую деятельность торгового предприятия. Контроль вместе с учётом информирует предпринимателя о результативности торговых процессов и служит средством корректирующего воздействия со стороны органов управления на тех, кому надлежит исполнять управляющие решения [17].
В крупных торговых предприятиях в процессе управления коммерческой деятельностью реализуются такие функции управления, как экономический анализ показателей коммерческой деятельности, прогнозирование спроса и продаж.
Функции коммерции обусловлены взаимодействием с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами внешней среды. Полученные исходные данные из внутренних и внешних источников трансформируются в информацию, на основе которой осуществляется коммерческая деятельность в торговом предприятии (Рисунок 1).
По мере становления рынка предполагается проведение корректировок в системе управления коммерческой деятельностью на основе всестороннего анализа деятельности торгового предприятия и факторов внешней среды.
В зарубежной практике выделяются два аспекта коммерции: один связан с деятельностью службы коммерции, а другой – с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой. В рамках первого аспекта деятельность службы коммерции ориентирована на один из следующих вариантов: товары; функции; товарные рынки и покупатели; товары и функции; функции и товарные рынки. Из этого перечня преобладают варианты по товарам и по функциям.