ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.2. ВИДЫ, ФУНКЦИИ БЮДЖЕТОВ И МЕТОДЫ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ
1.3. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПРОЦЕСС БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ
2.3. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
3.2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ОЛЕНЕГОРСК С ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ»
3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Бюджетные учреждения являются важными субъектами при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.
Актуальность данной работы определяется наличием множества финансовых проблем, существующих в бюджетных учреждениях. В настоящее время в России осуществляют свою деятельность достаточно большое количество учреждений, финансируемых из бюджета, внимание к которым со стороны государства недостаточно или вообще отсутствует. Основной проблемой является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета. Бюджетные организации - сейчас это наименее экономически защищенная категория хозяйствующих субъектов.
Одним из направлений современной финансовой политики Российского государства является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание. В целях обеспечения прозрачности исполнения бюджета осуществляются мероприятия по совершенствованию бюджетной классификации, плана счетов бюджетного учета, процедур финансового планирования, отчетности об исполнении бюджетов.
Планирование доходов и расходов как этап бюджетирования является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. С того насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Актуальность настоящего исследования также обусловлена особенностями российского законодательства:
- во-первых, недостаточной научной разработанностью проблем, возникающих в сфере финансово-правовой регламентации деятельности бюджетных учреждений;
- во-вторых, коллизиями и пробелами в бюджетном и налоговом законодательстве, регулирующем финансово-правовые отношения с участием бюджетных учреждений;
- в-третьих, особенностями использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать рекомендации по совершенствованию бюджетирования в организации для дальнейшей их реализации.
Предмет исследования - экономические отношения, связанные с механизмом бюджетирования учреждений.
Объектом исследования является муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия Муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетирования деятельности организаций;
- дать характеристику деятельности и провести анализ бюджетирования деятельности учреждения;
- разработать рекомендации по совершенствованию бюджетной деятельности, а так же разработка мероприятий для их реализации.
В процессе изучения темы для достижения цели и задач исследования применялись методы:
- изучение и анализ нормативных документов, научной литературы, как отечественных, так и зарубежных авторов;
- изучение материалов по теме, представленных в СПС «Консультант Плюс», а также других источников (периодические издания, электронные учебники и др.);
- изучение теоретического и практического материала по теме путем сравнения, анализа, синтеза.
Теоретической и методологической основой данной работы послужила литература отечественных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы; публикации в периодической печати; статистические данные: Михайлова О. И., Зуева А. И., Чичелёв М.Е., Саакян Т. Лексин В., Швецов А., Романовский М.В., Ефимова В.С., Климова А.В., Титовой Н.Е., Кожаева Ю.П., Колпаковой Г.М., Алексий П.В., Алешина Т., Зуева А. И., Козлов Е.А., Лавров А. М., Пансков В., Садыгов Ф.К. и др.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствования бюджетирования в «ЦБ», которые учреждение может использовать в своей деятельности.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Задача бюджетирования - это достижение предприятием цели оперативного (текущего) периода. Основная задача, решаемая системой бюджетирования - это построение или реструктуризация действующей системы управления предприятием, которая способна будет обеспечивать, и поддерживать функционирование полного управленческого цикла.
Бюджеты способствуют выявлению и координации всех факторов производства по структурным подразделениям и функциональным службам с целью достижения предприятием намеченных целей. Целью бюджетного управления является структурирование (выделение) желаемого будущего предприятия в оперативном периоде. Это значит, что главной целью разработки и внедрения системы бюджетирования является совершенствование системы финансового управления на предприятии, а также повышение финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата. Эта концепция предполагает хорошо составленный план, где взаимоотношения между отдельными подразделениями согласованы с предприятием в целом; выявление слабых звеньев в управлении; закрепление ответственности исполнителей. Следовательно, система бюджетирования взаимосвязана с проблемами коммуникации и координации.
Бюджет - это количественное выражение плана, средство контроля над его выполнением и метод регулирования.
Бюджет - это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.
Любой бюджет представляет собой условный отчет о предполагаемых результатах на момент составления бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактические результаты, так как он содержит оценку всех переменных, которые прогнозировались во время составления бюджета. Анализ возникших отклонений помогает:
- определить проблемный участок деятельности, который требует первоочередного внимания;
- выявить возможности, неиспользованные при составлении бюджета;
- показать степень реалистичности первоначального бюджета, точно его расчета.
Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических данных и бюджетных за год часто является главным показателем оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.
Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими, так и неоправданно заниженными. Они должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными.
Необходимо стремиться к тому, чтобы информация, содержащаяся в бюджете, была максимально очной, определенной и значимой для ее пользователя.
В этом документе могут содержаться данные о выручке и затратах, доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам.
По мнению специалистов, эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:
- предоставлять возможность прогнозирования;
- иметь четко определенную систему движения информации, распределения полномочий и ответственности за ее формирование и представление;
- содержать подобную, точную и своевременную информацию;
- предоставлять возможность сравнения;
- быть приемлемым для всех заинтересованных лиц внутри организации.
1.2. ВИДЫ, ФУНКЦИИ БЮДЖЕТОВ И МЕТОДЫ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ
Существует большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки:
- степень обобщения информации;
- периодичность предоставления;
- способ планирования;
- механизм использования.
По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главный (генеральный), общий и частный бюджеты.
Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета - объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.
В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств.
Бюджет доходов и расходов (БДР). В этом бюджете находят отражение все документы, выставленные в адрес покупателей и заказчиков, независимо, когда, как, от кого, в каком виде поступит оплата. Это позволит в процессе учета оперативно следить за выручкой (накладные на отпуск на стону, акты выполненных работ, оказанных услуг, бухгалтерские справки и др.). В расходной части отражаются только те затраты, которые будут понесены (израсходованы) для получения доходов. Любое приобретение ТМЦ, или каких-либо услуг, планируемых данной организацией в данном месяце в запас, в расходах не отражается.
Бюджет движения денежных средств (БДДС). В этом бюджете находит отражение входное сальдо, поступление, расход и выходное сальдо раздельно по кассе и банковским счетам (без внутренних операций между кассой и банком). Показываются все виды и источники поступления средств (в оплату за продукцию и услуги, независимо от времени отгрузки продукции или оказания услуг, получение займов и др.), и все виды и направления расхода средств (возврат долга, приобретение ТМЦ, оплата услуг, выдача займов и др.) Между бюджетами имеется косвенная связь. В новом месяце может быть отгружена одна продукция, а оплата ожидается за другую; приобретение ТМЦ планируется на одну сумму, а расходы на другую. Увязка таких расхождений показывается в бюджетном балансе.
Бюджетный баланс (ББ) показывает наличие реальных активов и пассивов организации. Например, если у этой организации есть собственные ОС, НМА, то они находят отражение в активе баланса на начало месяца. Если есть кредиторская задолженность, она отразится также на начало месяца в пассивах.
Планируемые движения в любом из этих бюджетов обязательно должны найти отражение в изменении статей двух других бюджетов и числовой увязке между собой.
В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его - измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.
В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета - бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:
- бюджета продаж (план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т.д);
- производственный бюджет (является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов);
- сметы производственной себестоимости продукции (рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов);
- сметы коммерческих расходов (подробный план затрат, связанных со сбытом продукции в будущем периоде и содержит затраты, непосредственно связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг));
- сметы общехозяйственных расходов (представляет собой детализированный план текущих операционных и административных расходов, отличных от расходов непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде).
Операционный бюджет - часть главного бюджета, которая детализирует через частные бюджеты статьи расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
2. О библиотечном деле: Федеральный закон от 23 ноября 1994 г. № 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) // СЗ РФ, 02.01.1995
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
4. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.
5. Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2018 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р.
6. Об утверждении государственной программы РФ «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320.
Специальная литература
7. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. - М.: Дашков и К, 2012. - 445 с.
8. Алексий П.В. Некоммерческие организации как юридические лица. М.: Проспект, 2012. 287 с.
9. Афанасьев М.П. Программный бюджет: учебное пособие / под ред. проф. М. П. Афанасьева. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012.
10. Афанасьев М.П., А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. Бюджет и бюджетная система: учебник /- М.: Юрайт, 2011. - 777 c.
11. Базарова, А. С. Бюджетное финансирование бюджетных учреждений / А. С. Базарова // Учет и отчетность бюджетных учреждений, - 2013. № 3
12. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учебное пособие: гриф УМО / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2012. - 226 с.
13. Бурханова Н.М. Бюджетная система РФ. Учебное пособие.- Саратов: Научная книга, 2012.- 159 с.
14. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. Дашков и Ко, 2012. - 344 c.
15. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. - М.: Омега-Л, 2011. - 570 с.
16. Гинзбург А.И. Экономический анализ: предмет и методы. Моделирование ситуацией. Оценка управленческих решений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 448 c.
17. Гладковская Е.Н. Финансы : рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» Е. Н. Гладковская. - М.: СПб. 2012. - 320 с.
18. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и K, 2012. - 565 с.
19. Гольдфарб А.А. Финансовое право: конспект лекций / А.А. Гольдфарб. - М.: Проспект, 2012. - 128 c.
20. Грицюк Т.В., Котилко В.В., Лексин И.В. Бюджетная система РФ: учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 560с.
21. Денисова И. П., Рукина С. Н. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. Феникс - , 2013. - 288 c.
22. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 270 c.
23. Ефимов В.С. Финансы некоммерческих предприятий. Учебное пособие. М.: Дело. 2013. 371 с.
24. Золотарёва Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарёва, Н.И. Смородинова. - КНОРУС, 2011. - 232 с.
25. Иванова Н.Г и Канкулова М.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / под ред. проф. Н. Г. Ивановой и проф. М. И. Канкуловой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
26. Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И. Бюджетная система РФ: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник. - 2013, 272с.
27. Кадомцева, С.В. Государственные финансы: учебное пособие/ С.В. Кадомцева. - М.: ИНФРА, 2011. - 352 с.
28. Карпова, Т.П. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков : учеб. пособие / Т.П. Карпова, В.В. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 302c.
29. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 c.
30. Ковалёв, В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 480 с.
31. Козлов Е.А. Некоммерческие организации в Российской Федерации: экономические основы деятельности и правовое регулирование // Развитие финансовой системы: Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону: ООО «АзовПечать». 2014. С. 184-192.
32. Козырин А.Н. Бюджетный кодекс РФ: поглавный научно-практический комментарий коллектива ученых под руководством доктора юридических наук, проф. А.А. Ялбулганова / под ред. А.Н.Козырина. - М.: ЗАО «Библиотечка Российской газеты» , 2012. - 877 с.
33. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2012. 412 с.
34. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2011. - 604 c.
35. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие - Дашков и К, 2014 г. - 252 с.
36. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ, 2011 - 256c.
37. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы : учеб. для вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / И. Н. Мысляева, 2012. - 391 с.
38. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и К, 2013. - 318 с.
39. Позднякова В.С. Бюджетный учёт и финансовая (бюджетная) отчётность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. - М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР-БИНФА», 2013. - 232 с.
40. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
41. Подъяблонская, Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
42. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012. - 186 с.
43. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. - 232 с.
44. Романовский М.В. Финансы: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2013.
45. Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы: практикум - М.: Дашков и К, 2012. - 135 c.
46. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие для студентов вузов / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 367 c.
47. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2013. - 503 с.
48. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для экономических вузов - М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. - 366с.
49. Чиненов М. В., Семибратов В. С. Бюджетное планирование и прогнозирование: учебное пособие. Де-По - Москва, 2012. - 118 c.
50. Янковская, В.В. Планирование на предприятии / В.В. Янковская. - М: ИНФРА-М, 2013 - 425c.
51. Зуева, А. И. Оценка деятельности государственного учреждения / А. И. Зуева // Финансы. 2011. №5.
52. Климов А.В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги. // Налоги и налогообложение. 2011. №4
53. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации // РЭЖ. 2014. №7.
54. Швецов Ю.Л. Методологические принципы бюджетного регулирования в РФ // Финансы. 2012. №11.
55. www.minfin.ru - Министерство финансов РФ