Введение
ГЛАВА 1. Организационные основы функционирования интернет-маркетинга и его значение для малого бизнеса
1.1 Особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации
1.2 Внешняя и внутренняя инфраструктура интернет-маркетинга в малом бизнесе
ВЫВОДЫ по первой главе.
ГЛАВА 2. Комплексный анализ деятельности кафе «Кофе и тепло» и системы продвижения услуг
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности кафе «Кофе и тепло»
2.2 Анализ системы продвижения услуг кафе. Выявление существующих проблем
ВЫВОДЫ по второй главе
ГЛАВА 3. Разработка предложений, направленных на совершенствование продвижения услуг кафе «Кофе и тепло», посредством IT
3.1 Создание сайта
3.2 Продвижение в социальных сетях
3.3 Контекстная реклама
ВЫВОДЫ по третьей главе.
Заключение
Список литературы
Приложение. Иллюстрации кофейни «КиТ – Кофе и тепло»
Приложение. Анкета для проведения дополнительного интервью с гостями кофейни «Кофе и тепло»
Актуальность проведенного в работе исследования обусловлена реалиями развития современного социума: одной из главных движущих сил происходящих сегодня революционных изменений в методах ведения бизнеса являются информационные технологии. Они стали незаменимым средством взаимодействия всех субъектов рынка, инструментом ведения бизнеса, применяемым для осуществления большинства бизнес процессов компаний. Под термином информационные технологии понимается совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях. Развитие информационных технологий, среди которых одно из ключевых мест занял Интернет, появление и бурный рост электронной коммерции стали основой для появления нового направления в современной концепции маркетинга взаимодействия — Интернет-маркетинга, развитие которого связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта [59, c 3].
Интернет как новейшая технология, доступная любому заинтересованному пользователю, позволяет эффективно проводить маркетинговые исследования, т.к. с одной стороны снабжает информацией об имеющемся на рынке предложении, а с другой — позволяет провести опрос реальных и потенциальных клиентов.
Разработка интернет-страниц пользователей сети - стоимость "странички" у фирм, занимающихся Internet-дизайном, колеблется в зависимости от сложности и объема работ от $300 до $5000. Стоимость разработки крупного Internet-ресурса или портала может доходить до $200 000 [36].
Полная интегрированная автоматизация менеджмента предполагает охват таких информационно-управленческих процессов, как связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.
Цель работы – разработать предложения, направленные на повышение эффективности системы продвижения услуг кафе «Кофе и тепло» путем использования IT – технологий.
Объект исследования – система продвижения услуг кафе, предмет исследования – IT-технологии в системе продвижения продукции и услуг кафе «Кофе и тепло».
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
• Изучить основы деятельности российских предприятий малого бизнеса;
• Рассмотреть роль интернет-маркетинга в малом бизнесе;
• Представить организационно-экономическую характеристику деятельности кафе «Кофе и тепло»;
• Проанализировать систему продвижения услуг кафе «Кофе и тепло»
• Выявить проблемы, существующие в системе продвижения услуг кафе «Кофе и тепло»;
• Разработать предложения, направленные на повышение эффективности системы продвижения услуг кафе «Кофе и тепло» путем использования IT – технологий: создать сайт для кафе и предложить оптимальные пути его продвижения в интернете.
Теоретическая база - работа выполнена на основе анализа научной литературы в области интернет-маркетинга и использования IT технологий, чему послужили труды как зарубежных, так и отечественных авторов, таких как Черников Б.В., Чередниченко Ю.В., Полонский А.М., Сатин Д.К. и ряда других авторов.
К методам исследования, использовавшимся в процессе написания работы, можно отнести наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Практическая значимость – разработка предложений по улучшению продвижения услуг кафе «Кофе и тепло» посредством IT технологий будет способствовать улучшению эффективности работы предприятия.
Структура работы:
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений.
Общий объем работы – 78 страниц без учета приложений, количество источников в списке литературы – 68.
Первая глава носит теоретический характер – в ней рассмотрены организационные основы функционирования интернет-маркетинга и его значение для малого бизнеса; вторая глава работы – аналитическая, в ней проведен комплексный анализ деятельности кафе «Кофе и тепло» и системы продвижения услуг; третья глава работы носит проектно-практический характер – в ней разработаны предложения, направленные на совершенствование продвижения услуг кафе «Кофе и тепло», посредством IT. Заключение содержит выводы по проделанной работе, приложения содержат материал, который неудобен для использования в основной части в силу объема и особенностей форматирования.
ГЛАВА 1. Организационные основы функционирования интернет-маркетинга и его значение для малого бизнеса
1.1. Особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации
К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице 1.1 [4, 5, 9].
Таблица 1.1 — Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предприятиям.
N Критерий Предельное значение
Микропредприятие Малое предприятие
1 Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%
2 Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций 49%
3 Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства 49%
4 Средняя численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек
5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.
Для субъектов среднего предпринимательства критерии 1, 2 и 3 установлены такие же, как для малых и микропредприятий, при этом средняя численность работников не должна превышать 250 человек, а выручка от реализации - 2 млрд руб.
Вновь созданные организации признаются субъектами малого предпринимательства, если все критерии не превышают предельных значений за период, прошедший со дня государственной регистрации организации [4, ст 4].
Для использования льгот, установленных законодательством для субъектов малого предпринимательства, не нужно:
1) получать специальный документ, подтверждающий статус субъекта малого предпринимательства (СМП). Соответствие критериям малого или микропредприятия можно подтвердить, в частности, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), бухгалтерской и статистической отчетностью;
2) вносить сведения об организации в реестры СМП - получателей поддержки, которые ведут федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления. В эти реестры включаются сведения только о тех предприятиях, которые получают от этих органов финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 16 Закона N 209-ФЗ).
Организация утратит статус СМП, если будет превышено предельное значение:
- критерия 1, 2 или 3 (таблица 1.1) - с даты, когда изменение долей в уставном капитале будет зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
- критерия 4 или 5 в течение трех календарных лет подряд - по истечении этих трех лет, т.е. на четвертый год [4, 5].
В современной российской правовой системе понятие малого и среднего предпринимательства (малого и среднего бизнеса) используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально-юридическом смысле в законодательстве используются термины "субъекты малого и среднего предпринимательства", "малое предприятие", "среднее предприятие", под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, коммерческие организации), соответствующие предусмотренным в Законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.
Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.
В Федеральном законе о развитии МСП содержится определение субъектов малого и среднего предпринимательства: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства, как микропредприятие, отнесен к разновидности малого предприятия.
Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.
По данным Федеральной налоговой службы России, в едином государственном реестре на 1 августа 2015 г. было зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей и 139,6 тыс. фермерских хозяйств [62]. По наблюдениям Росстата в 2015 году в РФ фактически действовало около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн. малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн. [63]. При этом по информации Статкомитета СНГ на малых и средних предприятиях России работает около 25% общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляет 20 - 21% [43]. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50 - 52%, в Италии - около 60%, а Испании и Норвегии достигает 65 - 75% [29]. В ЕС малый бизнес составляет 90% общего числа предприятий [67].
На рисунках 1.1 – 1.4 представлена статистическая информация по субъектов малого предпринимательства в РФ.
Рисунок 1.1 — Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, по видам экономической деятельности в 2014 году, на конец года, % [31].
Законодательство не предусматривает особой процедуры регистрации хозяйствующих субъектов в качестве субъектов МСП. В то же время органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, обязаны вести специальные реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки [11]. В статье 8 Федерального закона о развитии МСП имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в указанных реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней любых лиц.
Рисунок 1.2 — Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, по видам экономической деятельности в 2014 году, % к итогу [31].
Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр не означает его государственной регистрации в качестве субъекта МСП, а лишь подтверждает юридический факт предоставления государственной или муниципальной поддержки субъекту МСП (вид, форму, размер и срок предоставленной поддержки). Сведения должны исключаться из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания такой поддержки.
Рисунок 1.3 — Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, по видам экономической деятельности в 2014 году, % к итогу [31].
Анализируя отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и другие.
1. Конституция РФ – М.: Издательство «Мартин», 2015
2. Гражданский Кодекс РФ – М.: Издательство «Мартин», 2015
3. Налоговый Кодекс РФ – М.: Издательство «Мартин», 2015
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», действующая редакция
5. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2014 г. N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»
6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в ред. ФЗ № 156 от 29.06.2015
7. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702
8. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358.
9. Письмо Минэкономразвития от 06.12.2011 N Д05-3554
10. Письмо Минэкономразвития от 10.09.2015 N Д05и-1163
11. Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 // СПС «Консультант плюс», проф версия
12. Артемова Е.Н. Планирование на предприятиях ресторанного бизнеса: учебник / Е.Н.Артемова, О.Г.Владимирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с
13. Бабурин, В.А. Информационные системы маркетинга : лаб.практикум / В.А.Бабурин, М.Е. Яненко. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 67 с.
14. Бакшт, К. Как загубить свой собственный бизнес / К.Бакшт. - М.: Питер, 2009. – 230 с
15. Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. N 2. С. 156.
16. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // СПС «Консультант плюс», проф.версия
17. Горбачева Е.И. Что дает статус малого предприятия // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, № 6, 2015.
18. Глухов, В. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.Глухов, Е.Балашова – СПб.: Питер, 2012. – 272 с
19. Дари, Кр., Сирович Дж. Поисковая оптимизация на ASP. NET для профессионалов: руководство разработчика по SEO / Кр. Дари, Дж. Сирович — М.: Диалектика, 2008. — 392 с.
20. Долгов С.Г. Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства // СПС «Консультант плюс», проф.версия
21. Дело – в малом. Госдума приняла ряд защитных мер по поддержке малого и среднего бизнеса и стабилизации экономики // СПС «Консультант плюс», проф.версия
22. Карпенко, Е.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание / Е.А.Карпенко, В.А.Ларионова, Л.А.Ольхова – М.: Альфа-М, Инфра-М., 2010.-523с
23. Карасева, М.В. Финансовое право: учебник / М.В. Карасева - М: Юристъ, 2011.-456с
24. Каменева, Н.Г.. Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. Пособие / Н.Г.Каменева, В.А.Поляков - М.: Вузовский учебник, 2009. - 439 с.
25. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практ. пособие / П.А.Кузнецов — М.: «Дашков и К», 2011. — 296 с.
26. Кузнецов, П.А. Копирайтинг и спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR – технологии / П.А.Кузнецов – М.: ИТК «Дашков и К», 2012 – 260 с
27. Лосев, С.В. Управление отношениями с клиентами / С.В.Лосев // Маркетинг в России и за рубежом, № 1 (51), 2009 – с.42-47
28. Левитас, А. Больше денег от вашего бизнеса / А.Левитас - М.: Питер, 2009. – 185 с
29. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. N 12.
30. Маккей, X. Как плавать среди акул / Х.Маккей - Минск: Попурри, 2008. – 210 с
31. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Статистический сборник. – М.: Издательство Федеральной службы государственной статистики, 2015 // http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/mal-pred15.pdf
32. Малый бизнес России: проблемы и перспективы развития. М.: РАРМП, 2013.
33. Малый бизнес выходит на пенсии // URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/02/12/4963249.shtml
34. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
35. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред.В.А.Алексунина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2008 – 395 с.
36. Мифы и реальности Internet - известные и скрытые возможности сети // http://geum.ru/doc/work/82876/3-ref.html
37. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности // Информационные технологии управления // http://yurii.ru/ref10/particle-307601.html
38. Полонский А.М. Информационные технологии в сервисе. Учеб. пособие. СПб.: 2007 // http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/987/44987/21765?p_page=1
39. Разработка мультимедийного сайта // http://www.kazedu.kz/referat/174077
40. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: Монография. М.: Экономика, 2010
41. Репьев, А. Российский копирайтинг — затянувшееся детство / А.Репьев // Рекламодатель: теория и практика. — 2009. —№10. —С. 92-97.
42. Румянцев, Д. Продвижение бизнеса ВКонтакте: быстро и с минимальными затратами / Д.Румянцев – СПб.: Питер, 2013 – 350 с
43. Решение Экономического совета СНГ "О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ" принято в г. Москве 13 марта 2015 г.: Информация Статкомитета СНГ // СПС «Консультант плюс», проф версия
44. Сатин, Д. К. Восприятие рекламы в Рунете: куда смотрит и что видит пользователь /Д.К.Сатин // Интернет-маркетинг. — 2009. — №3. —С. 144-152.
45. Сапронов, Н. Спичрайтинг в PR-агентстве: проблемы и перспективы / Н.Сапронов // PR в России. — 2008. — № 7. — С. 25.
46. Сальникова, Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии / Л.С. Сальникова – М.: Юрайт, 2013. – 303 с.
47. Скакодуб, А. Современный PR-копирайтинг: принципы работы и опыт взаимодействия с заказчиком / А.Скакодуб // Пресс-служ¬ба. — 2009. — № 3. — С. 45-48.
48. Соколов М. Без денег никуда // Российская газета - Бизнес. 6 мая 2014 г. N 946.
49. Сети ЭВМ и технологии распределенной обработки данных // http://ecocyb.narod.ru/410-417/inrs5_9.htm
50. Столяров С. Россияне верят ТВ в пять раз сильнее, чем Интернету // http://infox.ru/authority/mans/2010/09/02/Rossiyanye_vyeryat_T.phtml
51. Тапханаев, В. Весь в поиске: памятка для эффективного SEO-клиента / В.Сапханаев // Маркетолог. — 2009. — № 12. — С. 23-25.
52. Тероу, Ш. Видимость в Интернете: поисковая оптимиза¬ция сайтов / Ш.Терроу — СПб.: Символ-Плюс, 2009. — 285 с.
53. Топология сети: определение, виды, назначение // http://www.mrwolf.ru/Kompyutery_i_soft/Seti/7301
54. Феррис, Т. Как работать 4 часа в неделю / Т.Феррис - М.: Добрая книга, 2010. – 195 с
55. Хопкинс, К. Моя жизнь в рекламе / К.Хопкинс - М.: Эксмо, 2010. – 223 с
56. Хопкинс, К. Научная реклама / К.Хопкинс - М.: Эксмо, 2010. – 240 с
57. Черников, Б.В. Информационные технологии управления / Б.В.Черников - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 352 с
58. Чередниченко, Ю.В. Маркетинг в интернете: сайт, который зарабатывает. / Ю.В. Чередничеснко – СПб.: Питер, 2011. – 298 с
59. Черников, Б.В. Информационные технологии управления / Б.В. Черников – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 352 с
60. Чумичева, Н. В. Копирайтинг и рекламная суггестия: ал-горитмизация творчества: дисс.... канд. филолог, наук / Н.В. Чумичева — Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2009. — 167 с.
61. Финансовый словарь // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23438
62. http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v-rossii
63. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/
64. http://www.mspmo.ru/information/importance_of_small_business/
65. http://www.aup.ru/books/m80/1.htm
66. http://ru.wikipedia.org/
67. http://www.mspmo.ru/information/importance_of_small_business/
68. http://www.officespb.info/rynok_kommercheskoj_nedvizhimosti/rynok_kofeen_v_rossii/