В различных сферах жизни общества активно применяются современные информационные технологии, с целью обеспечить удобство, простоту и увеличить скорость получения и обработки информации. Благодаря развитию сети интернет информационные ресурсы становятся все более доступными, вне зависимости от того, где находится человек.
Концепция Электронного правительства основывается на использовании информационных технологий для комфортного и быстрого предоставления информации, оказания государственных услуг и взаимодействия органов исполнительной власти между собой. При этом, личное взаимодействие заявителя и государства сведено к минимуму и максимально автоматизировано.
Актуальность выбранной темы обусловлена активной реализацией проекта «Электронное Правительство» на территории Российской Федерации. Электронное правительство, как ответная реакция государства на всеобщую компьютеризацию подавляющей части общественной жизни, является широким явлением, в процессе реализации которого формируется целый пласт предметов для исследования.
Важным аспектом исследования является реализация проекта в контексте государственного управления и механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде как средства представления и функционирования государственных органов в сети Интернет.
На государственное управление возлагаются важнейшие функции, обусловленные объективными закономерностями, выполнение которых обеспечивает надлежащее функционирование государства: совершение действий и принятие решений, направленных на поддержание эффективной работы органов государственного управления; регулирование управленческих отношений, возникающих в процессе осуществления полномочий органов исполнительной власти; обеспечение режима необходимой государственной деятельности в форме принятия административных актов; установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; информационное обеспечение деятельности органов публичной власти.
Действующее законодательство не во всей полноте отвечает этим задачам. В числе основных его недостатков можно выделить следующие: отставание правового обеспечения от организационного в сфере использования потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления; отсутствие системности и цельности правового регулирования использования информационных технологий в публичной управленческой деятельности; неопределенность и противоречивость некоторых положений законодательства; отсутствие единой концепции «электронного правительства».
«Электронное правительство» как одно из сложнейших социально-правовых явлений может быть исследовано с различных точек зрения: политической, экономической, организационной.
Необходимость изменения законодательства в рассматриваемой области обусловлена постановкой новых государственных задач, реформированием системы государственного управления в Российской Федерации, определением места «электронного правительства» в общей системе реформирования государственного управления.
Тенденции развития «электронного правительства» в субъектах Российской Федерации позволяют ставить вопрос о необходимости корректировки стратегии и тактики информатизации в целом в сторону большего соответствия их потребностям. Становится очевидной потребность в разработке и принятии организационно-правовых мер, направленных на обеспечение нового качества информационного пространства страны.
Объектом исследования является «электронное правительство» в системе взаимоотношений общества и государства.
Предмет исследования – актуальные практики формирования «электронного правительства» в современной России.
Целью исследования является определение сущности и характера взаимосвязей государственных и гражданских практик формирования «электронного правительства» в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Изучить понятие, признаки, нормативная правовая основа, содержание, структура «электронного правительства».
2. Выявить цели «электронного правительства» и способы их достижения.
3. Определить принципы «электронного правительства»: понятие, виды, содержание, юридическое значение.
4. Рассмотреть «электронное правительство» в контексте системы органов исполнительной власти
5. Рассмотреть «электронное правительство» в контексте предоставление государственных услуг
6. Определить формирование «электронного правительства» в Нижегородской области
7. Выявить организационно-правовые проблемы деятельности «электронного правительства»
8. Проанализировать основные направления улучшения организации деятельности «электронного правительства»
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания. Использование этих методов в совокупности позволило осуществить всесторонний, комплексный анализ предмета исследования, сделать теоретические обобщения, сформулировать практические рекомендации и выводы.
Теоретическая основа исследования. В качестве теоретической основы исследования использованы фундаментальные положения науки теории государства и права, административного и информационного права.
Нормативной основой исследования явились международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, устанавливающие порядок формирования и функционирования «электронного правительства».
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения , трёх глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. «Электронное правительство»: понятие, признаки, нормативная правовая основа, содержание, структура
Электронное правительств о — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества .
Данное определение более узкое, точнее объясняющее суть понятия «электронное правительство».
«Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий наряду с повышением качества государственного управления качественно новый уровень получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов» - определение, приведенное в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства .
Более подробно эти этапы рассмотрены в работах А.С. Балюкова. Для перехода от «классического» к «электронному правительству» необходимо пройти три этапа:
• Публикация государственными учреждениями документов и необходимой информации в электронном виде. Также должна опубликоваться информация, которая раньше печаталась в печатных СМИ, сообщалась по телевидению и радио. В современном мире намного удобнее и быстрее найти актуальную информацию в Интернете.
• Должно обеспечиваться онлайн взаимодействие G2C, G2B, G2G. Это возможность компетентной консультации и предоставление актуальной информации.
• Взаимодействие через транзакции. Это дает возможность эффективно пользоваться государственными услуги (оплачивать штрафы, ЖКХ, разнообразных государственных пошлин) с помощью проверенных и безопасных платежных систем .
Электронное правительство позволяет вывести взаимоотношения власти и граждан на принципиально новый качественный уровень. Где с одной стороны электронное правительство позволяет минимизировать затраты государства на функционирование различных государственных структур, например: пенсионный фонд, ФМС, ЖКХ, медицинские общеобразовательные учреждения и т.д. С другой стороны электронное правительство позволяет гражданам эффективно использовать ресурсы государства, повышается степень участия граждан в государственном управлении, снижается воздействие фактора географического месторасположения, происходит рост технологической осведомленности граждан.
Внутри электронного правительства существует не только модель взаимодействия между государством и гражданами (G2C - Governmentto- Citizen). Данная модель описана выше. А также такие модели, как: G2B – взаимоотношения между органами различных ветвей власти и бизнес- структурами (Government-to-Business), G2G – взаимодействие между разными государственными ведомствами и учреждениями (Government-to- Government), G2E – взаимоотношения между государством и государственными служащими (Government -to- Employees).
На уровне G2B/B2G внедрение систем электронного правительства позволит создать прозрачную систему государственных закупок, которая предполагает создание портала, где будут вывешены объявления о тендерах и условиях их проведения. Таким образом, будет решена проблема свободной конкуренции на государственные закупки, а также это позволить избежать деформации рынка, которая происходит, в те моменты, когда оказывается предпочтение определенным производителям. Бизнес-организациям электронное правительств выгодно, так как больше не придется тратить много времени на осуществление должных выплат (страхование, выплата налогов, регистрация новых компаний и т.д.) и на оформление отчетных данных. Электронное правительство позволит перевести эти и многие другие операции в онлайн .
На уровне G2G электронное правительство позволит наладить внутренние и внешние связи между государственными органами, повысит эффективность обмена информацией, улучшить планирование и управление на местах. Также электронное правительство позволит формировать благоприятное для правительства общественное мнение.
Также электронное правительство способствует развитию «электронной демократии», так как повышается ответственность чиновников перед гражданами (информационная открытость, любой желающий гражданин имеет право получить доступ к интересующему его отчету, кроме тех, что являются государственной тайной), увеличивается подконтрольность органов власти, а также повышается участие граждан в управлении посредством ИКТ.
Эффективность реализации проекта «электронное правительство» определяется с помощью комплексного показателя, характеризующего уровень развития электронного правительства в странах мира – индекс развития электронного правительства. Основные составляющие данного показателя: степень охвата и качество интернет-услуг, уровень развития ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. В свою очередь каждая составляющая содержит определенный набор параметров: информационные услуги и веб-сайты государственных служб, доступность их для граждан, относительное число интернет-пользователей, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи, уровень грамотности населения, нормативно-правовая база и т.д. Так например, уровень развития ИКТ-инфраструктуры (телекоммуникационный индекс) рассчитывается исходя из следующих показателей: уровень проникновения ПК ( количество ПК на 100 граждан страны), уровень проникновения сети Интернет (количество пользователей сетью на 100 человек), уровень телефонизации (количество стационарных телефонов на 100 человек), уровень проникновения мобильной связи (количество зарегистрированных пользователей на 100 человек, данный показатель может превышать планку в 100), уровень проникновения широкополосного доступа (на 100 человек) .
В России разработка электронного правительства началось в 2001 году с федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы».
Однако важным этапом предшествующим развитию данной программы, является участие России в международных инициативах и межправительственных акциях. В первую очередь, имеется в виду три линии международного сотрудничества: Программы Европейского Союза, саммит «Группы Восьми», где была подписана «Окинавская хартия глобального информационного общества» и саммиты по информационному обществу под эгидой Организации Объединенных Наций и активном участии ЮНЕСКО.
Данный этап важен, потому что именно на этом этапе началось активное применение в социальной практике и проектах концепции информационного общества, выраженное в внедрении ИКТ в различные сферы общества, данное внедрение особенно проявилось в программах Европейского Союза.
В 1998 году было подписано Соглашение о партнёрстве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами. Далее в ноябре в 1998 года было подписано Совместное Заявление заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Булгака и члена Комиссии Европейских сообществ М. Бангеманна. Цель данного соглашения – создание информационного общества, вследствие перспективных направлений сотрудничества. Также данное соглашение, открыло возможность участия российских организаций в Проектах Пятой рамочной программы Европейской Комиссии по компоненту «Технологии информационного общества» .
На основании распоряжения Правительства РФ в начале 2001 года была начата подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая впоследствии была утверждена 28 января 2002года .
Задачи программы:
• Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде
• Обеспечение решения задач государственного управления, с помощью электронного правительства
• Развитие инфраструктуры электронного правительства .
В настоящее время можно констатировать, что проблемы реализации программы «Электронная Россия» возникли из-за неравномерного распределения бюджета и использования неэффективных механизмов ее выполнения. В постановлении Правительства, утвердившем ФПЦ, была обозначена задача создания Межведомственной комиссии по координации проекта, деятельности заказчиков и исполнителей, координации участия государственных ведомств, а также по координации вопросов финансирования проекта. Однако в действительности организовать работу по координации не удалось. В результате это привело к фактическому блокированию многих направлений программы. Вследствие этих проблем объем финансирования ФПЦ «Электронная Россия» с 2002 по 2006гг. не превысили и 25% запланированного ранее .
Реализацию программы предполагалось осуществить в три этапа:
1. Первый этап (2002г.). Планировалось осуществить анализ нормативной базы, уровень информатизации экономики. Сформировать системы мониторинга эффективности использования ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления.
2. Второй этап (2003-2004гг.). На основе исследований первого этапа начать реализацию проекта. Обеспечить электронное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, граждан. «Помимо этого предполагалась реализация комплекса мероприятий в сфере инновационного развития – создание технопарков и формирование современной материально-технической базы для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов в сфере ИКТ»
3. Третий этап (2005-2010гг.). Массовое распространение ИКТ. Внедрение системы электронной торговли. Стандартизация электронного документооборота, а также стандартизация систем обеспечения безопасности.
Однако в 2005 году стало ясно, что установленные сроки не выполняются. Причинами этого стали как плохая координация проекта, несогласованность действий, так и отсутствие готовности среди федеральных структур осуществить переход на электронные формы взаимодействия.
В результате в 2006 году ФЦП «Электронная Россия» была подвергнута жестким изменениям. Были исключены мероприятия, не относящиеся к использованию ИКТ для государственного управления на федеральном и региональном уровне. То есть теперь ФЦП «Электронная Россия» стала более узкой, с четко поставленными задачами программой формирования электронного правительства в России.
Стоит отметить, что в 2006 году «Электронная Россия» претерпела существенные изменения. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г №502 утвердило новую редакцию ФЦП «Электронная Россия». Программа была скорректирована под новые задачи повышения эффективности государственного управления в России. Произошла смена курса: от проведения «информатизации ради информатизации» к интеграции информационных систем. Среди основных задач провозглашалось формирование эффективного межведомственного информационного взаимодействия, создание единой информационной системы государственного управления, обеспечение доступности государственных услуг для населения, а также повышение уровня квалификации государственных служащих .
Эта новая редакция зафиксировала важный поворот вектора развития «электронного правительства», от разрозненных ведомственных инициатив по освоению ИКТ, в направлении электронной кооперации, созданию интегрированного информационного пространства.
Причем эти процессы происходили отнюдь не в безвоздушном пространстве. Реформы проводились не только по линии «электронного правительства», в этот же период была принята концепция административной реформы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №1789-р ).
Административная реформа и программы по построению «электронного правительства» тесно переплетены, так как их объединяет общая цель – построение «сервисного государства» ориентированного на нужды и потребности граждан, устранение избыточных государственных функций, развитие качества предоставления государственных услуг с использованием ИКТ, повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов власти и т.д.
Эта связка была настолько плотной, что 1 июня 2006 г. был выпущен совместный Приказ Мининформсвязи РФ и Минэкономразвития РФ №148/70 «О создании Межведомственной комиссии по координации мероприятий административной реформы и программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы)». Данная комиссия формировала согласованную политику в области проведения административной реформы и реализации программных мероприятий, определяла перечень совместно реализуемых мероприятий административной реформы и программных мероприятий «Электронной России» .
27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации .
Это был важный шаг, фиксирующий распространение интересов государства в сфере «электронного правительства» за собственные пределы. От решения преимущественно своих внутренних информационных задач, государство перешло к попыткам регулирования информационных и коммуникационных потоков во взаимодействии с внешней Интернет средой. Озаботилось поиском своего места и экспансией в виртуальную Terra incognita.
Тогда же началось активное движение в регионы России. В 2006 году в Концепции региональной информатизации до 2010 года были перечислены ключевые требования к элементам «электронного правительства» региона:
• «информационно-аналитическая подсистема, обеспечивающая возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению целей социально-экономического развития региона;
• функциональные подсистемы, обеспечивающие потребности населения и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационном обмене, а также контроль и надзор;
• интеграционные подсистемы, обеспечивающие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия подсистем электронного правительства региона как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения;
• общая информационно-технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность совместного функционирования отдельных подсистем электронного правительства региона»
7 февраля 2008 года была принята национальная Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Которая все также предполагала развитие информационного общества, модернизацию всего государства на основе ИКТ. Эта стратегия задала в своё время новые ориентиры, главной задачей которых было с 60-х мест международных рейтингов электронного правительства попасть к 2016 году в двадцатку лучших. Однако мы видим, что в настоящее время ворваться в двадцатку так и не удалось. Но российское электронное правительство совершило громадный рывок (с 59 места на 27 место в рейтинге ОНН по уровню развития электронного правительства в странах мира). Интересно также, что российские позиции улучшились в момент активной фазы экономического кризиса. Россия в период с 2009-2012 годы оказалось единственной страной совершившей такой подъем, другие же развитые и развивающиеся страны либо слегка улучшили свои позиции, либо вовсе их ухудшили. Однако подъем российских позиций обусловлен в большей степени развитием ИКТ-инфраструктуры, а не качеством предоставления услуг гражданам .
В марте 2008 года были совершены новые преобразования программы: полная смена руководства ФПЦ «Электронная Россия», а также преобразование Мининформсвязи России в Минкомсвязи России (координаторы проекта «Электронная Россия»). В анализе Минкомсвязи России указывалось на ведомственный характер программы, при этом отношения с обществом не улучшались. Теперь основной целью ФПЦ «Электронная Россия» являлось – формирование инфраструктуры электронного правительства, упор на оперативное предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам.
В июне 2009 года была утверждена Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В ней были зафиксированы основные элементы системы электронного правительства: Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций) .
В октябре 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Информационное общество 2011-2020гг.» , главной целью которой стало повышение качества жизни граждан и условий развития бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 30 (Часть I), ст. 4202.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 19, ст. 2338.
3. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"// Российская газета - Столичный выпуск №5775 (102) от 09.05.2012 г.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html
5. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р «О концепции региональной информатизации до 2010 года» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus004.pdf
6. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009) <О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года>// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/.
7. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/126887/
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р г. Москва// Российская газета - Федеральный выпуск №5071 (247) от 23.12.2009 г.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"//Российская газета от 16.11.2010 г.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №403 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"// Российская газета от 11.06.2010 г.
11. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 2010годы)"//Режимдоступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91667/.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2011 г. N 759 г. Москва "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088"// Российская газета - Федеральный выпуск №5583 (207) от 16.09.2011 г.
13. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 10 марта 2009 г. № 219 // Российская газета. – 2004. – № 3597; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 12, ст. 1429.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р г. Москва//Российская газета от 30.12.2013 г.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р г. Москва// Российская газета - Федеральный выпуск №5071 (247) от 23.12.2009 г.
16. Приказ Минэкономразвития РФ и Мининформсвязи РФ от 1 июня 2006 г. N 148/70 . // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/6199891/
17. Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года (с изменениями на 20 марта 2009 года).
Литература
18. Амелин Р.В. Автоматизированная информационная система как источник права // Информационное право. – 2008. – № 2; Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории / под ред. Ю.Н. Старилова : монография – М.: NOTA BENE, 2014. – С. 297-298.
19. Анохин М.Г. Комаровский. B.C. Политика: возможности современных технологий. М.: Изд-во РАГС, 2013.
20. Бачило И.Л. Причины и суть эволюции государственных и правовых институтов в условиях информатизации [Текст] / И.Л. Бачило // Вопросы правоведения. – 2012. – № 3. – С. 114–145.
21. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. М.: Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2015. – С. 250-252.
22. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для магистров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 343.
23. Бачило И.Л. Правовая платформа построения электронного государства [Текст] / Бачило И.Л. // Информационное право. – 2015. – № 4. – С. 3–8.
24. Бачило И.Л. Электронное правительство и инновации в области государственных функций и государственных услуг [Текст] / И.Л. Бачило // Информационные ресурсы России. – 2013. – № 1. – C. 13–17.
25. Богдановская И.Ю. Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода. Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества [Текст] / под ред. И.Л. Бачило, А.А. Антопольского. – М. : Юркомпани, 2014. – 252 с.
26. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества [Текст] / М.А. Буринов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 3. – С. 17–19.
27. Васькова М.Г. Электронное государство: проблемы правового регулирования [Текст] / М.Г. Васькова // Информационное право. – 2016. – № 4. – С. 20–24.
28. Голубева А.А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Серия 8,выпуск 2.
29. Данилин A.B. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М.:ИНФРА-М, 2014.
30. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений как парные категории // Российское правосудие. № 4 (84). – 2013. – С. 21-23.
31. Иванова Г.Р. Электронные правительства: потенциал и практическое использование / под ред. Ивановой Г.Р. — М.: Знание, 2014.
32. Информационное право: учебник для магистров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 101.
33. Ковалева Н.Н. Соотношение терминов «электронное государство» и «электронное правительство» [Текст] / Н.Н Ковалева // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2011. – № 6 (82). – С. 106–109.
34. Манохин В.М. Административное право России : учебник. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014. – С. 12-13
35. Меркулова Т.В. Развитие электронного правительства в России на фоне мировых тенденций [Текст] / Меркулова Т.В., Кононова Е.Ю. // Журнал институциональных исследований. – 2010. –№ 4. – С. 47–58.
36. Просвирнин Ю.Г. Проблемы информационной открытости органов власти [Текст] / Ю.Г. Просвирнин // Правовая наука и реформа юридического образования. – 2014. – №1(24). – С. 110–118.
37. Россинский Б.В. Информационные подходы к проблеме реформирования системы федеральных органов исполнительной власти [Текст] / Б.В. Россинский // Информационные проблемы в сфере административной реформы / отв. ред. И.Л. Бачило. – М. : ИГП РАН, 2015. – С. 23–33.
38. Садков В.Г. Системное проектирование эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти как важнейшее направление инновационной модернизации России [Текст] / В.Г. Садков // Сборник докладов XIII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» 20-21 декабря 2012 г. – М. : ИНИОН РАН. – С. 130 – 138.
39. Семилетов С.И. Правовые проблемы организации электронного оборота документов между органами государственной власти и иными субъектами [Текст] / С.И. Семилетов // Сб. докладов по результатам семинара «Информационные проблемы административной реформы». – М. : ИГП РАН, 2015. – С. 58.
40. Семилетов С.И. Законодательная основа предоставления государственных услуг и порядка взаимодействия с органами государственной власти в электронной форме [Текст] / С.И. Семилетов // Информационные ресурсы России. – 2013. – № 6. – С. 27–33.
41. Смирнова А.А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти [Текст] / А.А. Смирнова // Журнал российского права. – 2015. – № 3. – С. 120–130.
42. Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал российского права. 2014. – № 10. – С. 46-53.
43. Трутнев Д.Р., Уткин В.В., Чугунов А.В. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации. Учебное пособие СПб.: НИУ ИТМО, 2013. 96 с
44. Федосеева Н.Н. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. – 2017. – № 11. – С. 6-10.
45. Чугунов А.В. Состояние и перспективы реализации электронного правительства в регионах Российской Федерации: Отчет о результатах экспертного опроса (август-сентябрь 2009 г.) / НП ЦСК ЭПР, ЦТЭП СПбГУ ИТМО; под ред. А.В. Чугунова.– СПб., 2015. – 21 с.
Электронные ресурсы
46. Балюков А.С. Анализ актуальности создания электронного правительства.//Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-aktualnosti-sozdaniya-elektronnogo-pravitelstva
47. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы).//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ .
48. Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области//Режим доступа: https://gu.nnov.ru/
49. История формирования электронного правительства в России.//Режим доступа: http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_delopr_intesting/detail.php?ID=78993
50. Прохоров А. Электронное правительство в цифрах и фактах.//Режим доступа: http://compress.ru/article.aspx?id=15845.
51. Сериков С. Н. Электронное государственное управление – состояние, перспективы, проблемы // www.storagenews.ru
52. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы) » . / / Режим доступа : http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/
53. Юрасова А.В. "Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства".//Режим доступа: http://www.webcitation.org/65QCHuydU.