ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1. Отношения в сфере труда и охраны труда как объект административно - правовой охраны
1.2. Пᦞнятие и ᦞснᦞвания административнᦞй ᦞтветственнᦞсти за нарушение трудᦞвᦞгᦞ закᦞнᦞдательства
Одним из факторов, позволяющих обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, выступает право на свободный труд (ст. 37 Конституции РФ) . Устанавливая гарантии трудовых прав и свобод граждан, государство одновременно устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе и посредством применения мер административной ответственности.
Появление новых субъектов хозяйственной деятельности, связанное с ослаблением позиций государства во многих секторах экономики и изменением форм собственности обусловили нарастание негативных тенденций роста грубых нарушений трудового законодательства в угоду получения прибыли. Экономическая незаинтересованность работодателей в соблюдении трудового законодательства в сочетании с неспособностью государства обеспечить защиту трудовых прав граждан привели к значительному росту административных правонарушений в области трудовых отношений, что обуславливает актуальность и остроту проблемы.
В период экономического кризиса работодатели стремятся снизить свои издержки, как правило, путем сокращения расходов на персонал. Потому, занимая доминирующее положение в трудовых правоотношениях, работодатели всё чаще игнорируют права и законные интересы работников, нарушают трудовое законодательство. Выражается это в уклонении от заключения трудового договора, отказе в заключении трудового договора по дискриминационным признакам и так далее.
Анализ поступивших более 10 тыс. обращений граждан в государственную инспекцию труда Чувашской Республики в 2018 году, по вопросам нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, позволил установить, что количество обращений граждан по вопросу об отказе в заключение трудового договора составил 3 тысячи, а тем временем в 2017 году всего 1,9 тысяч .
В 1 квартале 2018 года Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике было проведено 860 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При проведении проверок выявлено 2544 нарушения трудового законодательства, из них по вопросам оформления трудовых отношений – 299 нарушений .
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты и нормы права, устанавливающие административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и процессуальный порядок разрешения дел об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере.
Цель исследования − выявление теоретических и практических проблем правового регулирования административной ответственности работодателя за нарушения трудового законодательства и разработка мер по их решению.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1. Отношения в сфере труда и охраны труда как объект административно - правовой охраны
Ответственность за нарушения в области трудового законодательства и требований по охране труда регулируется отдельными статьями КоАП РФ. Нарушениям трудового законодательства посвящена ст. 5.27 КоАП РФ . В дополнение к нарушениям общего характера в указанных статьях выделены некоторые специальные виды правонарушений. В сфере трудового законодательства к таким относятся фактическое допущение работника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, а также уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем
По сравнению с правонарушениями общего характера специальные виды правонарушений предусматривают повышенный размер ответственности как должностных лиц, так и организаций. Если административная ответственность для юридических лиц за нарушения трудового законодательства общего характера осталась прежней – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., то ответственность за специальный вид правонарушений увеличилась примерно в два раза и составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб .
Очевидно, что выделение отдельных видов нарушений в специальные составы и значительное увеличение ответственности за них являются сигналом того, что государственные органы будут уделять особое внимание соблюдению работодателями именно таких требований закона. В связи с этим для минимизации рисков работодателям, в частности, следует проверить, со всеми ли работниками заключены трудовые договоры, содержатся ли в них все обязательные условия, имеются ли в компании гражданско-правовые договоры с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и содержат ли такие договоры признаки трудовых отношений.
Точного определения состава административного правонарушения законодатель не дает, однако определение можно найти в трудах В.Т. Батычко, он утверждает, что состав правонарушения − это логическая конструкция, правовое понятие о проступке. Оно отражает существенные признаки реальных явлений, то есть определенных противоправных действий. Их перечень является необходимым и достаточным основанием для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается административным деликтом, когда оно содержит все его признаки, указанные в законе, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом .
Состав административного правонарушения устанавливается законодателем и выражает правовую и социально-политическую сущность деяния, достигшего высокой степени общественной вредности. Состав правонарушения – это правовая форма бытия деликта, вне которой он существовать не может. Только с помощью анализа элементов состава административного правонарушения совершенное противоправное деяние можно определить как проступок, то есть явление реальной действительности, вызывающее изменения в общественных отношениях и выступающее во всем многообразии своих объективных и субъективных признаков, существенных и несущественных для различных вопросов административной ответственности .
Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности. Под составом административного правонарушения трудового законодательства следует понимать совокупность объективных и субъективных признаков, образующих и характеризующих, в соответствии с действующим законодательством, общественно вредное деяние в качестве определенного вида административного правонарушения, посягающего на трудовое законодательство. Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона .
Базовой следует признать статью 5.27 КоАП РФ , которая предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанная статья устанавливает административную ответственность фактически за любое нарушение названных норм законодательства должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.