Современный рынок - это инвестиционный рынок. Ни одно предприятие не может расти без инвестиционных ресурсов. В последнее время потенциального инвестора интересовала только текущая финансовая ситуация в компании, в которую он планирует инвестировать. Сегодня ситуация другая. Важную роль играет оценка корпоративного управления, эффективность которого напрямую определяет благополучие компании в долгосрочной перспективе. Подавляющее большинство инвесторов готовы платить за акции компании, в которой выстроена современная система корпоративного управления, даже если текущие финансовые результаты хуже, чем у конкурентов.
Корпоративное управление должно основываться на понимании того, что долгосрочный успех бизнеса является результатом совместной работы с участием не только владельцев и топ-менеджеров, но и простых сотрудников, инвесторов, поставщиков, кредиторов и других партнеров. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами является вкладом в эффективное развитие и высокую конкурентоспособность компании.
Идеальной модели корпоративного управления в мировой экономике и в России в частности еще не существует. Тем не менее, существует тенденция усилить эту концепцию и признать ее важность для общества и его основных участников рынков ресурсов, филиалов, труда и капитала. Очевидно, что развитие корпоративного управления основано на зарубежном опыте. Обеспечение работоспособности системы потребует участия органов исполнительной и законодательной власти, судебной и налоговой систем, а также компаний, заинтересованных в совершенствовании российской модели корпоративного управления.
Цель исследования состоит в изучении методов и инструментов корпоративного управления на примере ОАО «РЖД».
В соответствии с целью исследования были сформулированы основные задачи:
- раскрыть содержание и сущность корпоративного управления;
- изучить историю возникновения корпоративной формы собственности;
- рассмотреть основные модели корпоративного управления;
- дать организационно-экономическую характеристику корпорации;
- оценить корпоративную структуру анализируемой корпорации;
- выделить недостатки действующей корпоративной структуры;
- разработать направления по совершенствованию корпоративного управления на среднесрочный период и оценить его эффективность.
Объект исследования – ОАО «РЖД»
Предмет исследования – корпоративное управление: принципы, методы и инструментарий.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого мы широко использовали метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный. Метод экспертного исследования с использованием оценки потенциала повышения эффективности КУ в сфере транспорта.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы из источников
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 История возникновения корпоративной формы собственности
Исторически в Древнем Риме возникли первые бизнес-ассоциации, деятельность которых была связана с ведением завоевательных войн, разработкой биллинговой системы, основанной на аренде. Появление этой системы было обусловлено, с одной стороны, необходимостью снабжения армии продовольствием и обмундированием, поддержкой строительства военно-морского флота и, во-вторых, неспособностью выполнять далеко идущие обязанности Сената, высшей государственной власти. В результате эти обязательства были переданы частным лицам, в связи с чем быстро возник класс фермеров или поставщиков. Поскольку эти компании были прибыльными, они распространились и способствовали появлению особого класса предпринимателей среднего размера.
Важным шагом в развитии акционерных обществ стали средневековые морские товарищества (века КП-ХШ). Столица этих товариществ была в основном на корабле, на котором перевозились товары. Размер этого капитала зависел от стоимости корабля, соответственно. Поэтому человек, который планировал организовать такое партнерство, должен был сообщить о размере корабля (такого человека называли меценатом, на современном языке - основателем). Необходимо было заявить, сколько частей следует разделить на все предприятия. Конечно, эти части были равны, иначе их количество ничего бы не означало. Существует определенная аналогия с современными акционерными обществами в методах владения основными фондами.
В средние века в разных странах Западной Европы стали появляться акционерные общества. Например, привлечение значительных сумм частных средств или обслуживание правительства в Генуе определило необходимость предоставления права распоряжаться долгами самим кредиторам. Кредиты были обеспечены государственными доходами, которые были использованы для выплаты процентов. В этом случае сбор доходов был предоставлен кредиторам. В результате возникли союзы кредиторов, в основе которых лежали те же принципы объединения, которые действовали в области морской торговли, то есть принципы ограниченной ответственности участников. Эти ассоциации назывались Maons (название происходит от арабского слова «ma'ounah», что означает увеличение помощи, чрезвычайное налогообложение, партнерство с торговыми целями). Весьма характерным является то, что крупные кредиторы смогли воспользоваться преимуществами более мелких участников в одном и том же кредите.
С начала 17-го века ряд акционерных корпораций были сформированы в Голландии и Англии, а затем во Франции под флагами Восточной Индии, Вест-Индии, Суринама, Канады и т. Д. Эти корпорации возникли только при разрешении правительства в каждом конкретном случае. Наполненные административным надзором, преследуя политические цели расширения государственной территории, они носили публичный характер, как если бы они были отраслями государственной экономики. Акционерные корпорации привлекали публику обещаниями быстрой и огромной прибыли. Возбужденные страсти искали результат независимо от цели создания корпорации. Фондовая лихорадка оказалась болезнью, которая сопровождала фондовый бизнес практически с самого начала. Абсолютно нереализуемые предприятия, такие как поиск вечного двигателя, нашли подписчиков на акции.
Около 1920-х годов акционерное общество стало основной формой деловых ассоциаций в Англии и Соединенных Штатах. Расцветом акционерных железнодорожных компаний характеризовался весь девятнадцатый век. (железная дорога Манчестер- Ливерпуль и др.).
Создание независимых монополий и бизнес-ассоциаций юридических лиц является еще одним этапом в истории акционеров. В качестве учредителей целевого фонда выступили акционеры этих компаний , а также в качестве его бенефициаров, то есть людей, которые получают доход от своей собственности, когда они передаются в управление другим людям в трастовом фонде.
Рождение династий так называемых американских финансистов произошло благодаря взаимодействию трастов с финансовыми институтами.
В России происхождение акционерного общества относится к 17 и 18 векам. Царь Алексей Михайлович впервые проявил интерес к движению акционерных обществ в России, которому был поручен проект по созданию крупной китобойной компании. В действительности, Петр I предпринял реальные шаги, чтобы использовать предпринимательство через акции. В указах от 27 октября 1699 г., 27 октября 1706 г., 2 марта 1711 г. и 8 ноября 1723 г. трейдерам было рекомендовано вести переговоры с компаниями на примере класса внешней торговли (передача опыта зарубежных стран).
В ответ на потребности организационной трансформации развивалось корпоративное управление. Закономерности развития мировой экономики отражены благодаря изменению подходов к формированию бизнес-организаций. Предполагается, что перевод стандартов иностранных компаний в российскую действительность способствовал созданию бизнес-организаций в нашей стране. В указе Петра I (от 27 октября 1699 г.) содержится указ об учреждении торговых товариществ. В начале 17-го века среди так называемых «предприятий» были представлены артели, полные товарищества и ассоциации с признаками акционерной корпорации ( АО). Однако, до 19-го века в экономической жизни России они не играли существенной роли, не было никаких понятий «системы управления», «участия», четко выстроенных типов участия компаний и видов.
«Русская торгоая компания в Константинополе» стала первым обществом, созданным 24 февраля 1757 года. Венецианские купцы были инициаторами его создания. В Сенат через российского консула в Константинополе они обратились в 1749 году с просьбой разрешить торговлю между Россией и Венецией через Черное море и позволить
создать торговый дом или офис на Дону.
Основы российского акционерного законодательства заложил Император Александр I. Такая характеристика была определена Указом от 6 сентября 1805 года, как ограниченная ответственность акционеров по обязательствам акционерного общества. Два типа партнерства определил Манифест от 1 января 1807 года «О новых выгодах, различиях, выгодах и новых путях, данных торговцам для распределения и укрепления торговых предприятий», такие, как ограниченное партнерство и полное партнерство. На транспорте, в промышленности, торговле и страховании возможно их создание, и это, по словам Франка и его авторов, повлекло за собой создание необходимых условий для развития В России подобные партнерства оставались популярными до ноября 1917 года в тесных кругах.
В России между концом девятнадцатого и началом двадцатого века, с уставным капиталом 6040 млн. руб. насчитывалось около 2850 торгово-промышленных корпораций. Однако этот экономически и юридически полезный эволюционный процесс был прерван Октябрьской революцией. Банковская деятельность в России Указом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 14 декабря 1917 года была объявлена государственной монополией, а все кредитные учреждения, банки и другие коммерческие банки были национализированы и объединены с Государственным банком.
Не могли не повлиять на динамику формирования акционерных обществ изменения в социальной структуре и законодательстве. Ситуация вокруг акционерных обществ к концу мая 1918 г. в связи с переходом советской власти к широкой национализации, значительно усложнилась. Больше не было места для корпораций в период военного коммунизма, и данные корпорации основывали свою деятельность на организационной независимости и собственности.
С развитием товарно-денежных отношений общая ситуация несколько изменилась. В январе 1922 года, в годы НЭПа, было сформировано первое акционерное общество советского периода – акционерное общество импорта сырья для кожи «Кожсырье» и внутренней торговли.
Постепенно планирование и строгое государственное регулирование вытеснили автономию и независимость собственности юридических лиц и акционерных обществ. Акционерные общества в конце 1920-х и начале 1930-х были преобразованы в государственные ассоциации. Эта форма была отвергнута и забыта на долгие годы.
Форма действия на протяжении всего 20-го века продолжала развиваться в большинстве стран мира, в отличие от СССР, которая по примеру других социалистических стран, была ограниченной и фактически сведенной на ноль. Данная ситуация означала то, что наша страна сильно отстала от мировой правовой практики.
К этим вопросам с позиций журналистики и экономической теории лишь в конце 1980-х годов сначала возник интерес, а потом уже на практике начал проявляться интерес к корпорации.
В 1990-х годах становится актуальным смешанная форма собственности в моделях корпоративного управления. Смешанная форма собственности представляет собой некую специфическую область в экономике нашей страны. В нее входят акционерные общества и другие созданные компании, в развитие которых внесло свой вклад государство.
1.2 Экономическая сущность корпоративного управления
Говоря о государственных органах власти и методах планирования и регулирования рынка, следует отметить, что методологической основой управления является двойственная природа государственной собственности, которая, с одной стороны, представляет собой собственность, владение объектом; с другой стороны, в процессе производства из собственности как юридического явления государственная собственность становится действующей.
В настоящее время состояние управления государственным сектором указывает на отсутствие какого-либо конкретного механизма управления государственными предприятиями и доли государственной собственности в АО, поскольку государственный сектор не выделяется в качестве конкретного объекта управления в экономике. Для раскрытия экономического содержания процесса управления государственным имуществом необходимо исходить из особенностей управления государственным сектором экономики.
Первая характеристика управления заключается в том, что государство в этих отношениях всегда представлено определенной группой лиц, осуществляющих полномочия владельца от своего имени. К таким объектам могут относиться: попечители, органы исполнительной власти, Комитет по управлению имуществом и фонды недвижимости Российской Федерации (Федеральное ведомство по управлению федеральной недвижимостью).
Вторая характеристика государственного имущества связана с конкретными методами оценки эффективности функционирования государственных предприятий. В то же время получение прибыли не всегда является главным приоритетом для функционирования государственных предприятий. Основным критерием эффективности государственного предприятия является возможность достижения макроэкономических и / или социальных целей (производство продуктов, доступных населению, поддержание низкого уровня инфляции за счет компонентов топлива и энергии и т.д.).
Реальное экономическое развитие (институциональные преобразования) переходных экономик, ядром которых является реформирование отношений собственности, основывается на сочетании хозяйствующих субъектов государственного и частного секторов экономики. Между этими секторами хозяйства лежат предприятия со смешанной формой в виде акционерных обществ или корпораций.
В более узком смысле корпоративное управление можно охарактеризовать, как процесс, следуя которому, интересы инвесторов обслуживаются и представляются корпорацией.
В более широком смысле корпоративное управление представляет собой процесс установления между социальными и экономическими целями баланса, а также баланса между общественными и индивидуальными интересами.
Администрирование в акционерном обществе должно опираться на интересы и приоритеты, прежде всего, акционеров, не забывая о том, что нужно уделять внимание созданию традиций и корпоративной культуры, а также реализации прав собственности и взглядов.
Между должностными лицами эмитента, акционерами и корпоративными органами в открытых акционерных обществах складывается система отношений в процессе корпоративного управления, а также другими участниками, которые в качестве юридического лица некоторым образом принимают участие в управлении эмитентом.
Хочется добавить, что систему корпоративного управления можно представить в виде организационной модели, которая должна помогать акционерному обществу защищать и представлять интересы собственных акционеров.
Все вопросы, которые имеют связь с обеспечением эффективного функционирования компании, находят свой ответ в области корпоративного управления. Ответив на них, можно грамотно построить внутрифирменные отношения, соответствуя целям и защите интересов владельцев фирм, а также эффективно отрегулировать внутренние и внешние риски.
Формирующаяся в России система корпоративного управления имеет некоторые особенности: перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях; специфические мотивации инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации; слабая и нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления; значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие из этого проблемы управления и контроля и т.д.
Разработка принципов корпоративного управления для каждой корпорации - это помощь в оценке и совершенствовании правовой, институциональной и нормативной базы корпоративного управления компании.
Ситуация на железнодорожном транспорте в настоящее время показывает острую необходимость развития принципов саморегулирования, выработки деловых принципов и правил, которые должны регулировать деятельность наряду с правовой базой. Для этого можно опереться на зарубежный опыт в формировании общих подходов и принципов корпоративного управления на железнодорожном транспорте, где активно участвуют не только правительственные органы, но и негосударственные (общественные, предпринимательские и пр.) организации и группы. Усилия государственных органов за рубежом направлены прежде всего на совершенствование законодательства в целях закрепления обязанностей в рамках определенных стандартов, раскрытия информации о деятельности компании, защиты прав акционеров и обеспечения равного отношения к ним, учет интересов других заинтересованных сторон.
Можно выделить несколько элементов в корпоративном управлении:
- соблюдение интересов акционеров компании;
- реализация стратегических целей владельцев в долгосрочной перспективе. К таким целям относятся, к примеру, высокая прибыльность, долгосрочная доходность по сравнению с другими лидерами рынка, а также прибыльность, превышающая некоторый средний показатель по той или иной отрасли;
- следование всем нормам и правам, которые требует компания;
Существует три основные модели в корпоративном управлении, которые активно используются в тех странах, где развиты рыночные отношения: японская, англо-американская и немецкая модели. Все они прошли процесс формирования в достаточно долгом периоде. Каждая модель передает свои традиции, условия социально-экономического развития и собственную идеологию.
Рейтинг корпоративного управления - это комплексная оценка практики корпоративного управления, сложившейся в компании на момент присвоения рейтинга. Рейтинговая оценка отражает, насколько компания следует в своей деятельности передовым общепринятым стандартам корпоративного управления, в том числе выполняет комплекс рекомендаций, разработанных международными организациями, с учетом национальной специфики, конкретных правовых норм и культурных традиций.
Корпоративное управление ОАО «РЖД» должно соответствовать общепринятым методам оценки деятельности компании (Кодекс корпоративного поведения, принципы корпоративного управления), но отдельные показатели должны быть рассмотрены в соответствии со спецификой отрасли. Поэтому необходимо рассматривать, в какой степени практика корпоративного управления ОАО «РЖД» может соответствовать общепринятым принципам и Кодексу корпоративного поведения.
Осуществление корпоративного управления не обходится без дочерних и зависимых фирм.
Дочерняя фирма представляет собой инструмент достижения как стратегических, так и тактических целей компании. Долгосрочные планы руководства, а также оценка перспектив развития компании, могут иметь решающее значение. Как для малых, так и для крупных фирм, принципы формирования дочерних и зависимых структур аналогичны.
Необходимо надежное обоснование для того, чтобы принять решение о формировании новой зависимой или дочерней компании. Принять решение можно в ходе разработки общей концепции работы дочерней фирмы или в ходе разработки бизнес-плана.
Важным фактором в конкурентной борьбе является наличие дочерних предприятий, так как он в значительной степени помогает определить финансовый потенциал.
Рационализация управления компанией образуется благодаря созданию дочерних структур. Часть функций с работников материнской компании заметно снимается. Текущие рутинные операции по управлению бизнесом снимаются с руководителей фирмы.
Повышение степени рыночной специализации и их нацеленности на определенные рынки происходит благодаря формированию дочерней фирмы на базе автономных подразделений.
Число холдинговых предприятий растет в России. Некоторые предприниматели имеют даже несколько предприятий.
Корпоративное управление представляет собой организацию внутрифирменных связей компании, управление организационными структурами и выбор оптимальных организационно-правовых форм.
Оптимизация товарных и денежных потоков, а также снижение налоговых потерь происходит благодаря возможности внутрифирменного прераспределения затрат и доходов. Такая возможность появляется в результате наличия отдельного (но зависимого) субъекта
Нормативные правовые акты
1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р].
2. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 № 5242-1 (последняя редакция)
Монографическая литература
3. Буянский С.Г. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент / С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский. - М.: Русайнс, 2017. - 352 c.
4. Вербицкий В. Кому и какое корпоративное управление нужно сегодня? / В. Вербицкий // Рынок ценных бумаг. - 2018. - № 7. - С. 58-60.
5. Веснин, В.Р. Корпоративное управление: Уч. / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: Инфра-М, 2016. - 160 c.
6. Винслав Ю. Б. Интегрированные корпоративные структуры: системная характеристика особенностей экономических методов управления / Ю. Б. Винслав, А. Д. Касатов // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - № 2. - С. 121-135.
7. Дементьева А.Г. Корпоративное управление: Учебник / А.Г. Дементьева. - М.: Магистр, 2018. - 848 c.
8. Долгопятова Т. Г. Компании с государственным участием: подходы к развитию корпоративного управления / Т. Г. Долгопятова // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - № 2. - С. 104-120.
9. Запольских Ю.А. Российский рынок ценных бумаг в современных экономических и политических условиях / Шайхутдинова Н.А, Запольских Ю.А.В // Актуальные вопросы науки. -2018. -№ 45. - с. 22-24.
10. Запольских Ю.А. Состояние государственного долга в РФ / Абзалова А.З., Запольских Ю.А.// В сборнике: Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее Сборник научных статей Всероссийской научной конференции. В 4 томах. - 2018. - С. 91-94
11. Елисеев С. Ю. Совершенствование системы управления железнодорожным транспортом (пассажирские и грузовые перевозки): монография / С. Ю. Елисеев, Н. М. Легкий ; Федеральное агентство ж.-д. трансп., Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Московский гос. ун-т путей сообщ. имп. Николая II". - Москва: Московский гос. ун-т путей сообщ. имп. Николая II, 2016. – 159 с.
12. Ефимов С.М. Обоснование методов регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании: дисс. канд. экономич. наук: 08.00.05/ Ефимов Сергей Михайлович – Москва, Московский государственный университет путей сообщения, 2015 – 160 с.
13. Ефимова О.В. Актуализация функциональной стратегии управления рисками / О.В. Ефимова, Е.Б. Бабошин // Экономика железных дорог. – 2016. – №2. – С. 13-18
14. Железные дороги Индии— изменение курса реформ // Железные дороги мира. – 2018. - №. – 11 С. 42 – 49
15. Иванов П.В. В центре работы – пассажир // Железнодорожный транспорт. - 2017. – №2. – С. 50-53
16. Иванова Е.А. Роль и направления совершенствования качества пассажирских железнодорожных перевозок в России // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет. Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Сб. трудов. – М.: Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов, 2015. С. 121-122.
17. Издержки и себестоимость железнодорожных перевозок: учеб. пособие / Н.Г. Смехова и др.; под ред. Н.Г. Смеховой и Ю.Н. Кожевникова. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015 – 472 с.
18. Ильин И. П. Демпинг как инструмент недобросовестной конкуренции перевозчиков // Экономика железных дорог. – 2019. – № 4. – С. 63-69
19. Ильин И. П. Стоимостные параметры железнодорожных перевозок в условиях конкуренции и государственного регулирования // Экономика железных дорог. – 2017. – № 10. – С. 64-80
20. Ильин И. П. Тарифные аспекты целевой модели рынка в сфере пассажирских железнодорожных перевозок // Экономика железных дорог. – 2017. – № 5. – С. 40-48
21. Индекс эффективности железных дорог и инвестиционная политика государства // Железные дороги мира. – 2018. – №. – 7 С. 9-11
22. Каверин О.В. Конкуренция в сфере дальних железнодорожных перевозок пассажиров / О.В. Каверин, И.П. Ильин // Экономика железных дорог. – 2016. – №1. – С. 20-31.
23. Климов А.А., Куприяновский В.П., Куренков П.В., Мадяр О.Н. Цифровые транспортные коридоры для перевозок грузов и пассажиров // Вестник транспорта.– 2017.– № 10.– С.26-30 (начало); № 11.– С.15-28 (продолжение); № 12.- С.18-26 (окончание).
24. Королькова Н.В. Процесс планирования затрат, как механизм исполнения и контроля бюджетов // Транспортное дело России. 2016. №2
25. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Разработка инструментария управления экономической безопасностью хозяйствующего субъекта. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5): 273-275
26. Лапидус Б. М. Железнодорожный транспорт: философия будущего / Б. М. Лапидус, Л. В. Лапидус. - Москва: Прометей, 2015. – 231 с.
27. Мачерет Д.А. Роль железнодорожного транспорта в реализации устойчивого развития экономики / Д.А. Мачерет // Экономика железных дорог – 2017 .– №2 .– С. 20-26
28. Методика оценки экономической эффективности пассажирского поезда дальнего следования в условиях функционирования ОАО «Федеральная пассажирская компания», утверждена распоряжением ОАО «ФПК» от 20.10.2011 г. № 1006р
29. Методические рекомендации по расчету единичных и укрупненных расходных ставок для использования в экономических задачах ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности: утверждены ОАО «РЖД» 08.12.2015 г. № 2874р
30. Мирошниченко О.Ф. Новые методические подходы при определении экономической эффективности пассажирского поезда дальнего следования в условиях функционирования ОАО «ФПК» / О.Ф. Мирошниченко, А.Е. Огинская // Вестник ВНИИЖТ. – 2013. – №5. – С. 3-6
31. Мирошниченко О.Ф. Развитие системы управленческого учета затрат вокзального комплекса железнодорожного транспорта / О.Ф. Мирошниченко, А.Е. Огинская // Вестник ВНИИЖТ – 2017. Т.76 № 6 – С. 341-347
32. Научная мысль в развитии транспорта России: историческая ретроспектива, проблемные вопросы и стратегические ориентиры. Монография / под ред. проф. В.С. Горина и проф. В.А. Персианова. – М.: изд- во «ТрансЛит», 2019. – 496 с.
33. Организация пассажирских перевозок: учебник / Под ред. А.Г. Котенко и Е.А. Макаровой. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – 136 с.
34. Персианов В. А., Метёлкин П. В. и др. Экономика пассажирского транспорта: Учеб. пособие. – М.: КноРус, 2017. – 390 с.
35. Подсорин В. А., Терешина Н. П., Ефимова О. В., Бабошин Е. Б., Покусаев О.Н. Научное обоснование целевой модели рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании // Труды национальной научно-практической конференции Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратегии. – М.: РУТ (МИИТ), 2018. – С. 16-20.
Описание электронных ресурсов
36. Бандурина Н. В. Принципы корпоративного управления в правовой практике управления федеральной собственностью / Н. В. Бандурина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2018. - № 19. - С. 66-73. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
37. Батаева Б. С. Роль фондовых рынков в совершенствовании корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности / Б. С. Батаева // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2018. - № 1. - С. 28-33. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
38. Бахтурина Ю. И. Корпоративная социальная ответственность: анализ определений / Ю. И. Бахтурина // Современная экономика: проблемы и решения.- 2017. - № 11. - С. 8-16. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru.
39. Безденежных А. В. Проблемы корпоративного управления при реализации современных моделей корпоративного управления российскими предприятиями / А. В. Безденежных // Безопасность бизнеса. - 2018. - № 4. - С. 28-32. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru.
40. Выходцева Е. А. Проектное управление формированием корпоративной культуры / Е. А. Выходцева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2018. - № 1. - С. 188-195. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
41. Грибцова Т. Ю. Построение стратегии корпоративного управления с учетом интересов мест / Т. Ю. Грибцова // Креативная экономика. - 2018. - № 7. - С. 3-9. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
42. Ермоленко П. А. Антикризисное управление, или методы выхода из корпоративного кризиса / П. А. Ермоленко // Управление корпоративной культурой. - 2018. - № 1. - С. 26-30. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
43. Жиглей И. В. Современное состояние корпоративного управления: предпосылки корпоративных конфликтов / И. В. Жиглей, А. В. Рабошук // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - № 44. - С. 57-64. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
44. Задорожная А. Н. Исследование роли корпоративного управления в повышении инвестиционной привлекательности и кредитного рейтинга российских компаний / А. Н. Задорожная // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2018. - № 1. - С. 64-69. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru
45. Коробьева Р.Г. Проблемы организации пассажирских перевозок на железных дорогах США // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2017. №2 (68). [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-passazhirskih-perevozok- na-zheleznyh-dorogah-ssha
46. Методологические положения по статистике транспорта Утверждены приказом Росстата №887 от 29 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/trans-sv/metotransp.pdf
47. Официальный сайт АО «ФПК» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fpk.ru
48. Официальный сайт Евростат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/.
49. Официальный сайт компании Deutsche Bahn AG [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://www.bahn.de/p/view/index.shtml
50. Официальный сайт компании SNCF [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sncf.com.
51. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rzd.ru
52. Официальный сайт Министерства Транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mintrans.ru
53. Официальный сайт ОАО «Скоростные магистрали» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hsrail.ru.
54. Официальный сайт общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://rosacademtrans.ru/tendencii-razvitiya-rinka-passijirskih-perevozok/
55. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gks.ru
56. Перечень аэропортов федерального значения [Электронный ресурс] / Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Режим доступа: http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-perechen- aeroportov
57. Положение о Департаменте управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" утверждено Президентом ОАО "РЖД" 6 июля 2014 г. № 287 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://jd- doc.ru/2009/iyul-2009/13306-polozhenie-oao-rzhd-ot-06-07-2014-n-287
58. Tereshina, N.P., Sorokina, A.V. Corporate governance quality assessment based on a balanced system of indicators (2017). Conference Paper. Proceedings of 2017 10th International Conference Management of Large-Scale System Development, MLSD 2017, статья № 8109694. Цитировано 2 раза. https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85040605236&doi=10.1109%2fMLSD.2017.8109695&partnerID=40&md5=c4c82b4e2aa42554ce070814e1a622a0
59. Tereshina, N.P., Zhakov, V.V. Modern aspects of controlling the competitiveness of transport complex, based on innovative management system (2017). Conference Paper. Proceedings of 2017 10th International Conference Management of Large-Scale System Development, MLSD 2017, статья № 8109695. https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85040605236&doi=10.1109%2fMLSD.2017.8109695&partnerID=40&md5=c4c82b4e2aa42554ce070814e1a622a0
60. Tereshina, N., Podsorin, V., Bogdanova, T., Zavyalova, N. Evaluating the efficiency of technical equipmentin transport holding company units [Article@Evaluación de la eficiencia de equipos técnicos en unidades de compañías holding de transporte]. Article. (2018) Opcion, 34(87),pp.1144-1162. https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85059532125&partnerID=40&md5=d13499f1611b0c8613fb83076c194578
61. Efimova, O.V., Dmitrieva, E.I., Tereshina, N.P., Zhakov, V.V. Eliminating Transport Losses with the Aid of Intelligent Digital Environment (2018) Proceedings of the 2018 International Conference ''Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies'', IT and QM and IS 2018, статья № 8525016, pp. 103-105. Conference Paper. https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85058046480&doi=10.1109%2fITMQIS.2018.8525016&partnerID=40&md5=0a1bc46a58476e8db6aef6188b9b114b