В последние годы в России всё больше внимания уделяется логистике. Это связано с тем, что на транспортировку, хранение и упаковку товара затрачивается до 35 % от его стоимости. Соответственно, это влияет на цену товара, которая является одним из важнейших факторов для потребителей. Поэтому для сокращения логистических издержек следует уделить внимание преобразованиям в процессах и технологиях в логистике.
Логистика объединяет экономику страны и логистический подход к организации товародвижения, учитывающий структуру и состав производительных сил, расположение потребителей, структуру и направления движения товарной массы. Логистика с позиции системного подхода обеспечивает взаимодействие всех участников экономической деятельности в цепях поставок с целью уменьшения суммарных издержек в товародвижении.
Инноватика изучает целенаправленные процессы улучшения технологических и инфраструктурных возможностей эффективной экономики. Инновационные процессы определяют движение общества на пути развития сфер приложения экономических активностей. С начала XXI века логистика сама по себе стала инновационной основой экономики [1].
Предметом логистики являются потоки на всем пути своего следования от момента возникновения до момента полного их потребления. В качестве потоков рассматриваются: материальные (грузовые), финансовые, информационные и сервисные. Все они неразрывно связаны между собой: без финансового потока не возникает материального, а сам материальный поток может стать источником финансового потока. Материальный и финансовый потоки неразрывно связаны с информационными потоками. Однако ни один из указанных потоков не может существовать без человека, который их инициирует, ими управляет и сам их потребляет.
Логистика является тем инструментом, который позволяет управлять взаимосвязанными потоками, повышать их эффективность и снижать затраты на обслуживание потоков, что ведет к получению дополнительной прибыли субъектов экономического процесса региона.
Общим методологическим принципом логистики является системный подход, основанный на функциональном, корпоративном или территориальном выделении сферы деятельности, определении целевой функции деятельности, формировании или подборе функциональных элементов или действующих лиц и объединении их в логистическую систему.
В настоящее время одним из наиболее оптимальных методов развития процессов и технологий в логистике являются инновации, под которыми обычно понимают развитие и улучшение технологических процессов. В России развитие этих процессов проходит значительно медленнее, чем в странах Западной Европы и США. Опыт ведущих стран показывает, что использование современного логистического управления экономит до 15-20 % затрат на производство и доведение готовой продукции до потребителей. Сокращение логистических издержек на 1% соответствует увеличению объема продаж на 10 %.
Объект исследования: инновации в логистике.
Предмет исследования: инновационные процессы и технологии в логистике.
Цель исследования: рассмотреть инновационные процессы и технологии в логистике.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1 Изучить понятие и виды инноваций в логистике.
2 Выделить особенности инноваций процессов и технологий в логистике.
3 Дать общую характеристику предприятия ООО «Нижегородское АТП».
4 Провести анализ основных процессов и технологий в логистике ООО «Нижегородское АТП».
5 Разработать мероприятия по оптимизации использования МПЗ на ООО «Нижегородское АТП».
6 Провести оценку эффективности мероприятий.
Методы исследования: анализ и синтез источников, сравнительный анализ, экономический анализ
1. Теоретические основы инновационных технологий и процессов в логистике
1.1 Понятие и виды инноваций в логистике
С развитием в России международных стандартов товародвижения увеличивается и потребность в качественных логистических услугах. Современные условия требуют комплексного инновационного подхода к доставке, хранению и обработке продукции.
Инновация — это процесс научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, организационного или управленческого характера. В техническом отношении инновации проявляются в появлении новой продукции, как производственного, так и потребительского назначения, с более высокими технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками - качество, надежность, мощность, производительность, экономичность, экологичность. С позиции технологии инновация представляет собой обработку продукции с использованием более совершенных, по сравнению с существующими, технологических процессов, позволяющих снижать трудоемкость производственных операций и сокращать производственные расходы [11].
В настоящее время современные логистические методы требуют комплексного инновационного подхода в сфере хранения и обработки информации. Среди факторов, определяющих направление развития логистического инструментария, можно выделить следующие:
– информатизация общества;
– инновационность экономики;
– глобализация экономики;
– индивидуализация предложения;
– повышение требований к экологической составляющей деятельности компаний.
Суть логистики в современном понимании состоит в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Инновационный подход к логистике, или инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления [20].
Инновационную логистику многие специалисты рассматривают в числе понятий интеграции, глобализации и интернационализации. Инновационная логистика идет по пути повышения уровня управления логистическими процессами в связи с применением различных инноваций, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей, на снижение различных издержек и на рост эффективности логистических процессов.
Логистические инновации – понятие более обширное и включающее в себя как инновационную логистику, так и новации в логистике. Логистические инновации охватывают весь комплекс функций управления товародвижением на уровне каждого бизнес-процесса - взаимосвязанного множества всех логистических бизнес-процессов предприятия или организации и бизнес-логистики в целом. В основе построения технологии выполнения бизнес-процессов этого направления лежит формирование полного цикла управления инновациями в бизнес-логистике - от стратегического планирования до анализа причин отклонений от принятых решений и формирования соответствующих управленческих воздействий [12].
Фактически инновационный потенциал логистики позволяет выявить основные закономерности, взаимосвязи, взаимозависимости развития региональных рынков, понять сущность материальных, финансовых и организационных межрегиональных связей и, как следствие, использовать дополнительные резервы межрегионального товарообмена. При этом под инновационным потенциалом логистики в торговле понимается способность логистики или какой-либо ее функциональной области осуществить впервые или воспроизвести (воспринять) ту или иную инновацию в торговле.
Целесообразность применения и востребованность логистики предопределяются ее возможностями в осуществлении новых форм коммерческих операций, ускорении процессов товарного обмена. Закономерность такова: чем сложнее схемы взаимодействия хозяйствующих субъектов-партнеров по бизнесу, тем большие ожидания связываются с применением логистических инноваций. По существующей классификации инноваций логистическая инновация относится к категории процессных (технологических) инноваций и соотносится с использованием инновационного подхода к реализации системных (информационно-технологических) и управленческих функций логистики в рамках разрабатываемых бизнес-схем.
Технологические инновации играют огромную роль в логистике. Использование новых приемов при выполнении таких логистических операций как транспортировка, грузопереработка, хранение и др. позволяет существенно снизить логистические издержки и повысить качество логистического обслуживания.
Французская компания Savoye разработала упаковочную машину E-Jivaro, которая сама рассчитывает нужную высоту коробок в соответствии с содержимым и запечатывает их. Она способна упаковывать товары в коробки, которые легко помещаются в почтовые ящики (формат упаковки - A4, минимальная толщина - 30 мм). Первой внедрила новинку компания Photobox, известная в Европе достижениями в области тиражирования и хранения фотографий в Интернете. Предполагается, что машина будет способствовать революционным изменениям в электронной коммерции [13].
Фирмой Werit (Германия) создана система многоразового использования специализированных контейнеров для перевозок сыпучих грузов (IBS). Предлагаемые специализированные контейнеры имеют жесткую раму из труб. Дно контейнера выполнено как стандартный поддон с опорными подушками из синтетического материала, пригодный для манипулирования с использованием вилочных захватов. В контейнер помещается внутренняя часть в виде вкладной емкости (NUTRILINE), которая при разгрузке заменяется на новую для следующей загрузки [10].
Инновации, позволяющие повысить эффективность логистических бизнес-процессов, разрабатываются и в Росcии.
Так, например, ученые из Новосибирска создали датчики влажности на основе опалов. По их наблюдениям, если опал обработать определенным химическим составом, то при повышении влажности больше допустимого уровня он становится прозрачным. Предполагается, что устройствами заинтересуются предприятия химической и пищевой промышленности, а также склады (специализирующиеся, например, на хранении продуктов). Датчик на основе опала не подвержен электрическим и магнитным помехам, ему не страшна пыль [15].
Корпорация Intel (США) и компания «КамАЗ» разрабатывают для российского рынка транспортных услуг систему, которую позиционируют как информационно-развлекательную. Она снабжена модулями беспроводной связи 3G, LTE, Wi-Fi, позволяет подключать мобильные устройства, имеет браузер для выхода в Интернет, дает возможность связаться с ГИБДД и т. п. Кроме того, систему оснастят датчиками, которые будут контролировать не только исправность машины, но и состояние водителя - определять наличие паров алкоголя в кабине. Эти сведения будут доступны владельцу машины [13].
В 2015 году, после двухлетней разработки и тестирования прототипа, компания «A-SIS» предложила a-SIS View — инновационное 3D-perneHHe, которое позволяет наблюдать и контролировать логистическую среду компании, т.е. все складское оборудование.
Это решение переносит складские процессы в трехмерное приложение, которое получает и обрабатывает информацию из различных источников: WMS (или WCS), данных оборудования, детекторов дыма, систем сигнализации и т.д. До сих пор эти элементы систем управления жизнедеятельностью склада не могли взаимодействовать друг с другом, операторы не имели единого решения для мониторинга и наблюдения за всеми аспектами логистической инфраструктуры и деятельности.
С помощью a-SIS View появляется возможность объединить все системы, чтобы контролировать их в полном объеме. Благодаря удобному интерфейсу оператор может виртуально перемещаться по складу, находить искомое, но при этом не передвигаться физически. Это особенно полезно в экстремальных условиях, например, при очень низких температурах хранения. a-SIS View также позволяет правильно организовать человеческие ресурсы для технического обслуживания склада. Можно выявлять и отмечать дефекты и поломки оборудования, отмечать ошибки, что необходимо для работы контролеров. Технический персонал получает доступ к консоли с помощью планшета или смартфона.
Таким образом, уже существующие инновации способствуют более эффективной работе логистической сети, но на данном этапе не решают всех существующих проблем. Постоянно изменяющиеся условия требуется от современного менеджмента постоянного поиска и внедрения последних инноваций в области транспортной логистики и разработки комплексных стратегий развития фирм на инновационной основе.
1.2. Особенности инноваций процессов и технологий в логистике
Важнейшим направлением инновационной организации взаимодействия экономических субъектов является получение синергетического эффекта [12].
К объектам логистики следует отнести элементы логистической инфраструктуры, в том числе транспортной, распределительной, информационной, правовой и т.д. Это среда, в которой происходит логистическая деятельность.
Для исследования региона рассматривается динамика изменения основных индикаторов по открытым данным статистической информации. Степень развитости региональной логистики с точки зрения экономических показателей оценивается по значениям коэффициентов открытости, характеризующих соотношения входных, выходных и внутренних материальных потоков региона.
Важным элементом инфраструктуры региональной логистики является информационная, в основе которой находится телекоммуникационная инфраструктура. Степень ее развитости определяет возможность применения тех или иных логистических технологий в регионе, возможность взаимодействия участников логистического процесса и стратегического управления региональной логистикой [17].
Инфраструктура – это система объектов и норм, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие субъектов экономики региона. Рыночная экономика не будет развиваться там, где отсутствует логистическая инфраструктура. Исследования показывают, что наблюдается тенденция усиления роли инфраструктуры в экономическом развитии [14].
Стратегия инновационной перестройки экономики должна быть направлена на развитие сильных сторон, устранение факторов слабых сторон, максимальное использование возможностей и предотвращение угроз логистики. Решающее слово в этом принадлежит государству, как системообразующему органу нашей экономики, во взаимодействии с