Магистерская диссертация|Теория государства и права (ТГиП)

Магистерская диссертация Государственно-конфессиональная политика СССР в начале 60-х до первой половины 80-х годов хх века

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2010 | Страниц: 65

Цена: 1 300
Купить работу

Введение

Глава 1. Государственно-конфессиональные взаимоотношения в начале 60-х до середины 70-х гг. XX века

  • 1.1. Государственная политическая ориентация по отношению к религии с начала 60-х до середины 70-х гг. XX века
  • 1.2. Надзор Совета по делам религий за деятельностью религиозных организаций СССР, внутри и за рубежом

Глава 2. Государственная система и религиозные организации со второй половины 70-х до начала 80-х гг., XX века

  • 2.1. Противоречия государственно-конфессиональной политики после заключения акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки) 
  • 2.2. Государственные политика по учету и охраны памятников истории, культуры и религии

Заключение

Библиографический список  

Актуальность темы исследования. Научный интерес к истории государственно-конфессиональных отношений в СССР значительно активизировался в последние два десятилетия, что связано с возрастанием роли религии, религиозного фактора в жизни государства в процессе духовного обновления и политического переустройства российского общества, которое наметилось в стране с начала 90-х годов прошлого века. Новые гражданско-правовые отношения в России определяют и ее социально-культурную сферу, палитра которой включает и государственно-конфессиональные отношения.

В складывающихся условиях, с учетом многонациональности иполиконфессиональности России, важнопредставить целостную, научно достоверную картину исторического опыта диалога государства и религиозных объединений на всех этапах развития советского строя. Необходимо тщательное извлечение уроков из опыта государственно-церковных отношений в различные периоды с учетом исторически сложившихся традиций и менталитета разных народов, проживавших на территории страны.

Научная актуальность и значимость данного диссертационного исследования обусловлена тем, что период 1964-1982 гг. в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР мало изучен. В настоящее время нет единой фундаментальной научной работы, которая бы охватывала указанный этап в масштабе страны. Это связано с тем, что архивные материалы, содержащие уникальные фактические сведения об отношениях государственных органов власти и религиозных объединений, представленных на территории СССР, в период правления Генсекретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева далеко не в полном объеме рассекречены в начале XXI столетия. Несколько исследований, включающих период середины 1960-х — начала 1980-х, схематично очерчивали особенности государственно-конфессиональных отношений тех лет, базируясь, как правило, на региональных архивных материалах.

Историография проблемы. Сравнительно недавние исторические события подвергаются новому концептуальному осмыслению в связи с изменением политического курса страны, ориентированного на демократизацию всех общественных процессов. С ликвидацией в 1991 г. Совета по делам религий при Совете Министров СССР[1] и последующим открытием архива этого учреждения, а также некоторых архивов КПСС и КГБ, ученые получили возможность исследовать все доступные источники в рамках указанной темы. В настоящее время истории церковной политики советских властей в период «застоя» посвящены разделы в объемных научных трудах о государственно-церковных отношениях в XX веке.

Церковные авторы первыми предприняли попытку представить комплексную объективную оценку опыта взаимодействия советской власти и церкви в указанный период. В 1993 году в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской Духовной семинарии священника Сергия Гордуна «Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год». Характеризуя 1960-е годы, в особенности их первую половину, как период «крайнего стеснения церковной жизни»[2], автор подробно останавливался на примерах сопротивления руководства Московской Патриархии, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданских властей.

Немногим более десяти страниц посвящены «брежневскому» периоду в одном из фундаментальных трудов по истории Русской Православной Церкви «История Русской Православной Церкви» протоиерея Владислава Цыпина. Автор обозначает общий «дух» этого этапа: Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за все двадцать «застойных» лет не были возвращены верующим[3].

Представляют большой научный интерес сведения о локальных событиях исследуемого периода в трудах митрополита Иоанна (Снычева), архиепископа Василия (Кривошеина), архиепископа Михаила (Мудьюгина), священника Алексея Николина[4]. Однако, вполне объяснимое эмоциональное описание фактов, представленное в трудах служителей церкви, не гарантирует объективной точки зрения на проблему.

Богатый фактический материал представляют собой подробные исследования государственно-религиозных отношений в СССР в работах отечественных исследователей. К таковым, в частности, относятся работы М.И. Одинцова[5]. В одной из них автор рассматривает конец 60-х годов как позитивный в жизни церкви[6].

Изучаемый в диссертации период отражен и в труде под общей редакцией М.Б. Данилушкина[7]. Издание интересно также тем, что в приложении к нему впервые приведен полный текст открытого письма Святейшему Патриарху Алексиюсвященников НиколаяЭшлимана и Глеба Якунина.

Истории сложных отношений между властью и Русской Православной Церковью на Удмуртской земле посвящена книга Е.Ф. Шумилова «Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век». Рассуждая над главной причиной этих сложностей, автор указывает, что все годы советской власти именно Церковь была единственной в СССР открыто существовавшей организацией, которая не разделяла правящую идеологию, разделяемую КПСС[8]. Поэтому начатый в 1917 г. погром христианства тянулся практически до самого краха КПСС, принимая то вульгарные, то более интеллигентные формы, но всегда была очевидной безнравственность мощного государственного давления на полураздавленную Церковь с немощными прихожанами, в основном преклонного возраста[9].

Большой вклад в изучение влияния Совета по делам религий при СМ СССР на деятельность РПЦ в начале 1970-х годов вносят исследования О.Ю. Васильевой[10]. В статье «Поместный Собор 1971 года» проведен анализ причин возникновения разногласий духовенства накануне Поместного Собора 1971 года. Работа иллюстрирует насильственное подавление дискуссии в среде высших церковных иерархов по одному из важнейших вопросов деятельности РПЦ.

Уникальный материал представлен в статье А.Н. Марченко «Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изученияцерковногосударственных отношений». Результаты его исследования дают точное представление о степени секретности обидения государственных органов власти с иерархами РПЦ[11].

Зарубежные историки также анализировали государственно-конфессиональные отношения в СССР, используя публикации советских авторов[12]. В 1990 году в Лондоне вышла в свет книга Д. Эллис «Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие». В ней автор исследует процесс возникновения и подавления православного диссидентства в период 1968-1980 гг.

Основными источниками монографии канадского историка Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» стали архивные документы, статьи в эмигрантских журналах, самиздатовские документы правозащитника из г. Кирова Б.В. Талантова, открытое письмо священников Глеба Якунина и НиколаяЭшлимана. Описывая государственные формы подавления религиозной жизни в стране, Поспеловский пришел к выводу, что Совет стал учреждением, которое преследовало и подавляло, осложняя верующим борьбу за свои права[13].

В 1995 году в Москве издан обобщающий труд немецкого исследователя, сотрудника швейцарского института «Вера во втором мире» Г. Штриккера. Исследуемому в диссертации периоду здесь посвящены три главы, где автор анализирует «брежневскую эпоху» в жизни церкви.

В диссертации Ю.А. Бабинова отмечается: Новые факты, публикация неизвестных ранее документов, а также исследования специалистов свидетельствуют, что прежняя картина взаимоотношений церкви и государства было искажена. Сравнительно недавно церковь характеризовалась как реакционный антинародный институт, а действия органов государственной власти оценивались положительно[14]. В хронологических рамках исследования, охватывающих тысячелетнюю историю христианства на Руси, автор уделяет несколько абзацев для характеристики исследуемого в данной диссертации периода.

В диссертации Л.А. Андреевой представлен подробный анализ взаимодействия органов КГБ и Совета по делам религий с целью управления религиозными объединениями, влиянии КПСС на государственно-конфессиональные отношения. Автор отмечает, что политика КПСС - решающий фактор функционированиясоветской модели государственноцерковных отношений[15]. В подтверждение тому приводится документальная база противоречия, которое заложено в самой Конституции СССР от 1977 года: Статья 6 легитимизировала любое вмешательство во все сферы жизни общества, что в свою очередь лишало смысла статью 124 об отделении церкви от государства[16].

Наибольший интерес в исследовании представляет собой третий параграф второй главы «Негласный орган в системегосударственноцерковных отношений (Роль КГБ СССР)». Здесь представлены уникальные архивные данные, которые иллюстрируют безграничный надзор за церковью органами государственной безопасности. В работе подробно анализируются методы и способы сотрудничества КГБ и представителей религиозных объединений.

В последние годы стали появляться исследования, в которых рассматривается юридический аспект многопланового и неоднозначного взаимодействия двух общественных институтов на протяжении многих десятилетий. Эти вопросы рассматриваются в работах Е.Л. Шапошникова, О.А. Гревцовой, В.А. Живулина, А.В. Третьякова'. Так, Шапошников предлагает свою оценку периода 60-70-х годов[17].

Вместе с тем, необходимо отметить, что в современной историографии тема взаимоотношений государства и конфессий в советский период в целом, и в годы правления Л.И. Брежнева, в частности, еще недостаточно изучена. Нуждаются в дальнейшем, более глубоком исследовании процессы во внутрицерковной жизни в различные периоды, личностные отношения представителей власти и церковнослужителей, реакция духовенства на перемены в государственно-конфессиональных отношениях.

Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х начале 80-х годов XX века.

Предметом исследования является политика в отношении религиозных объединений различных конфессий в СССР, отдельных верующих, проводимая государством посредством местных и центральных партийных руководящих органов. Совета по делам религий при Совете министров СССР и его уполномоченных.

Целью исследования является комплексный анализ модели государственно-конфессиональных отношений, которые сложились в середине 60-х - начале 80-х гг. прошлого столетия; научная инсталляция полученных сведений в общую картину взаимоотношений власти и религии в СССР в XX веке.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

-проанализировать развитие государственно-церковных отношений в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.);

-проследить основные моменты процесса реализации планов Совета по делам религий в отношении зарубежной миссии религиозных объединений из СССР в указанный период;

- дать оценку миротворческой деятельности РПЦ за рубежом;

- изучить и систематизировать проведенные в данный период мероприятия государства по упорядочению учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения.

Хронологические рамки исследования обусловлены периодом руководства страной Л.И. Брежнева - с 1964 по 1982 годы, определяемым историками как эпоха «застоя» в экономической, социальной, культурной жизни страны, а также в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Методологическую основу диссертации определяют принципы объективности, историзма, комплексности исторического исследования.

Источниковая база исследования. Исследование государственно-конфессиональных отношений в СССР в данной работе опирается в основном на комплекс документов, находящихся в ГАРФ, РГАНИ. В силу их ведомственной подчиненности органам КГБ и идеологическому отделу ЦК КПСС большинство документов их фонда до сих пор являются секретными или доступ к ним ограничен. Автором настоящего исследования изучены различные документы второй, четвертой, пятой, шестой, восьмой и девятой описей фонда Р-6991 ГАРФ, материалы пятого фонда РГАНИ.

Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что:

- впервые произведен комплексный анализ государственно-конфессиональных отношений в СССР в 1964-1982 годах на основании ранее засекреченных источников;

- на основании архивных документов проведен анализ целевых установок Совета по делам религий при Совете Министров СССР в отношении зарубежной деятельности РПЦ в указанный период;

- изучена миротворческая деятельность РПЦ за рубежом;

- проведен анализ публикаций в зарубежных средствах массовой информации, раскрывающих реальное положение религий в СССР;

- выявлены факты «скрытых» репрессий в отношении верующих на фоне официальной пропаганды о реальной свободе вероисповеданий в СССР в 1964-1982 годы;

- освещена роль Совета по делам религий в упорядочении учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения;

- доказано наличие спланированной государственной политики в отношении всех конфессий на территории СССР в обозначенный период.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что восполнен пробел в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных трудов, учебников и методических пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, в практической деятельности государственных учреждений, взаимодействующих с конфессиональными образованиями, а также в процессе преподавания общих курсов по истории России в государственные и духовных учебных заведениях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

  1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 50. Ст. 1421.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. М., 1990. №21.
  3. Гордун Сергий, священник. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993. №№ 1,2.
  4. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. М., 1988.
  5. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000.
  6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д.З. Л. 215-216.
  7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 4. Л. 27, 36.
  8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2 Д. 127. Л. 34.
  9. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 528. Л. 4, 9.
  10. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 572. Л. 1, 6, 7, 23, 30, 42.
  11. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 170. Л. 2, 5.
  12. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 172. Л. 12, 13, 14.
  13. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 173. Л. 6, 175-177.
  14. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 8. Л. 78.
  15. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1758. Л. 29.
  16. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 622. Л. 36.
  17. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 164. Л. 9.
  18. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1. Л.1, 5, 7, 8. 152
  19. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 150. Л. 109, 111,113-116, 120, 121-124.
  20. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 5. Л. 57.
  21. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 36. Л. 1-2.
  22. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 8. Л. 12,13, 52.
  23. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 75. Л. 7, 8-9, 16, 19-21.
  24. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп 6. Д. 79.
  25. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д.147. Л. 1, 9, 10, И, 16, 17, 21-23, 51-52.
  26. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 153. Л. 1-3, 10-11, 12, 16, 46, 47, 80, 89, 123, 127-129, 132, 143-146, 164-169.
  27. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.6. Д. 164. Л. 6, 10, 30, 38, 57, 68, 82, 93, 108, 112,119,126,134,148,190.
  28. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 164. Л. 57-59, 85, 88-90, 100, 102.
  29. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 286. Л. 90, 130.
  30. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 298. Л. 1, 4.
  31. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 637. Л. 44-46.
  32. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 369. Л. 9,10, 18, 38, 43.
  33. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 459. Л.27.
  34. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 539. Л.З.
  35. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 369. Д. 17,22, 36.
  36. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 459. Л. 56, 57, 59-60, 61.
  37. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 476. Л. 124, 125, 126, 128.
  38. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 622. Л. 1-3.
  39. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 625, Л. 16, 17.
  40. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1547. Л. 7, 8, 9, 10, 11, 37, 38,40, 63.
  41. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1955. Л. 6, 8.
  42. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2295. Л. 52.
  43. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 714. Л.1, 2-7.
  44. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д.З. Л. 2-3, 6, 14, 18, 20, 22, 28, 73, 76-78. 153
  45. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1548. Л. 41-42.
  46. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1758. Л.1-2, 3-4, 23, 29, 30, 38.
  47. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2207. Л. 1,2,7,14, 17, 19.
  48. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2295. Л.48, 49-51.
  49. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д.11. Л. 16, 17,18, 19,20.
  50. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2203. Л. 1-2, 4,6, 11-32.
  51. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2458. Л. 3, 25, 27, 90, 91, 92.
    1. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 15. Л. 7-8, 9.
    2. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д.13. Л. 66, 72.
    3. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 14. Л. 131, 186, 189-191, 192, 198, 203.
    4. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 24. Л. 83, 87-88, 94.
    5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 115. Л. 29, 33.
    6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 147. Л.14-15.
    7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 459. Л. 65, 66, 72, 77, 83, 86, 87.
    8. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 576. Л. 5, 31.
    9. РГАНИ. Ф.5. Оп. 58. Д. 23. Л. 72.
    10. РГАНИ. Ф.5. Оп. 62. Л. 154-166.
  52. Литература

    1. Архиепископ Василий (Кривошеий). Две встречи. Николай (Ярушевич). Никодим (Ротон) СПб., 2003. 224 с.
    2. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор. М., 2004. 384 с.
    3. Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971 года: вопросы и размышления... // Альфа и Омега. 2006. № 1(45).
    4. Вероисповедная политика российского государства. Под. ред. М.О. Шахова. М., 2006. 208 с. 154
    5. Вольное слово. Вып. 35-36. Франкфурт-на-Майне. 1979.
    6. Горшкова А.И. Государство и Русская Православная Церковь в 1940-1990 гг // Сборник научных трудов. Вып. 1. Екатеринбург. 2001.
    7. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Т. 1. 1917-1970 // Под.ред. Данилушкина М.Б. СПб., 1997.
    8. Журнал Московской Патриархии. 1971. № 6.
    9. Журнал Московской Патриархии. 1980. № 10.
    10. История религий в России. Под. обш;. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. М., 2004. 696 с.
    11. Марченко А.Н. Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изучения церковно-государственных отношений // Отечественные архивы. 2007. № 4.
    12. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век, М., 1994. 171с.
    13. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. 312 с.
    14. Поспеловский Д.В, Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.511с.
    15. Pospielovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime, 1917- 1982. N.Y. 1984.535 р.
    16. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. 752 с.
    17. Религия и власть на Дальнем Востоке России. Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. Хабаровск. 2001. 400 с.
    18. Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории, 1941- 1999.М., 1999. 415 с.
    19. Солженицын А. И. Публицистика // Новый мир. 1990. 414 с. 155
    20. Цыпин В. История Русской Православной Церкви, Синодальный и новейший периоды, 1700-2005. М., 2007. 816 с.
    21. Цыпин В. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность // Исторический вестник. 2000. №9-10.
    22. Цыпин В. История Русской Православной Церкви, 1917-1990. М., 1997.831с.
    23. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М„ 2005. 424 с.
    24. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 годах: от «перемирия» к новой войне. СПб., 1995.216 с.
    25. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995. 399 с.
    26. Шумилов В.Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск, 1996. 180 с.
    27. Эллис Д. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. 307 с.
    28. Андреева Л.А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы. Дис. ...канд. ист. наук. М., 1996. 136 с.
    29. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России. Дис. ...докт. филос. наук. М., 1993. 290 с. 156
    30. Грашевская О.В. Политикасоветского государства в отношении РПЦ в 1940-1980 гг.: центр и местные власти. Дисс. ...канд. ист. наук. Мурманск, 2005. 198 с.
    31. Гревцова О.А. Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование. Дисс. ...канд.юрид. наук. М., 2004.
    32. Джораева СВ. Государственно-церковные отношения в России. Дис. ...канд.филос.наук. М., 1997. 139 с.
    33. Живулин В. А, Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Дисс. ...канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.211с.
    34. Ибрагимов P.P. Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940-1980 гг. Дисс. ...канд. ист. Наук. Казань, 2004. 225 с.
    35. Маслова И.И. Эволюция вероисповедной политики Советского государства и деятельности РПЦ в 1953-1991 годах. Дисс. ...докт. ист. наук. М., 2005.545 с.
    36. Молодое О.Б. Советское государство и РПЦ на Европейском Севере в 1960-1980 годы. Дисс. ...канд. ист. наук. Архангельск, 2006. 303 с.
    37. Третьяков А.В. Политико-правовые отношения Российского государства и Русской Православной Церкви. Дисс. ...канд. ист. наук. М., 2004. 234 с.
    38. Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917-2000 г. Дисс. ...канд.ист.наук. Курск, 1997. 150 с.
    39. Фасихова М.Н. ПолитикаСоветского государства по отношению к религиозным объединениям в Татарстане 60-80 гг. Дисс...канд.ист.наук. Казань, 2002. 177 с.
    40. Черемхин Н.Н. Формирование религиозныхобъединенийСанктПетербурга и Ленинградской области и их функционирование во II половине XX века. Дисс. ...канд.ист.наук. СПб, 2000. 183 с.
    41. Шапошников Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX - начале XXI века. Историко-правовой и общетеоретический анализ. Дисс. ...канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. 179 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2019 год 117 стр.
Диссертация Возмещение государством убытков, причинённых налогоплательщикам
Alcofribas
Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2017 год 106 стр.
Диссертация Юридическая сущность уголовной политики
Alcofribas
Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2015 год 72 стр.
Магистерская диссертация Правовые особенности стратегического планирования обороны Российской Федерации
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2019 год 32 стр.
Совершенствование реализации государственной политики развития системы общего образования
antiplagiatpro
Магистерская диссертация Теория государства и права (ТГиП)
2021 год 57 стр.
Правоприменительные отношения (на примере деятельности органов внутренних дел)
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское