Актуальность темы исследования. Научный интерес к истории государственно-конфессиональных отношений в СССР значительно активизировался в последние два десятилетия, что связано с возрастанием роли религии, религиозного фактора в жизни государства в процессе духовного обновления и политического переустройства российского общества, которое наметилось в стране с начала 90-х годов прошлого века. Новые гражданско-правовые отношения в России определяют и ее социально-культурную сферу, палитра которой включает и государственно-конфессиональные отношения.
В складывающихся условиях, с учетом многонациональности иполиконфессиональности России, важнопредставить целостную, научно достоверную картину исторического опыта диалога государства и религиозных объединений на всех этапах развития советского строя. Необходимо тщательное извлечение уроков из опыта государственно-церковных отношений в различные периоды с учетом исторически сложившихся традиций и менталитета разных народов, проживавших на территории страны.
Научная актуальность и значимость данного диссертационного исследования обусловлена тем, что период 1964-1982 гг. в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР мало изучен. В настоящее время нет единой фундаментальной научной работы, которая бы охватывала указанный этап в масштабе страны. Это связано с тем, что архивные материалы, содержащие уникальные фактические сведения об отношениях государственных органов власти и религиозных объединений, представленных на территории СССР, в период правления Генсекретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева далеко не в полном объеме рассекречены в начале XXI столетия. Несколько исследований, включающих период середины 1960-х — начала 1980-х, схематично очерчивали особенности государственно-конфессиональных отношений тех лет, базируясь, как правило, на региональных архивных материалах.
Историография проблемы. Сравнительно недавние исторические события подвергаются новому концептуальному осмыслению в связи с изменением политического курса страны, ориентированного на демократизацию всех общественных процессов. С ликвидацией в 1991 г. Совета по делам религий при Совете Министров СССР[1] и последующим открытием архива этого учреждения, а также некоторых архивов КПСС и КГБ, ученые получили возможность исследовать все доступные источники в рамках указанной темы. В настоящее время истории церковной политики советских властей в период «застоя» посвящены разделы в объемных научных трудах о государственно-церковных отношениях в XX веке.
Церковные авторы первыми предприняли попытку представить комплексную объективную оценку опыта взаимодействия советской власти и церкви в указанный период. В 1993 году в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской Духовной семинарии священника Сергия Гордуна «Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год». Характеризуя 1960-е годы, в особенности их первую половину, как период «крайнего стеснения церковной жизни»[2], автор подробно останавливался на примерах сопротивления руководства Московской Патриархии, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданских властей.
Немногим более десяти страниц посвящены «брежневскому» периоду в одном из фундаментальных трудов по истории Русской Православной Церкви «История Русской Православной Церкви» протоиерея Владислава Цыпина. Автор обозначает общий «дух» этого этапа: Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за все двадцать «застойных» лет не были возвращены верующим[3].
Представляют большой научный интерес сведения о локальных событиях исследуемого периода в трудах митрополита Иоанна (Снычева), архиепископа Василия (Кривошеина), архиепископа Михаила (Мудьюгина), священника Алексея Николина[4]. Однако, вполне объяснимое эмоциональное описание фактов, представленное в трудах служителей церкви, не гарантирует объективной точки зрения на проблему.
Богатый фактический материал представляют собой подробные исследования государственно-религиозных отношений в СССР в работах отечественных исследователей. К таковым, в частности, относятся работы М.И. Одинцова[5]. В одной из них автор рассматривает конец 60-х годов как позитивный в жизни церкви[6].
Изучаемый в диссертации период отражен и в труде под общей редакцией М.Б. Данилушкина[7]. Издание интересно также тем, что в приложении к нему впервые приведен полный текст открытого письма Святейшему Патриарху Алексиюсвященников НиколаяЭшлимана и Глеба Якунина.
Истории сложных отношений между властью и Русской Православной Церковью на Удмуртской земле посвящена книга Е.Ф. Шумилова «Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век». Рассуждая над главной причиной этих сложностей, автор указывает, что все годы советской власти именно Церковь была единственной в СССР открыто существовавшей организацией, которая не разделяла правящую идеологию, разделяемую КПСС[8]. Поэтому начатый в 1917 г. погром христианства тянулся практически до самого краха КПСС, принимая то вульгарные, то более интеллигентные формы, но всегда была очевидной безнравственность мощного государственного давления на полураздавленную Церковь с немощными прихожанами, в основном преклонного возраста[9].
Большой вклад в изучение влияния Совета по делам религий при СМ СССР на деятельность РПЦ в начале 1970-х годов вносят исследования О.Ю. Васильевой[10]. В статье «Поместный Собор 1971 года» проведен анализ причин возникновения разногласий духовенства накануне Поместного Собора 1971 года. Работа иллюстрирует насильственное подавление дискуссии в среде высших церковных иерархов по одному из важнейших вопросов деятельности РПЦ.
Уникальный материал представлен в статье А.Н. Марченко «Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изученияцерковногосударственных отношений». Результаты его исследования дают точное представление о степени секретности обидения государственных органов власти с иерархами РПЦ[11].
Зарубежные историки также анализировали государственно-конфессиональные отношения в СССР, используя публикации советских авторов[12]. В 1990 году в Лондоне вышла в свет книга Д. Эллис «Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие». В ней автор исследует процесс возникновения и подавления православного диссидентства в период 1968-1980 гг.
Основными источниками монографии канадского историка Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» стали архивные документы, статьи в эмигрантских журналах, самиздатовские документы правозащитника из г. Кирова Б.В. Талантова, открытое письмо священников Глеба Якунина и НиколаяЭшлимана. Описывая государственные формы подавления религиозной жизни в стране, Поспеловский пришел к выводу, что Совет стал учреждением, которое преследовало и подавляло, осложняя верующим борьбу за свои права[13].
В 1995 году в Москве издан обобщающий труд немецкого исследователя, сотрудника швейцарского института «Вера во втором мире» Г. Штриккера. Исследуемому в диссертации периоду здесь посвящены три главы, где автор анализирует «брежневскую эпоху» в жизни церкви.
В диссертации Ю.А. Бабинова отмечается: Новые факты, публикация неизвестных ранее документов, а также исследования специалистов свидетельствуют, что прежняя картина взаимоотношений церкви и государства было искажена. Сравнительно недавно церковь характеризовалась как реакционный антинародный институт, а действия органов государственной власти оценивались положительно[14]. В хронологических рамках исследования, охватывающих тысячелетнюю историю христианства на Руси, автор уделяет несколько абзацев для характеристики исследуемого в данной диссертации периода.
В диссертации Л.А. Андреевой представлен подробный анализ взаимодействия органов КГБ и Совета по делам религий с целью управления религиозными объединениями, влиянии КПСС на государственно-конфессиональные отношения. Автор отмечает, что политика КПСС - решающий фактор функционированиясоветской модели государственноцерковных отношений[15]. В подтверждение тому приводится документальная база противоречия, которое заложено в самой Конституции СССР от 1977 года: Статья 6 легитимизировала любое вмешательство во все сферы жизни общества, что в свою очередь лишало смысла статью 124 об отделении церкви от государства[16].
Наибольший интерес в исследовании представляет собой третий параграф второй главы «Негласный орган в системегосударственноцерковных отношений (Роль КГБ СССР)». Здесь представлены уникальные архивные данные, которые иллюстрируют безграничный надзор за церковью органами государственной безопасности. В работе подробно анализируются методы и способы сотрудничества КГБ и представителей религиозных объединений.
В последние годы стали появляться исследования, в которых рассматривается юридический аспект многопланового и неоднозначного взаимодействия двух общественных институтов на протяжении многих десятилетий. Эти вопросы рассматриваются в работах Е.Л. Шапошникова, О.А. Гревцовой, В.А. Живулина, А.В. Третьякова'. Так, Шапошников предлагает свою оценку периода 60-70-х годов[17].
Вместе с тем, необходимо отметить, что в современной историографии тема взаимоотношений государства и конфессий в советский период в целом, и в годы правления Л.И. Брежнева, в частности, еще недостаточно изучена. Нуждаются в дальнейшем, более глубоком исследовании процессы во внутрицерковной жизни в различные периоды, личностные отношения представителей власти и церковнослужителей, реакция духовенства на перемены в государственно-конфессиональных отношениях.
Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х начале 80-х годов XX века.
Предметом исследования является политика в отношении религиозных объединений различных конфессий в СССР, отдельных верующих, проводимая государством посредством местных и центральных партийных руководящих органов. Совета по делам религий при Совете министров СССР и его уполномоченных.
Целью исследования является комплексный анализ модели государственно-конфессиональных отношений, которые сложились в середине 60-х - начале 80-х гг. прошлого столетия; научная инсталляция полученных сведений в общую картину взаимоотношений власти и религии в СССР в XX веке.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
-проанализировать развитие государственно-церковных отношений в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.);
-проследить основные моменты процесса реализации планов Совета по делам религий в отношении зарубежной миссии религиозных объединений из СССР в указанный период;
- дать оценку миротворческой деятельности РПЦ за рубежом;
- изучить и систематизировать проведенные в данный период мероприятия государства по упорядочению учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом руководства страной Л.И. Брежнева - с 1964 по 1982 годы, определяемым историками как эпоха «застоя» в экономической, социальной, культурной жизни страны, а также в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Методологическую основу диссертации определяют принципы объективности, историзма, комплексности исторического исследования.
Источниковая база исследования. Исследование государственно-конфессиональных отношений в СССР в данной работе опирается в основном на комплекс документов, находящихся в ГАРФ, РГАНИ. В силу их ведомственной подчиненности органам КГБ и идеологическому отделу ЦК КПСС большинство документов их фонда до сих пор являются секретными или доступ к ним ограничен. Автором настоящего исследования изучены различные документы второй, четвертой, пятой, шестой, восьмой и девятой описей фонда Р-6991 ГАРФ, материалы пятого фонда РГАНИ.
Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что:
- впервые произведен комплексный анализ государственно-конфессиональных отношений в СССР в 1964-1982 годах на основании ранее засекреченных источников;
- на основании архивных документов проведен анализ целевых установок Совета по делам религий при Совете Министров СССР в отношении зарубежной деятельности РПЦ в указанный период;
- изучена миротворческая деятельность РПЦ за рубежом;
- проведен анализ публикаций в зарубежных средствах массовой информации, раскрывающих реальное положение религий в СССР;
- выявлены факты «скрытых» репрессий в отношении верующих на фоне официальной пропаганды о реальной свободе вероисповеданий в СССР в 1964-1982 годы;
- освещена роль Совета по делам религий в упорядочении учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения;
- доказано наличие спланированной государственной политики в отношении всех конфессий на территории СССР в обозначенный период.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что восполнен пробел в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных трудов, учебников и методических пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, в практической деятельности государственных учреждений, взаимодействующих с конфессиональными образованиями, а также в процессе преподавания общих курсов по истории России в государственные и духовных учебных заведениях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.