Введение
- Общие положения об административной деятельности полиции.
1.1. Осуществление полицией административной деятельности.
1.2. Понятие и виды методов административной деятельности полиции.
- Характеристика методов административной деятельности полиции.
2.1. Убеждение и его роль в деятельности полиции.
2.2. Принуждение в административной деятельности полиции.
Заключение.
Список использованной литературы.
Исследование методов административной деятельности полиции обладает теоретической и практической значимостью для обеспечения законности и правопорядка.
Современное состояние системы Министерства внутренних дел Российской Федерации обуславливает повышенное внимание к служебной деятельности, исполнению обязанностей, соблюдению законности, а также к изучению основных положений применяемых нормативно-правовых актов и различного круга теоретических вопросов, затрагивающих служебную деятельность сотрудников полиции, в том числе касающихся форм и методов административной деятельность полиции.
Вопрос об определении методов административной деятельности полиции в течение всего периода существования органов внутренних дел остается важным и актуальным. Концепция современного демократического правового государства предполагает правовую охрану общечеловеческих ценностей, прав и свобод личности. При этом полиция является важнейшим инструментом государства в обеспечении правопорядка в обществе. Уникальность ее деятельности заключается в том, что, являясь частью механизма реализации государственных интересов, полиция представляет собой институт обеспечения гарантий, прав и свобод граждан. В этом смысле основная цель административной юрисдикции полиции сводится к правовой охране от нарушений складывающихся в обществе административно-правовых отношений. Рассмотрение и разрешение правовых споров и административно-правовое применение мер принудительного воздействия в рамках административно-юрисдикционных производств в полной мере отвечает основному предназначению полиции и способствует всесторонней защите установленных административным законодательством основ правопорядка.
В нормах действующего законодательства Российской Федерации не закреплена система мер административного принуждения, позволяющая их дифференцировать по какому-либо единому основанию, что способствует возникновению проблем в их теоретическом осмыслении и практическом использовании.
Цель исследования – проанализировать и выявить особенности методов административной деятельности полиции.
Задачи исследования:
- изучить порядок осуществления полицией административной деятельности;
- определить понятие и виды методов административной деятельности полиции;
- охарактеризовать методы административной деятельности полиции;
- раскрыть убеждение и его роль в деятельности полиции;
- выявит особенности принуждения в административной деятельности полиции.
Объект исследования – общественные отношения в сфере осуществления полицией административной деятельности в России.
Предмет исследования - методы административной деятельности полиции.
Теоретическую основу исследования составляют работы авторов: И.А. Адмиралова, Я.Л. Алиев, А.Ю. Афанасьев, О.И. Бекетов, М.С. Братановская, А.В. Гирвиц, А.Н. Грищенко, П.В. Дихтиевский, Б.Ц. Жалсанов, Д.Г. Запрутин, В.Я. Кикоть, В.Б. Клишков, В.А. Мельников, В.И. Сургутсков, А.В. Самойлов, М.Е. Труфанов, А.И. Чебаков, А.В. Шевцов, С.В. Шевченко, А.Е. Юрицин и др.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, индукции, дедукции; частнонаучные – формально-юридический.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы, посвященных раскрытию темы, заключение, в котором подводятся итоги проведенного исследования, и список использованной литературы.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
1.1. Осуществление полицией административной деятельности
Приступая к рассмотрению вопросов осуществления полицией административной деятельности, скажем несколько слов о понятии полиции, реформировании полиции, и причинах, послуживших необходимостью для принятия решения о ее проведении.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»[1] (далее - Закон о полиции) понятие «полиция» раскрывается её социальную роль в обществе. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о полиции «Назначение полиции» ее роль заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция должна незамедлительно оказывать помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных посягательств, граждане должны быть уверены в своей защищенности от противоправных угроз.
Современная наука определяет российскую полицию как систему органов внутренних дел, основанную на принципах конституционности и гуманизма, реализующую возложенные на них обязанности и права по защите личности, общества и государства от преступных посягательств, задачами которой является формирование доверия населения, сокращение административного и уголовно-правового преследования за счет использования влияния институтов гражданского общества на негативное поведение граждан, отклоняющихся от установленных законом требований[2].
В настоящее время в РФ, как и в большинстве стран мира, полиция представляет собой «специализированный правоохранительный орган, призванный охранять жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность»[3].
Полиция в Российской Федерации - это система вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств[4].
В 2011 году официально было объявлено о завершении основных мероприятий, связанных с преобразованием милиции в полицию. Однако уже в следующем году произошел ряд громких преступлений с участием полицейских.
Реформа не стала панацеей от всех бед. Осенью 2012 года главе МВД Владимиру Колокольцеву пришлось признать, что она была недостаточно эффективной и не оправдала в полной мере ожиданий граждан. Такие проблемы, как «палочная система», коррупция, несовершенство системы учета и регистрации сообщений о преступлениях до сих пор не решены.
Сообщения о тех или иных чрезвычайных ситуациях в местах принудительного содержания с непредсказуемой и пугающей регулярностью появляются в прессе, и становятся источником активного общественного обсуждения и социального напряжения. Нелицеприятные факты показывают, что сотрудники полиции, к сожалению, нередко используют в своих целях уязвимость гражданина оказавшегося в иных статусных и материальных условиях, остро переживающего личную и информационную изолированность, осознающего создавшуюся психическую ущербность и ограниченность своих возможностей изменить ситуацию. Да и, собственно не секрет, что массированное давление персонала ОВД на арестованного (задержанного) человека порой превышает установленные законом ограничения.
Наиболее остро эта проблема высветилась после трагического происшествия в казанском отделе полиции «Дальний». Данное подразделение полиции приобрело свою печальную известность в марте 2012 года, когда его сотрудниками до смерти был замучен задержанный[5]