Введение
Раздел 1. Краткая характеристика отрасли (сферы деятельности)
1.1 Инновационные бизнес-модели деятельности торговых предприятий и цепей поставок
1.2 Рынок продуктового рынка в России
1.3 История развития концепции цепочек поставок ( SCM)
1.4 Ключевые бизнес процессы управления цепями поставок
1.3. Бизнес модель SCOR
Основные процессы SCOR модели:
1.4 Показатели эффективности в управлении цепями поставок
1.4.1 Преимущества и недостатки концепции SCM
1.5 Взаимосвязь и взаимозависимость изучаемой сферы деятельности с другими отраслями сферами, видами бизнеса
2.1 Этапы проектирования и оптимизации процессов в цепи поставок
Раздел 3. Разработка элементов спецкурса по исследуемой теме
«Категорийный менеджмент в цепях поставок»
Тема 1. Методологические основы категорийного менеджмента
Тема 2. Процесс управления товарными категориями
Тема 3. Методы категорийного менеджмента. Анализ результатов управления ассортиментом
Тема 4. Участники цепей поставок
Тема 5. Управление продажами
Тема 6. Технические условия для организации управления категориями
Доклады по теме 2
Кейс к теме 3
Деловая игра в рамках темы 5
ТЕСТ к теме №4.
- Управление взаимоотношениями с поставщиками – это технология
- Данный метод оценки деятельности поставщика заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы
- Согласование действий фокусной компании цепи поставок с ее контрагентами для достижения запланированных целей цепи поставок называется
- В цепи поставок фокусной компанией становится
- Независимые компании, оказывающие непосредственное влияние на интеграцию и управление логистическими процессами, протекающими в цепи поставок, называются
- Компания-перевозчик, предоставившая поставщику транспортное средство для осуществления перевозки грузов, является
- Данная группа SCM процесса включает в себя стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях
- Организации, которые взаимодействуют непосредственно с фокусной компанией, являются поставщиками и потребителями
Вопросы для подготовки к зачету
Список литературы
Цели исследования – ознакомление с теоретическим материалом в области управления цепочками поставок (УЦП).
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать концепцию управления поставок посредством истории ее становления, основных показателей процесса, рассмотреть проблемы развития концепции SCM в России; взаимосвязь внутренних структур организации с другими сферами деятельности бизнеса в цепи поставок.
2) Рассмотреть бизнес-модели, ключевые бизнес-процессы и этапы в управлении цепями поставок.
3) Разработать спецкурс в рамках исследуемой темы.
Объект исследования – цепи поставок и логистические системы предприятий и организаций, реализующие ключевые логистические функции.
Предмет исследования – процессы оптимизации управления цепями поставок продукции на основе собственных подразделений логистики.
В процессе исследования были использованы приложения и методики фундаментальных прикладных наук в области логистики , маркетинга ,экономики, контроллинга ; материалы научных и периодических изданий по проблеме, методы моделирования и обобщения, сравнения и измерения.
Источники информации, задействованные в исследовании, это специализированная литература (учебники, статьи, монографии) и сайты, посвященные вопросам логистики в целом и управления запасами в частности.
Раздел 1. Краткая характеристика отрасли (сферы деятельности)
1.1 Инновационные бизнес-модели деятельности торговых предприятий и цепей поставок
Бизнес-модель организации можно определить как модель, описывающую ее внутреннюю архитектуру (включающую корпоративную мисси и стратегии, стратегические цели и задачи, бизнес-процессы, организационно-штатную структуру, систему документооборота, информационные технологии), необходимую для достижения корпоративных целей, преобразующую входы (сырье, информацию) в выходы (товары, работы, услуги, информация) [1].
В состав бизнес-модели входят: финансовая модель, организационная модель, маркетинговая модель, производственная модель, модель, снабжения, логистики, сбыта и т.д.
Изучение особенностей деятельности торговых предприятий позволил определить, что для большинства торговых предприятий характерны следующие форматы бизнес-моделей:
- Интегрированный формат бизнес-модели.
Этот формат применяют торговые предприятия, которые реализуют в основном однородную продукцию: торговля мясной или только рыбной продукцией, торговля алкоголем, магазины натуральной косметики, торговля кондитерскими изделиями и т.д.
- Контенто-ориентированный формат бизнес-модели. Характерен для предприятий реализующих широкий ассортимент продукции и орентированы на различные потребительские сегменты. К данному формату следует отнести продовольственные торговые сети (супермаркеты).
- Рациональный формат бизнес-модели. Особенностью данного формата бизнес-модели торговых предприятий является возможность формирования бесплатных предложений, субсидируемых прибылью от других предложений. К торговым предприятиям поддерживающим данный формат бизнес-модели следует отнести предприятия розничной торговли бытовой техникой.
- Формат бизнес-модели «Магазин у дома».
Предприятия данного формата находятся в жилых массивах покупателей. В ассортименте минимально необходимый ассортимент продукции.
- Формат бизнес-модели «Магазин на диване» или «Магазин в кармане». [2].
- Торговля мелкими товарами через вендинговые автоматы (кондитерские изделия, напитки легкие закуски).
Инновации в бизнес-модели представляют собой такие преобразования традиционной для компании бизнес-модели, которые приводят к значительным изменениям её составляющих ,то есть к переосмыслению самого бизнеса компании, построению новой модели управления с меньшими издержками и большей ориентацией на предпочтения потребителей.
Инновационную бизнес-модель можно разделить на 7 направлений :
- Фундаментальное представление о бизнесе (новые предпочтения клиентов, новые источники прибыли)
- Спектр деятельности (новые товары или услуги)
- Отбор клиентов (новые сегменты покупателей)
- Источник дифференциации (новые ценности)
- Система производства (новая система производства, новые методы продвижения услуг)
- Организационная структура (новая организационная структура)
- Механизм выхода на рынок (новые методы распространения товара или услуги) .
На основе анализа мировых трендов в сфере бизнеса и технологий можно выделить направления, в рамках которых создаётся большое количество инновационных бизнес-моделей:
- Диджитализация. Применение современных цифровых технологий ( облачные, мобильные, интернет и другие ).
- Совместное создание ценностей. В процессе создания, разработки товара или услуги клиент выполняет активную роль, формируя предложение или даже создавая продукт самостоятельно, исходя из своих текущих потребностей, предпочтений, целей и задач.
- Экономика совместного потребления (Sharing economy). Основная идея подобного подхода состоит в коллективном использовании товаров и услуг, то есть люди за определенную плату делятся теми предметами и услугами, которые они уже приобрели.
- Персонализация. Товары и услуги производятся индивидуально для каждого потребителя [3].
Примеры новых форматов торговли:
Появляются новые форматы торговли, такие как « дрогери-формат». Для этих торговых сетей характерен более широкий и необычный ассортимент по сравнению с форматом "у дома", более низкие цены. Размещение магазинов происходит в спальных районах.
Наблюдается рост «е-commerce» торговли ( торговля товарами и услугами через интернет). Характерным трендом в сфере e-commerce стала консолидация логистических операторов. Выдается заказ через постаматы, сотовые салоны, почту России [21].
Развиваются розничные бизнес-модели «Retail 4.0» ,которые заключаются в создании интегрированного офлайн и онлайн формата.
Все большую популярность набирают « фуд-маркеты» расположенные в торговых центрах и представляющий собой рынок, с размещенными по периметру точками питания, гастрономическими и бакалейными отделами.
Набирает обороты формат «shop-in-shop»- субаренда предпринимателями площадей в крупных сетевых магазинах , чаще всего в прикассовых зонах или в торговых залах.