Введение.
Глава 1. Понятие финансового обеспечения и принципы его организации.
1.1. Понятие, виды и источники финансирования малого предпринимательства
1.2. Самофинансирование субъектов малого предпринимательства.
1.3. Формы финансового обеспечения малого предпринимательства.
Глава 2. Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности.
1.1. Понятие и виды кредитования малого предпринимательства.
2.2. Банковское кредитование малого предпринимательства.
Глава 3. Правовые формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
3.1. Формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
3.2. Анализ кредитоспособности заемщика- субъекта МП и оценка риска его кредитования.
Заключение.
Список использованной литературы..
Приложение.
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. Начиная с 1999 г. количество малых предприятий стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.
Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20-25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России - 5-6 человек. Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).
Столь плачевное состояние малого бизнеса обусловлено не только экономическими причинами. Законодательная база малого предпринимательства находится на начальной стадии. Действующее законодательство не только неэффективно, но и не регулирует целого ряда вопросов в данной области. Даже легальное определение субъекта МП не выдерживает никакой критики. Очевидно, что дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно без совершенствования его нормативной базы.
Глава 1. Понятие финансового обеспечения и принципы его организации
1.1. Понятие, виды и источники финансирования малого предпринимательства
Понятие "финансирование" имеет в юридической и экономической литературе немало трактовок. Наиболее емкие и точные определения:
- финансирование - процесс образования капитала фирмы во всех его формах;
- финансирование - это обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.
Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям.
- В зависимости от условий предоставления денежных средств можно выделить:
- собственно финансирование, которое предусматривает предоставление денежных средств без условия их возврата;
- кредитование, т.е. предоставление определенной денежной суммы при условии возврата ее через определенный промежуток времени.
- В зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает:
- внутреннее;
- внешнее.
Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.
Основные формы внешнего финансирования - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные.
Основной упор в финансировании субъектов МП надо делать на внебюджетные источники - банковское и небанковское кредитование, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.д.
- В зависимости от субъекта финансирования:
- самофинансирование;
- государственное;
- банковское;
- кооперативное;
- партнерское и иное.
- В зависимости от способа финансирования:
- прямое - предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.
- косвенное - передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).
Все вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники. Примерный перечень источников финансирования малого бизнеса следующий:
- Финансирование:
- из накопленной капитализированной прибыли (за счет фонда развития фирмы);
- из накопленного амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений;
- из резервного фонда для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;
- из уставного капитала (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
- Заемные средства:
- банковские кредиты;
- средства, выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;
- коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным платежом;
- лизинг.
- Привлеченные средства:
- средства акционеров - учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
- средства от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;
- франчайзинг.
- Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования:
- выпуск и размещение конвертируемых акций и облигаций;
- инновационный кредит;
- получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.
В целом для финансовой структуры малых фирм характерны следующие черты:
- недостаток собственных средств;
- ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм;
- повышенный уровень себестоимости продукции в сравнении с крупными фирмами, что мешает производить инвестирование в нужный момент из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов;
- нерегулярность финансирования.
В экономически развитых странах основным видом финансирования МП является кредитование, особенно банковское. В нашей стране несколько иная ситуация. Тем не менее и в России существуют специальные организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса.
1.2. Самофинансирование субъектов малого предпринимательства
По самым скромным подсчетам, потенциал самофинансирования малого предпринимательства составляет примерно двух-трехкратный объем годовой инвестиционной активности малого бизнеса (по вложениям в основной капитал). К тому же ориентация малых предприятий на собственные источники финансирования является наименее рисковым способом приобретения финансов.
Самофинансирование осуществляется через внутренние финансовые ресурсы предприятий, которые образуются в процессе их хозяйственной деятельности. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления. Накопительная ее часть используется для развития производства. Прибыль, направляемая на потребление, предназначена для социальных и иных целей. Коммерческие структуры, по оценке экспертов, тратят от 30 до 50% прибыли на обеспечение "особых" отношений с представителями государственного аппарата.
В России основные фонды сильно изношены (в промышленности средний возраст их на 2010 г. составил 18,7 года), и льгота необходима прежде всего для инвесторов. В то же время в научной литературе встречались высказывания о том, что в долгосрочной перспективе эта льгота не нужна, поскольку в России, как и во всех развитых странах, должны заработать эффективные рыночные механизмы обеспечения инвестиционного процесса.
Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
Для улучшения ситуации целесообразно внести следующие поправки в НК РФ, касающиеся применения механизма ускоренной амортизации:
- установить коэффициент ускоренной амортизации, равный трем, не только для лизинга, но и для всех остальных операций субъектов МП;
- распространить действие установленного порядка начисления амортизации на все виды основных средств.
Рассматривая вопрос о прибыли, нельзя не упомянуть о процентах по заемным средствам, в том числе по кредитам инвестиционного назначения. В настоящее время вне зависимости от характера предоставленного кредита (займа), инвестиционного или текущего, проценты относятся организацией на расходы.
Неустойчивость финансового положения мелких фирм требует создания из части прибыли (например, 20-25%) не облагаемый налогом фонд риска (или резервный фонд). Такой фонд существует, в частности, у малых предприятий Японии.
Недостаточный масштаб деятельности мешает малому бизнесу использовать такой источник самофинансирования, как выпуск акций. Продажа акций - это зачастую самый лучший способ получить на достаточно выгодных условиях денежные средства для пополнения оборотного капитала, основных фондов и запасов. Существует целый ряд причин, по которым малые предприятия не используют этот важный инструмент самофинансирования.
Во-первых, при превращении малых предприятий в компании открытого типа становится необходимым раскрывать информацию о себе, что чревато потерей контроля. Доступ широкого круга лиц к данным о результатах и перспективах деятельности выгоден конкурентам. Да и предприниматель, вероятно, не захочет делиться результатами своего труда, поскольку приглашение инвестора - это передача ему прав на часть предприятия.
Во-вторых, затраты, связанные с преобразованием предприятия, делают корпоративную форму мало подходящей для многих мелких фирм. При акционировании небольших предприятий, как действующих, так и вновь образуемых, возникают некоторые трудности: оценка имущества уже созданных предприятий, издержки аудиторских услуг при составлении промежуточных отчетов.
В-третьих, с уменьшением размера предприятия затраты на сбор информации и издержки из-за выпуска акций становятся запредельно высокими, поскольку не могут быть распределены на большое количество акций. Представители малого бизнеса избегают финансовых рынков еще и потому, что недостаточно ориентируются в специфике их функционирования.
Немаловажную роль играет также инфляция, заставляющая вкладывать