ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Сущность и основные составляющие информационных технологий.
1.2. Классификация информационных технологий.
1.3. Влияние использования информационных технологий на эффективности управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОАО «ИНТЕГРО».
2.1. Организационная структура и характеристика деятельности ОАО «ИнтеГро»
2.2. Анализ финансово-экономических показателей ОАО «ИнтеГро».
2.3. Оценка применения информационных технологий в управлении ОАО «ИнтеГро»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ИНТЕГРО»
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование информационных технологий с целью повышения эффективности управления в ОАО «ИнтеГро».
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение 1.
Развитие информационных технологий управления всегда шло параллельно с совершенствованием средств вычислительной техники, история которых пережила резкий взлет в 50-х гг. прошлого века и имеет до сих пор высокие темпы прироста и обновления технической, технологической и инструментальной базы. Первоначально интерес разработчиков был прикован к техническим устройствам, управление которыми, благодаря созданному программному обеспечению, стало возможным в реальном масштабе времени. Подобные разработки были остро востребованы авиа-, энерго-, машиностроением, оборонным комплексом. Возникла теория автоматического управления объектом, в котором человек выполнял функцию оператора, не внося в процесс управления творческого начала, а лишь исполняя требования инструкций.
Дальнейшее развитие теории автоматического управления позволило перейти от управления устройством к управлению технологическим процессом, а затем выделить два уровня управления производством – технологический (управление технологическими процессами) и организационно-экономический. На организационно-экономическом уровне управления объектом рассмотрения оказался процесс принятия решения, выполняемый человеком - руководителем производства.
В общем случае процесс принятия решения не поддается формализации. Однако оказывается возможным разработать набор типовых решений, из которых человек-руководитель может осуществить эффективный выбор оптимального решения с использованием средств вычислительной техники. Рост сложности задач, повышение требований к оперативности принятия решений приводят к необходимости дальнейшего развития автоматизированного управления в различных предметных областях, в том числе, в области управления предприятием (организацией) и территорией.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.
Актуальность работы заключается в рассмотрении развития информационных технологий в современном обществе и связанных с этим изменений в информационном обществе.
Цель исследования – на основе изучения теоретических аспектов применения информационных технологий в деятельности предприятия предложить пути их совершенствования с целью повышения эффективности управления на примере ОАО «ИнтеГро».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты применения информационных технологий в деятельности предприятия;
- провести анализ применения информационных технологий в управлении предприятием на примере ОАО «ИнтеГро»;
- предложить пути совершенствования информационных технологий с целью повышения эффективности управления в ОАО «ИнтеГро».
Объектом исследования является ОАО «ИнтеГро».
Предметом исследования - применение информационных технологий в деятельности предприятия и пути их совершенствования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, способ сравнения, способ балансовой увязки показателей, табличный способ оформления показателей, статистические методы исследования (метод скользящей средней, группировки) и другие.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых по теме исследования, а также нормативно-правовые и законодательные акты; современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности; монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам; публикации в специализированных изданиях по тематике исследования; данные бухгалтерской отчетности ОАО «ИнтеГро» за 2013-2015 гг.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, изложены цели, задачи, объект, предмет, методы и структура исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты применения информационных технологий в деятельности предприятия.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика деятельности исследуемого предприятия, а также проведена оценка применения информационных технологий в управлении исследуемого предприятия.
В третьей главе предложены мероприятия, направленные на совершенствование информационных технологий с целью повышения эффективности управления на предприятии и рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
В заключение работы сформулированы основные выводы.
В списке использованных источников приведен перечень литературы, изученной в процессе работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и основные составляющие информационных технологий
Основная цель информационной технологии – получение посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатывается оптимальное управленческое решение.
Информационная технология (ИТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, передачу, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск информации и принятие решений по управлению объектом [9, с. 42].
Сбор, передача, обработка, накопление, хранение, актуализация, поиск информации и принятие решений по управлению объектом представляют собой типовые процедуры информационной технологии и составляют ее структуру. Типовые процедуры имеют свои особенности (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Особенности типовых процедур информационной технологии
Процедуры
|
Особенности
|
Сбор и регистрация первичной информации
|
Низкая степень автоматизации
|
Передача информации
|
Отличается способами - почта, каналы связи, транспортные средства
|
Обработка информации - главная процедура
|
Отличается большим разнообразием:
составом и последовательностью операций;
степенью автоматизации;
степенью централизации технологических процессов;
режимами осуществления;
степенью интеграции
|
Хранение и поиск информации
|
Высокая степень автоматизации, наличие большого количества разнообразных форматов хранения данных и видов электронных носителей
|
Анализ и подготовка принятия решений
|
Наиболее сложная и интеллектуальная
|
Информационные технологии могут включать различные классы операции обработки данных: обработка текста, обработка графики, обработка таблиц, баз данных, статистическая обработка, обработка геоданных, видеоданных.
В зависимости от сложившихся в организации традиций применяются информационные технологии различной степени централизации. Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных задач производится в центре обработки информации, роль которого выполняет компьютер-сервер, работающий в сети. Серверы устанавливаются в отраслевых или территориальных вычислительных центрах или на предприятиях (организациях) в специализированных службах – ВЦ, отделах автоматизации и пр. Децентрализованные технологии применяются на локальных (не сетевых) рабочих местах. Такие технологии не используют общих (централизованных) баз данных, но могут иметь средства информационного обмена с другими рабочими местами. Чаще всего используются комбинированные технологии. Для определенных задач рабочее место реализует централизованные технологии, для других – децентрализованные [9, с. 51].
Информационные технологии реализуются в различных режимах:
- Сетевой режим – режим, обеспечивающий обработку данных с использованием удаленных программных и технических средств. Подобный режим возможен при наличии в организации локальной вычислительной сети, часто выхода в глобальные сети. При сетевом режиме доступны к реализации технологии централизованной и распределенной обработки данных.
- Пакетный (фоновый) режим – режим, обеспечивающий обработку данных порциями без вмешательства извне. Пакетный режим реализуется в период, когда высвобождаются ресурсы вычислительной системы. В 80-х годах был основным режимом на вычислительных центрах, в настоящее время часто используется в организациях для выполнения периодичных работ, например, формирования типовых сводок в конце периода.
- Режим разделения времени - режим, обеспечивающий чередование различных процессов обработки данных в одном компьютере-сервере. Ресурсы выделяются разным пользователям циклично на короткие интервалы времени, при этом у пользователя создается впечатление, что вычислительная система занята решением только его задачи.
- Режим реального времени (on line) – режим, обеспечивающий обработку данных в соответствии с динамикой производственного процесса. Примером может служить работа оператора по обслуживанию клиентов в банке, транспортных и туристических агентствах. Системы, обеспечивающие такой режим реализации информационных технологий, сложны и дороги в эксплуатации.
- Интерактивный режим - режим, обеспечивающий обработку данных в системах реального времени при условии вмешательства извне. Вмешательство оформляется в виде транзакций, осуществляющихся в очень короткое время. Примером может являться работа программиста с базой данных, которую использует также оператор для работы с клиентами.
- Диалоговый режим - режим, обеспечивающий обработку данных со скоростью, достаточной для осмысления и реакции пользователя. Примером могут являться операции по учету средств, поступающих от плательщиков коммунальных услуг, услуг связи и пр. [19, с. 84].
Режим реализации информационных технологий может иметь комбинированную характеристику. Например, диалоговый режим может осуществляться как в сетевом, так и в несетевом варианте, как в режиме on line, так и в режиме off line.
В силу того, что Россия вступила в эпоху информатизации последней из развитых стран (90-е гг.) в большинстве случаев информационные технологии, используемые в управлении социально-экономическим объектами, представляют собой совокупность отдельных локальных процессов узко специализированной направленности, не объединенных в единую систему и неимеющих автоматизированного информационного взаимодействия. Однако набирают скорость процессы создания и использования интегрированных информационных технологий.
Интегрированные информационные технологии – это взаимосвязанная совокупность отдельных ИТ с развитым информационным взаимодействием.
При использовании интегрированных информационных технологий достигается согласованное управление объектом, координация функций, доступ многих пользователей к информационным ресурсам, т.е. качественно новый уровень управления. Интегрированные ИТ основаны на многоуровневой информационной модели объекта и использовании промышленных методов и средств построения технологий. Примером могут служить:
- технологии оперативной обработки текущих данных (OLTP- On Line Transaction Processing);
- технологии оперативной обработки аналитических данных (OLAP- On Line Analis Processing), включающие инструменты анализа и поддержки принятия решений;
- технологии управления документами (EDMS – Elektronik Document Management System), обеспечивающие автоматизацию документооборота, делопроизводства и организации управления и др. [19, с. 84].
Рассмотрим составляющие информационных технологий.
Выделяют следующие основные составляющие информационных технологий (одинаково характерные и для автоматизированных информационных систем):
- Техническое обеспечение — это аппаратные средства и средства коммуникациии, обеспечивающие работу ИТ. Как правило, включают персональный компьютер, периферийные устройства, линии связи, сетевое оборудование и т.д. От технического обеспечения зависит главным образом характер сбора и передачи данных.
- Программное обеспечение (ПО) непосредственно реализует функции накопления, обработки, хранения, отображения, поиска и анализа данных, обеспечивает взаимодействие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в прямой зависимости от технического обеспечения.
- Информационное обеспечение представляет собой совокупность проектных решений по видам, объемам, способам размещения и формам организации информации, циркулирующей в ИС.
- Методическое обеспечение - это комплекс нормативно-методических и инструктивных материалов подготовки и оформления документов по эксплуатации технических средств, организации работы специалистов-пользователей и технического персонала. Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Таким образом, организационное и методическое обеспечение увязывают действия персонала по работе с техническими и программными средствами в единый технологический процесс.
- Математическое обеспечение - это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ автоматизированной информационной технологии. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации запасов материальных ресурсов и принятия оптимальных управленческих решений.
- Правовое обеспечение - собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании, внедрении и использовании ИТ.
7. Лингвистическое обеспечение включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИТ, а