Введение
1 Экономическая сущность финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Понятие источников финансирования предприятий и учреждений, их характеристика
1.2 Специфика финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства
2 Исследование практики финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Управляющая компания «Наш дом»
2.1 Порядок расчета основных источников дохода предприятий жилищно-коммунального хозяйства
2.2 Меры государственной поддержки населения во взаимоотношениях с жилищно-коммунальными предприятиями
3 Проблемы финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства в рыночной экономике и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимают важное место в социальной политике государства. Жилищная реформа идет на протяжении более 15 лет, однако ЖКХ остается фактором потенциальной социальной напряженности, оказывая огромное влияние на экономическую ситуацию в стране. Поэтому исследование финансирование предприятий ЖКХ приобретает все более актуальное значение.
Проводимая реформа определила основные тенденции финансирования жилищно-коммунального хозяйства: расширение спектра источников финансирования отрасли, предполагающее помимо средств бюджетов и населения привлечение средств частных инвесторов, в том числе кредитных организаций; обеспечение полного возмещения гражданами – собственниками жилых помещений стоимости жилищно-коммунальных услуг; адресная финансовая поддержка государством социально незащищенных категорий населения посредством предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование институтов развития, инвестиционный потенциал которых направляется, в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной сферы; внедрение разнообразных финансовых инструментов и механизмов финансирования ЖКХ, включающих инфраструктурные облигации, гарантийные фонды ЖКХ, концессионные соглашения и иные.
Несмотря на то, что перечисленные направления развития финансирования ЖКХ осуществляются при одновременном сокращении бюджетного финансирования отрасли, роль последнего остается весьма значительной, в особенности, когда речь идет об обновлении материально-технической базы в коммунальной сфере, финансовой поддержке льготных категорий населения, реализации общественно значимых проектов, связанных, например, с благоустройством городских территорий, утилизацией бытовых и радиоактивных отходов, содержанием дорог, объектов уличного освещения.
В то же время существуют барьеры, препятствующие эффективной работе предприятий сферы ЖКХ:
а) недостаточность финансирования при одновременной необходимости серьезных капитальных вложений. Основным источником финансирования являются платежи населения, что позволяет лишь оказывать услуги по содержанию общего имущества и производить небольшой текущий ремонт. Однако, в связи с тем что аварийность инженерных систем жилых домов, элементов зданий очень высока и при возникновении таких ситуаций требуется срочный ремонт, приходится проводить необходимые ремонтно-восстановительные работы, что требует дополнительных затрат, которые не могут быть возмещены;
б) высокий уровень налогообложения на предприятия сферы ЖКХ;
в) кадровый дефицит. Сфера управления жилой недвижимостью очень сложна и требует привлечения как административно–управляющего персонала (бухгалтеры, инженеры, юристы, экономисты), так и технического (сантехники, строители). Такие специалисты востребованы на рынке и находят себе применение в других, более высокооплачиваемых отраслях. Компаниям, работающим в сфере ЖКХ, платить высокую заработную плату просто не по силам. В связи с этим теряется качество управления, что серьезно сказывается на бизнесе, теряются ресурсы как финансовые, так и материальные;
г) незаинтересованность частного бизнеса в участии в ЖКХ. У управляющих организаций нет стимулов и заинтересованности вкладывать финансовые средства в жилой фонд. И это понятно. Ведь согласно Жилищному кодексу РФ поменять управляющую организацию собственники жилых помещений могут в любой момент;
д) тарифное регулирование. Фактически применяются тарифы, утвержденные органами местного самоуправления, усредненные и не позволяющие учесть индивидуальное состояние каждого дома. Согласно законодательству собственники жилых помещений должны утверждать плату за содержание и ремонт на общем собрании собственников помещений по предложениям управляющей организации, − что практически невыполнимо.
Высокая теоретическая и практическая значимость решения вопросов, связанных с повышением эффективности финансирования ЖКХ, в условиях сокращения дотационности ЖКХ, значительного износа коммунальной инфраструктуры и низкого платежеспособного спроса населения обуславливают актуальность темы исследования.
Цель работы – анализ существующей системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть экономическую сущность финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
б) провести анализ практики финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Управляющая компания «Наш дом»;
в) изучить проблемы финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства в рыночной экономике и предложить пути их решения.
Объектом исследования является предприятие ЖКХ ООО «Управляющая компания «Наш дом»
Предмет исследования – финансирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ.
1. Закон Свердловской области N 89-ОЗ от 15 июля 2005 года "О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области" (в ред. Областных законов от 21.07.2006 N 67-ОЗ, от 06.10.2008 N 80-ОЗ, с изм., внесенными Областным законом от 13.11.2010 N 91-ОЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Агитаев Е.В. Успех реформы ЖКХ – в социальном партнерстве // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №3. - С. 10-13.
3. Агитаев Е.В. Развитие государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №1. - С. 3-11.
4. Алексеев Л.В. Изменение условий предоставления поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №11. - С. 6-10.
5. Алиева Ж.М. Управление проведением операций с объектами жилого фонда // Транспортное дело России. - 2009. - № 6. – С. 66-69.
6. Анестратенко М.Д. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №8. - С. 16-21.
7. Анестратенко М.Д. Федеральные стандарты оплаты жилищного помещения и коммунальных услуг // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №10. - С. 10-24.
8. Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономический советник менеджера. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. – 384 с.
9. Атаманенко С.А., Горобец С.Л. Управляющая организация в сфере ЖКХ. - М.: Феникс, 2012. - 272 с.
10. Башкин Б.В. Внебюджетное финансирование проектов по оснащению приборами учета потребляемых ресурсов в многоквартирных домах // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №6. - С. 38-43.
11. Белова М.В. Взаимодействие органов местного самоуправления, управляющих организаций, собственников жилья // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №8. - С. 7-11.
12. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы. - М.: Приор, 2010. - 256 с.
13. Бычковский И.В. Имущественный комплекс коммунальной инфраструктуры в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы имущественной политики. - 2007. - №3. - С. 43-47.
14. Винокурова В.П., Кислицына Л.В. Особенности механизма финансирования российских предприятий // Финансовый менеджмент. - 2010. - №7. - С. 31-35.
15. Габдрахманов О.Ф. Использование лизинга в системе ЖКХ. - М.: Инфра-М, 2011. - 120 с.
16. Ефимова О.В., Мельник М.В., Бердников В.В., Бородина Е.И. Анализ финансовой отчетности. - М.: Омега-Л, 2012. - 400 с.
17. Звягин В.Е. Страхование жилого фонда – реальная помощь реформе ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №7. - С. 9-12.
18. Зуев М.Г. Разработка программ по выходу коммунальных предприятий на безубыточный уровень работы // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №1. - С. 34-40.
19. Корева О.В. Эффективное управление ЖКХ на основе концессионных соглашений // Управление экономическими системами. - 2006. - №1. - С. 64-68.
20. Коротаев Е.В. Зарубежный опыт управления ЖКХ. Великобритания // Реформа ЖКХ. - 2006. - №6. - С. 15-16.
21. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - Спб.: Питер, 2009. - 576 с.
22. Кривко А.Н. Финансовое состояние как важнейший показатель здоровья предприятия // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №12. - С. 28-34.
23. Крушвиц Л., Шефер Д., Шваке М. Финансирование и инвестиции. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.
24. Кузнецов И.А. К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ // Региональная экономика и управление. - 2007. - №1. - С. 30-24.
25. Кузнецов И.А. Формирование механизма управления Жилищно-коммунальным комплексом на муниципальном уровне: методологический аспект // Социально-экономические явления и процессы. - 2006. - №4. - С. 81-85.
26. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2010. - 552 с.
27. Малков В.Г. Повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №3. - С. 14-16.
28. Малков В.Г. О возможностях изменения механизмов тарифообразования в ЖКХ и теплоснабжении // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №8. - С. 24-25.
29. Михайлов П.Д. Особенности разработки и проблемы реализации инвестиционных программ в жилищно-коммунальном хозяйстве // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №9. - С. 36-40.
30. Моглячев А.В., Ким Е.С. Экономическая оценка последствий пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг на региональном уровне // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №9. - С. 41-44
31. Ротарь Д.Д. Проблемы реализации Закона об энергосбережении вполне решаемы // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №4. - С. 22-23.
32. Рудык Н.Б. Структура капитала корпораций. Теория и практика. - М.: Дело, 2008. - 272 с.
33. Рыжов А.Б. Создание благоприятных условий для деятельности управляющих организаций // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №5. - С. 9-13.
34. Рыжов А.Б. Создание благоприятных условий для деятельности управляющих организаций // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №6. - С. 10-17.
35. Рыжов А.Б. Меры социальной поддержки граждан при реализации государственной политики энергосбережения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №7. - С. 26-30.
36. Ряховская А.Н. Управление жилищным хозяйством в странах Запада // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2010. №5. - С. 66-69.
37. Савельева О.И. Основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №5. - С. 33-42.
38. Савельева О.И. Развитие малого бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве: приоритетные сферы деятельности // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №8. - С. 27-34.
39. Савельева О.И. Основные меры повышения эффективности малого бизнеса в жилищно-коммунальной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №11. - С. 37-45.
40. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2009. - 544 с.
41. Сиваев C.Б., Прокофьев В.Ю., Шакиров Т.А., Гладков Д.Н. Анализ практики привлечения частных операторов в коммунальный сектор // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №1. - С. 24-33.
42. Сиваев С.Б., Дзембак А.И., Хомченко Д.Ю. Основы долгосрочных договорных отношений государственно-частного партнерства в коммунальном секторе // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №6. - С. 38-47.
43. Сиваев С.Б. Модель финансирования капитального ремонта // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №9. - С. 23-35.
44. Сиваев С.Б. Модель финансирования капитального ремонта // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №10. - С. 7-16.
45. Сиваев С.Б. Модель финансирования капитального ремонта // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №11. - С. 11-16.
46. Тимченко В.С. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства: основные направления и пути их решения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №8. - С. 3-6.
47. Турилова К.К. Оценка эффективности инвестиций в модернизацию городских систем теплоснабжения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №5. - С. 21-26.
48. Чалая Ю.Ю. Подходы к формированию государственных (муниципальных) заданий // Бюджет. - 2010. - №12. - С. 34-36.
49. Черненко А.Ф., Башарина А.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Феникс, 2010. - 288 с.
50. Чернышов Д.Н. Кластерная структура организации деятельности ЖКК – возможности инновационного развития // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №4. - С. 16-21.
51. Чибис А.В. Частные инвестиции в коммунальный комплекс: проблемы и перспективы // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №8. - С. 9-14.
52. Фатахетдинова А.И. Реформа и оплата жилищно-коммунальных услуг // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2011. - №8. - С. 15-23.
53. Шкред К.В. Жилищное строительство и реформа ЖКХ. Проблемы и решения // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2008. - № 14. - С. 37-40.
54. Шпилевой П.В. Вопросы финансирования капитальных ремонтов многоквартирных домов // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - №7. - С. 26-27.
55. Шрейбер А.К. Совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством на современном этапе // Управление многоквартирным домом. - 2011. - №2. - С. 15-17.
56. Лютова М., Стеркин Ф. Частников не ждут в коммунальной сфере // Ведомости. - 27.08.2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/3272431/zhkh_bez_partnera?from=newsletter-editor-choice
57. Правительство РФ отложило крупные федеральные инвестиции в ЖКХ до 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ktostroit.ru/news/market/185491/