Введение
Глава 1 Понятие о безопасности товаров и ее значение для потребителя
1.1 Классификация и характеристика показателей безопасности товаров народного потребления
1.2 Методика разработки номенклатуры показателей свойств безопасности товаров
Глава 2 Разработка номенклатуры показателей свойств безопасности товаров
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия. Характеристика направлений деятельности предприятия и выявление проблем предприятия
2.2 Показатели безопасности товаров, контролируемые на исследуемом предприятии
2.3 Разработка номенклатуры показателей безопасности свойств товаров, реализуемых предприятием
Заключение
Список используемой литературы
Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, рубль, FLOPS, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.). В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.
Номенклатура показателей окончательно формируется на этапе проектирования продукции, так как здесь они закладываются в конструкцию. Далее, на этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции (товара), составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной.
Стремление учесть как можно больше показателей в желании максимально полно охарактеризовать продукцию делает задачу проектирования практически нерешаемой. Важно выделять главные показатели, отражающие наиболее существенные потребительские свойства объекта. Также следует иметь в виду, что для определённых условий производства и эксплуатации существуют обязательные к учёту показатели. В основном это касается безопасности, когда минимально приемлемый уровень требований устанавливают нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, такие как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и другие. Также, если продукция предназначается для реализации отдельным гражданам или каким-то образом может быть им продана, то она должна удовлетворять дополнительным требованиям, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В этом и заключается актуальность темы исследования.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Константа» - магазин строительных и отделочных материалов в г. Н. Новгород.
Предметом исследования является безопасность товаров ООО «Константа».
Целью исследования является проведение анализа безопасности товара ООО «Константа».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты безопасности товаров и ее значения для потребителей;
- проанализировать безопасности товаров на ООО «Константа»;
- разработать номенклатуру показателей безопасности свойств товара, применяемых на ООО «Константа».
Глава 1 Понятие о безопасности товаров и ее значение для потребителя
1.1 Классификация и характеристика показателей безопасности товаров народного потребления
Показатель безопасности — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.
К показателям предъявляются следующие требования:
- монотонная связь с качеством при условии постоянства остальных показателей;
- простота определения, измерения и контроля;
- наглядность отображения свойств объекта или процесса;
- соответствие рассматриваемым свойствам;
- хорошая чувствительность к изменению этих свойств;
- устойчивость к случайным помехам.
Классификация показателей
- По месту в жизненном цикле
- Прогнозируемые
- Проектные
- Производственные
- Эксплуатационные
- По потребительским свойствам
Для наглядности и удобства все показатели обычно делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая — технические. С другой стороны, при решении практических задач это облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.
2.1. Технические показатели
2.1.1. Показатели назначения (функциональные требования). Характеризуют способность продукции эффективно выполнять свою функцию. Их можно разделить на следующие группы:
- требования производительности. Включают показатели необходимой мощности, грузоподъемности, развиваемой скорости и другие, которые характеризуют выполняемую функцию;
- требования эффективности. Характеризуют степень эффективности использования изделия по назначению, например, показатели энергетические (КПД, потери), кинематические (точность перемещения), силовые (стабильность нагрузки) и т. п.;
- конструктивные требования. Характеризуют достоинства выбранной конструкции, например, масса и габариты;
2.1.2. Показатели надёжности. Состоят из сочетаний следующих свойств:
- безотказности;
- долговечности;
- ремонтопригодности;
- сохраняемости;
2.1.3. Показатели эргономичности. Характеризуют социальные свойства продукции как части человеко-машинной системы: сохранение здоровья людей посредством повышенного удобства эксплуатации (соответствие антропометрическим, социально-психологическим, психологическим, психолого-физиологическим и гигиеническим показателям), всестороннее развитие человеческой личности.
2.1.4. Многофункциональность. Возможность применять изделие для выполнения различных работ и видов деятельности.
2.1.5. Показатели безопасности. Характеризуют исключение возможных несчастных случаев при нормальной и неквалифицированной работе, при случайных действиях человека и воздействии внешней среды, в аварийных и экстремальных ситуациях, а также в процессе изготовлении изделия (на обычном и, особенно, опасном производстве). Виды безопасности: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная;
2.1.6. Показатели экологичности. Характеризуют приспособленность изделия к сосуществованию с окружающей природой и средой обитания живых организмов, к обмену с ними энергией (например, отдача в окружающее пространство тепла), веществом (например, засорение среды продуктами износа, утечками смазочных масел) и сигналами (например, издавание свиста, шума);
2.1.7. Показатели эстетичности. Характеризуют проявление прекрасного во внешних образах изделия: информационная выразительность, рациональность формы, совершенство исполнения, стабильность товарного вида, целостность вида;
2.1.8. Показатели утилизации. Характеризуют способы ликвидации изделия по завершении его эксплуатации во время демонтажа и собственно утилизации;
2.1.9. Проектно-технологические показатели. Характеризуют эффективность технических решений. Включают следующие показатели:
- уровни стандартизации, унификации и преемственности;
- показатели технологичности. Характеризуют возможность выпуска изделия (изготовления и сборки с заданным уровнем качества) с наименьшими производственными затратами и в кратчайшие сроки;
- показатели транспортабельности. Характеризуют свойство изделия с минимальными затратами перемещать его в пространстве (внутри производственных цехов, от производителя к продавцу и, далее, к потребителю), например, средняя продолжительность разгрузки партии продукции из вагона, максимально возможное использование емкости транспортного средства;
- показатели сохраняемости. Характеризуют способность изделия не зависеть (быть защищенной) от неблагоприятных воздействий внешней среды (климатических, случайных или преднамеренных);
2.1.10. Патентно-правовые показатели. Характеризуют патентную чистоту (степень использования технических решений, не подпадающих под действие патентов РФ и стран предполагаемого экспорта) и патентную защиту продукции (степень защиты патентами РФ и стран предполагаемого экспорта).
2.2. Экономические показатели
2.2.1. Прибыль производителя и продавца продукции;
2.2.2. Себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;
2.2.3. Цена продукции. Различается на оптовую и розничную;
2.2.4. Эксплуатационные расходы потребителя продукции. В общем случае складываются из следующих статей:
- стоимость потребляемой энергии, количество и эффективность её использования (например, КПД продукции);
- стоимость расходуемых материалов (например, смазка, элементы питания), запасных деталей и инструмента;
- стоимость обслуживания: плата за обучение правилам эксплуатации изделия, обслуживающему персоналу, охране и т. п.;
- стоимость ремонта и утилизации: оплата специалистов-ремонтников и гарантийных мастерских, демонтажа изделия и его вывоз на свалку или перерабатывающий завод;
- различные отчисления: страховые, оплата налогов, плата за вредные выбросы и другие [6, c. 45].
- По применению для оценки
- Базовые (абсолютные), имеющие физический смысл. Например, показатель мощности характеризуется мощностью Р;
- Относительные, например, рентабельность.
- По количеству характеризуемых свойств
- Единичные показатели, когда качество является функцией одного параметра. Например, показатель мощности Р;
- Комплексные (в том числе относительные) показатели, объединяющие ряд свойств, каждое из которых описывается своим параметром. Позволяют получить новые характеристики. Например, показатель удельной мощности, равный отношению мощности системы к её массе. Такой показатель формально является целевой функцией и позволяет сократить число первоначально рассматриваемых показателей (максимум мощности и минимум массы);
- Интегральные показатели, объединяющие ряд комплексных показателей.
- По возможности оценки
- Формализованные показатели. Имеют количественную оценку, выраженную неким численным значением;
- Неформализованные показатели. Имеют качественную оценку субъективного характера (например, максимум удобства, красоты). С целью повышения степени объективности таких показателей и возможности получения численной оценки широко применяют экспертные оценки.
Таким образом, показатель безопасности – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Существует несколько классификаций показателей безопасности товаров: по месту в жизненном цикле, по потребительским свойствам, по применению для оценки, по количеству характеризуемых свойств, по возможности оценки.
1.2 Методика разработки номенклатуры показателей свойств безопасности товаров
Под номенклатурой показателей свойств безопасности товаров (ППК) понимается перечень показателей, подразделяемых на связанные уровни, используемых при оценке качества товара. Номенклатура в зависимости от объема и принадлежности может быть: типовой, развернутой, конкретной.
Типовая номенклатура – разрабатывается специалистами для всей совокупности товаров, включает 7 групп основных потребительских свойств, типовые комплексные показатели.
Развернутая номенклатура – используется для характеристики качества групп товаров, имеющих одно название, одинаковые или близкие функции и сходные показатели. Она представляет собой перечень показателей качества товаров данной группы, включая совокупность комплексных и единичных показателей.
Конкретная номенклатура - (номенклатура показателей безопасности конкретного товара) используется для характеристики качества отдельного конкретного товара. Это наиболее детальная и полная разновидность номенклатуры, позволяющая оценивать реальное качество данного товара.