Введение
1 Научные разработки отечественных и зарубежных исследователей в рамках повышения надежности цепей поставок
2 Повышение надежности управления цепей поставок на основе системного подхода
Системный подход: сущность, принципы, роль, значение
3 Проблематика и влияние комплекса мер системного и процессного подходов на повышение надежности и эффективности логистических цепей
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. В современной экономике одним из базовых конкурентных преимуществ любой организации является способность быстро и качественно удовлетворять запросы потребителей или покупателей в соответствии с их требованиями. Важнейшим инструментом в процессе достижения данной цели является логистическая направленность деятельности организации в целом, поскольку именно формирование эффективно действующей логистической системы на предприятии, позволяет осуществить доставку необходимых потребителю товаров в нужное место, время, в необходимом количестве, требуемого качества и с наименьшими затратами.
Однако сочетание неблагоприятных внешних факторов, например, колебания цен, произвольное увеличение партий поставок, отклонение от плановых сроков и объемов производства и прочих, приводит к сбоям или отказам в цепи поставок (ЦП), а, следовательно, к снижению надежности поставок и увеличению издержек.
Следовательно, важность повышения надежности как одной из важнейших характеристик эффективности функционирования цепей поставок является очевидной. Несмотря на очевидную необходимость повышения надежности цепей поставок, число компаний, которые уделяют должное внимание данному вопросу, пока еще незначительно. Отечественные и зарубежные специалисты по логистике и управлению цепями поставок (УЦП) отмечают возросшую уязвимость цепей поставок. Это связано с тем, что логистические системы и цепи поставок становятся сложнее, а чем сложнее система и чем выше степень ее внутренней связанности, тем более она подвержена воздействию неуправляемых событий.
Поэтому изначально бизнес должен быть готов к снижению возможных последствий от подобного рода возмущений и повышению надежности и устойчивости собственной цепи поставок. Недостаточное внимание проблеме повышения надежности и устойчивости цепей поставок может привести не только к краткосрочным финансовым потерям, но и к ухудшению общего восприятия цепи поставок рынком, что в конечно счете приводит к снижению капитализации компании и негативно отражается на результатах операционной деятельности. Особенную важность, по нашему мнению, имеет проблема повышения надежности снабженческой деятельности компании.
Снабжение является комплексной логистической функцией, охватывающей бизнес-процессы планирования, закупок, управления запасами, транспортировки, получения, входного контроля качества и управления отходами. Ввиду многостороннего характера снабженческой деятельности, тесного взаимоотношения с поставщиками и взаимодействия с другими отделами компании возникает необходимость в разработке новых методов планирования, повышающих надежность поставок в снабжении. Вышеперечисленными обстоятельствами определяются актуальность исследования в области развития методов и моделей повышения надёжности цепей поставок в снабжении.
Степень проработанности проблемы. По надежности цепей поставок написаны множество работ отечественных и зарубежных ученых. Анализ этих работ показал наличие следующих проблем:
− несмотря на то, что теория и методология управления надежностью, безопасностью и устойчивостью цепей поставок в основном сформировались, в настоящее время отсутствует единство в определении понятий, подходов и трактовок надежности цепей поставок;
− отсутствуют как классификация методов повышения надежности цепей поставок, связанная с их основными свойствами, так и классификация моделей оценки и обеспечения надежности операций в цепях поставок;
− в недостаточной степени разработаны комплексные модели оценки и обеспечения надежности цепей поставок, т.е. модели, охватывающие несколько смежных бизнес-процессов;
− отдельные вопросы являются недостаточно изученными, в частности, проблема и методы расчета потребности в запасных частях, основанные на теории процессов восстановления, требуют своего исследования
Актуальность темы заключается в необходимости существования надежности в цепях поставок, рассматриваемая через системный и процессный подходы.
Целью работы является рассмотрение понятия надежности логистической системы на основе принципов системного подхода.
Задачи:
- Проанализировать научные разработки отечественных авторов по проблеме повышения надежности цепей поставок
- Рассмотреть сущность, принципы, и роль системного подхода в управлении цепями поставок
- Изучить проблематику и влияние комплекса мер системного подхода на повышение надежности и эффективности логистических цепей.
- Предложить пути повышения надежности логистических систем.
Предмет исследования: инструменты повышения надежности логистики и управления цепями поставок.
Теоретической и методологической основой являются фундаментальные и прикладные разработки в области экономической теории, теории управления, логистики и управления цепями поставок, теории управления бизнеспроцессами, системного, логистического и экономического анализа, исследования операций, теорий вероятностей, надежности технических систем, массового обслуживания, методы логического анализа и синтеза, научной классификации, математической статистики и др. Были использованы материалы периодической научной и справочной литературы, монографий, справочников, результаты научно-практических конференций и электронных изданий.
Информационной базой исследования являются: данные официальной статистики; материалы периодических научных и изданий; результаты научно-практических конференций и электронных изданий; прикладные и фундаментальные исследования в области управления цепями поставок; материалы по теме диссертации, собранные лично автором при проведении исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном решении организационных и методических проблем управления надежностью цепей поставок в логистике снабжения, разработке рекомендаций по оптимизации отдельных бизнес-процессов в логистике снабжения.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные в работе подходы, методы и алгоритмы ведут как к повышению надежности цепей поставок в целом, так и их отдельных бизнес-процессов, а применение этих методов на практике позволит снизить логистические затраты и повысить эффективность бизнес-процессов.
1 Научные разработки отечественных и зарубежных исследователей в рамках повышения надежности цепей поставок
В две последние декады XX века в развитых экономически странах во многих отраслях бизнеса вследствие непрерывного улучшения технологий производства сложилась такая ситуация, при которой себестоимость продукции достигла своего минимума. В этой связи для обеспечения конкурентных преимуществ появилась потребность в новой концепции управления бизнесом – управление цепями поставок.
Термин «управление цепями поставок» (Supply Chain Management) впервые был предложен системным интегратором «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Arthur Andersen» в начале 1980-х годов, а появление концепции связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», опубликованной в 1982 году, в которой авторы определили управление цепями поставок как материальный поток, идущий через каналы распределения от поставщика к конечному покупателю, выделяя главную идею в том, что цепь поставок должна быть неделимой, а её оптимизация должна вестись с учётом требований всех её участников.
Существует большое количество определений термина «управление цепями поставок», но общепризнанной в США и Европе является трактовка этого термина, данная в 1998 г. Советом логистического менеджмента: «Управление цепями поставок – это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного потребителя и охватывающих всех посредников и поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».
Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы.
Количество ключевых бизнес-процессов в цепях поставок также является вопросом для обсуждения. Ссылаясь на мнение Дж. Стока и Д. Ламберта, управление цепями поставок есть управление восемью ключевыми бизнес-процессами: взаимодействие с потребителем, обслуживание потребителей, управление спросом, выполнение заказов, управление производственным потоком, снабжение, разработка продукции и доведения ее до коммерческого использования, управление возвратными потоками.
Джеффри Г. Шатт рассматривает следующие бизнес-процессы цепочки поставок: закупка, получение, изготовление, перемещение, хранение, продажа и поставка. В SCOR-модели рассматривается пять ключевых бизнес-процессов: планирование (plan), снабжение (source), производство (make), поставка (deliver) и возврат (return).