Введение
Глава I. Теоретические основы внутриорганизационного имиджа организации
- Сущность и содержание имиджа организации
- Процесс формирования внутриорганизационного имиджа
Глава II. Исследование внутриорганизационного имиджа организации (на примере компании «Уютные окна»)
2.1. Общая характеристика и структура организации
2.2. Специфика внутриорганизационного имиджа компании «Уютные окна»
Глава III. Пути совершенствования внутриорганизационного имиджа компании «Уютные окна»
3.1. Проблемные аспекты внутриорганизационного имиджа компании
3.2. Способы совершенствования внутриорганизационного имиджа компании
Заключение
Список литературы
Исследование проблемы имиджа организации г приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость. Это связано с теми изменениями и нововведениями, которые происходят в экономической, политической и других сферах жизни нашего общества в процессе развития рыночных отношений. Понятие «имидж» является важным для многих сфер практической деятельности: политики, журналистики, рекламы, маркетинга, менеджмента и др.
Позитивный имидж - неоценимый капитал любой компании. В бизнесе он оборачивается ростом ее доходности, способствует появлению новых и сохранению старых клиентов, привлекает профессиональные кадры, влияет на их мотивацию и приверженность организации.
В начале XXI века в эпоху глобализации многие компании испытывают заметное ухудшение и ослабление корпоративного имиджа. Компании столкнулись с такими острыми проблемами, как утечка конфиденциальной информации, ослабление корпоративной философии вследствие расширения их международной деятельности, с давлением со стороны экологических организаций в связи с ухудшением состояния окружающей среды и влиянием других факторов.
Негативный имидж компании отрицательно сказывается не только на ее деятельности, но и на состоянии экономики и политики страны в целом. Уменьшается степень социальной ответственности компании перед обществом, сокращаются ресурсы, выделяемые ею на развитие социальных проектов, ухудшается качество товаров и обслуживания, и как следствие, снижается лояльность потребителей по отношению к производителям продукции. Все это ведет к упадку жизненно важных для всего общества отраслей экономики и ослаблению мощи государства.
К пониманию необходимости серьезных инвестиций в свой имидж пришли не только иностранные, но и российские компании.
Объект настоящего исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе диагностики и проектирования внутрикорпоративного имиджа организации.
Предмет исследования – процесс диагностики и проектирования внутрикорпоративного имиджа организации.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности внутрикорпоративного имиджа организации (на примере компании «Уютные окна».
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить теоретические основы внутриорганизационного имиджа организации; 2) провести исследование внутриорганизационного имиджа организации (на примере компании «Уютные окна»); 3) предложить пути совершенствования внутриорганизационного имиджа компании «Уютные окна».
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы внутриорганизационного имиджа организации
- Сущность и содержание имиджа организации
Создание имиджа организации является неотъемлемой частью существования каждой организации. Независимо от того, что это - транснациональная компания или небольшая фирма, четкий имидж организации необходим для общения с покупателями, клиентами и многочисленными составляющими этой организации.
Корпоративный, или организационный имидж - это образ организации в представлении групп общественности. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Он облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций.
Особое значение имидж имеет для крупных или хорошо известных организаций. Такая организация - на виду общественности и в центре внимания СМИ. Поэтому крупные компании неравнодушны к своей репутации. - они постоянные фигуранты рейтингов, составляемых СМИ, финансовыми аналитиками, консультантами и просто потребителями»[1].
Имидж фирмы складывается из многих компонентов - от рекламы до оформления помещения и работы с посетителями. Имидж является конечным продуктом всей деятельности фирмы.
Имидж организации складывается из нескольких компонентов, корреллирующих с философией и миссией компании, корпоративной культурой. Он может быть разделен на внешний и внутренний имидж. Внешний имидж складывается из общественного мнения о компании (восприятие компании обществом). Он формируется:
-Качеством продукта;
-Рекламой;
-Внешний PR- деятельностью и акциями;
-Отношениями с властью;
-Общественной деятельностью;
-Отношением персонала к работе и его внешний вид;
-Связями с инвесторами;
-Связями со СМИ.
Внутренний имидж - это атмосфера внутри компании, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководителям и политике компании (преданность сотрудника своей фирме)[2]. Он формируется:
-Кадровой политикой компании
-Коммуникационной политикой
-Ориентацией и тренингами сотрудников
-Системой поощрений и санкций сотрудников.
Создание положительного имиджа - нечто большее, чем просто хорошая рекламная компания, это - сложный и многосторонний план, все части которого взаимосвязаны и взаимозависимы. К элементам имиджа относятся название, логотип, ежегодные отчеты организации, дресс - код и униформа сотрудников, рекламные носители, в тов, числе транспорт и представительские сувениры, упаковка и пр. Создание характерного образа организации должно тщательно планироваться.
Понятие «имидж» - социально-психологическая категория, включенная в систему социального познания. Полагаем, что «имидж» - сложившийся (сформированный) в группе действенный, эмоционально-окрашенный образ объекта, наделенный определенными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых перцептивных свойствах конкретного объекта, обладающих социальной значимостью для воспринимающего. «Имидж» характеризуется как прагматичный, информативный, вариабельный, целостный, открытый, выразительный, активный, ему присущ стереотипный характер, формируется для социальной группы в соответствии с ее ожиданиями. Основными функциями имиджа организации определены следующие: позиционирование организации; формирование положительного отношения к объекту имиджирования; иллюзорная» функция; коммуникативная функция; побуждение к действиям; достижение поставленных целей и задач[3].
Критерии оценки имиджа организации отличаются у представителей групп различной социальной принадлежности: для группы «работники» - культура организации, социально-психологический климат и социальное обеспечение; для группы «партнеры» - надежность и престиж фирмы, лояльность, фирменный стиль; для группы «потребители» - качество продукции/услуги и известность, порядочность предприятия, дизайн продукта; для группы «руководители» - стабильность фирмы, репутация, престиж, опыт работы с организацией, удобное расположение фирмы, индивидуальный подход[4]. На наш взгляд, представленные характеристики можно считать имиджевыми.
- Процесс формирования внутриорганизационного имиджа
В связи с нарастающей конкуренцией на рынке труда произошли значительные изменения в системе мотивации работников: наблюдается тенденция смещения акцента с материальной составляющей. Несомненно, степень материального вознаграждения занимает лидирующую позицию в системе приоритетов, однако дистанция между количественным стимулированием и качественным постепенно сокращается. Тем не менее, удовлетворение всех выше перечисленных факторов не обеспечит стопроцентно успешный внутренний имидж компании. Это обусловлено тем, что имидж на 50% состоит из внутреннего «устройства» организации, сложившегося у каждого человека, взаимодействующего в системе «человек – организация». Под внутренним устройством мы понимаем соответствие между обещаниями менеджера по персоналу на первичном собеседовании, с теми условиями труда и возможностями, которые готова предоставить организация для личностного становления и развития новоприбывшего сотрудника. Редко можно встретить компанию, на первичном собеседовании в которой рассказывают, какие страшные испытания ждут человека на протяжении всей его работы, как ничтожно мало ему будут платить, а выполнять он будет такой объем работы, который едва помещается в три должностные инструкции сотрудников разных отделов. Однако рынок труда настолько разнообразен, что и такие случаи имеют место быть на сегодняшний момент. Бесспорно, модель поведения сотрудника, проводящего собеседование, в значительной степени предопределяет мнение кандидата о стиле работы компании в целом. На оставшиеся 50% имидж организации складывается из эффективности внутренних коммуникаций, то есть из того, насколько прозрачна информация обо всех процессах развития сотрудников и насколько они соответствуют их ожиданиям. Таким образом, можно говорить о двух направлениях деятельности, которые позволяют сформировать позитивный внутренний имидж компании[5].