Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы маркетинговых исследований потребительского рынка
1.1. Понятие потребительского рынка
1.2. Сущность и порядок проведения маркетингового исследования потребительского рынка
1.3. Этапы и структура маркетинговых исследований рынка
Глава 2. Проведение маркетингового исследования рынка макаронных изделий в городе Липецке
2.1. Исследование рынка макаронных изделий г.Липецка
2.2. Анализ потребительских предпочтений
2.3. Позиции основных игроков на рынке
2.4. Направления совершенствования маркетингового исследования продукции ПАО «Лимак» на рынке макаронных изделий
Заключение
Список использованных источников и интернет-ресурсов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Маркетинговое исследование – систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование представляет собой комплексное исследование. Так, комплексное исследование включает такие понятия – рынок, потребитель, конкурент. Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во много определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом.
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах:
- Оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени.
- Получение их прогнозных значений.
Предприятие (или лицо) проводимое маркетинговое исследование самостоятельно или на заказ, должно получить информацию: 1) что продавать и кому; 2) как продавать и стимулировать продажи. Эта информация имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования смогут предопределить изменение целей деятельности компании.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара (товаров), характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных, а также в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию.
Сущность маркетинга как концепции ориентации любой деятельности на потребителя, реализуется, во-первых, при стратегическом планировании, во-вторых, при разработке положений об отделах предприятия и, в-третьих, при решении комплекса вопросов по реализации изготовленного товара.
Маркетинг - это основная точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества. Эффективность этого процесса зависит в большей части от доступности постоянной информационной обратной связи от рынка к фирме, что позволяет последней судить о существующем положении и оценить возможности новых (модифицированных) действий.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной в настоящее время.
Предмет исследования – основы маркетингового исследования потребительского рынка.
Объект исследования – программа маркетингового исследования рынка макаронной продукции.
Цель работы – анализ основ маркетингового исследования потребительского рынка на примере рынка макаронной продукции города Липецка.
В круг задач курсовой работы входят следующие положения:
- рассмотреть основы организации маркетинговых исследований: понятие и порядок проведения маркетинговых исследований:
- отразить организацию проведения маркетинговых исследований, включая этапы и структуру;
- исследовать рынок макаронной продукции на территории города Липецка;
- проанализировать предпочтения потребителей;
- выявить позиции основных игроков на потребительском рынке;
- определить направления совершенствования маркетингового исследования продукции ПАО «Лимак» на рынке макаронных изделий.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, опрос, графический.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных ученых Н.К. Моисеевой, Ю.П. Анискина, Е.П. Голубкова, Ю.В. Пустынниковой и др., посвященные проблеме маркетингового исследования потребительского рынка.
Глава 1. Теоретические и методологические основы маркетинговых исследований потребительского рынка
1.1. Понятие потребительского рынка
Важнейшим атрибутом современной системы является потребительский рынок, эффективное развитие которого в современных условиях есть одно из наиболее важных проблем развития рыночной экономики. Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства. Вместе с тем он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей. Показатели его развития являются значительными индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом.
В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения.
Потребительский рынок как совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами по поводу движения продуктов труда и денег отражает экономические интересы субъектов рыночных отношений, проявляющиеся в процессе обмена потребительскими товарами. Рынок полиструктурен и характеризуется объемом, характером субъектов, мерой конкурентоспособности и характером продаж.
Национальный потребительский рынок и его региональные блоки превосходят другие виды товарных рынков по сложности и многообразию функций. Региональные потребительские рынки представляют собой одну из основных частей региональной экономики, обеспечивающей удовлетворение многообразных потребностей населения региона.
Понятие «потребительский рынок» в современной экономической литературе появилось в начале 90-х гг. Так, Шнипер Р.И и Новоселов А.С. определили потребительский рынок как «территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения».
Потребительский рынок, рассматриваемый в широком смысле, трактуется как совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, с одной стороны и их потребителями, с другой.
Потребительский рынок - это особая сфера общественных отношений, которая носит межотраслевой характер, связанная с удовлетворением потребителями своих нужд, обусловленных заказом, приобретением, использованием (работ, услуг), как в личных, бытовых целях, так и в интересах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребление - это использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное.
В зависимости от вида потребляемых благ различаются потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг. По способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным и коллективным. Потребление органически связано с производством, распределением и обменом. Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь, потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
Потребительский рынок представляет собой систему экономических отношений и форму обмена товарами и услугами, направленную на максимальное удовлетворение платежеспособного спроса населения, обеспечение сбалансированности интересов потребителей и товаропроизводителей, входящих в состав потребительского комплекса.
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляет собой взаимодействие объективно существующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. Функционирование потребительского рынка определяется следующими взаимосвязями: между потребностями населения региона и производством; между спросом и предложением на рынке; между показателями уровня дифференциации доходов и характером потребления; между текущим потреблением и накоплением и другими субъектами потребительского рынка выступают товаропроизводители потребительских благ и услуг и их потребители (население, потребители из других регионов страны и зарубежные граждане), а также организации и предприятия, приобретающие товары потребительского назначения в порядке мелкого опта.