Введение
1. Покупатели как важный фактор деятельности предприятия
1.1. Теоретические подходы к понятию покупатель
1.2. Классификация покупателей
1.3. Поведение потребителей
2. Факторы, влияющие на поведение покупателей в торговой точке
2.1. Характеристика торговой точки
2.2. Оценка поведения покупателей в торговой точке
2.3. Анализ использования факторов, влияющих на покупателей в торговых точках города Иркутска
3. Повышение эффективности использования факторов влияющих на поведение покупателей в торговой точке.
3.1. Направления повышения эффективности использования факторов влияющих на поведение покупателей в торговой точке
3.2. Оценка экономической эффективности
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Состояние и динамика потребительского поведения покупателей представляется многим исследователям как важное условие роста внутреннего спроса и экономической стабильности в обществе. На него возлагают определенные надежды внутренние и внешние инвесторы при выборе выгодных объектов вложения капиталов. При этом поведение потребителей всегда обусловлено различными экономическими и неэкономическими факторами.
Многие специалисты отмечают необходимость рассмотрения системы факторов, влияющих на покупателей в торговых точках для того, чтобы выявить особенности состояния и динамики потребительского поведения домохозяйств в, оценить его возможности с позиции потреитля и торгвой точки, а также сформулировать необходимые условия для стабильного и сбалансированного их взаимодействия.
Экономическая наука всегда придавала большое значение теории потребительского поведения. В западной экономической науке сохраняют свое значение выводы и положения теории потребительского поведения, разрабатывавшиеся в рамках классического и неоклассического подходов, а также в кейнсианском и посткейнсианском направлениях, в русле институциональных и неоинституциональных теорий. С учетов вышеизложенного можно отметить актуальность выбранной темы работы.
Целью написания данной работы является выработка направлений повышений эффективности использования факторов влияющих на поведение покупателей в торговой точке.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к понятию покупатель;
- рассмотреть классификацию покупателей;
- изучить поведение потребителей;
- провести оценку поведения покупателей в торговой точке ;
- провести анализ использования факторов, влияющих на покупателей в торговых точках города Иркутска;
- выделить направления повышения эффективности использования факторов влияющих на поведение покупателей в торговой точке ;
- провести оценку экономической эффективности.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на поведение покупателей в торговой точке. Объектом исследования выступают торговые точки города Иркутска.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения современной теории потребительского поведения домашних хозяйств, институциональной экономики, теории «поведенческой экономики», концепций «бихевиористского маркетинга», труды зарубежных и латвийских экономистов по проблемам взаимосвязи «доходы - расходы», обследования бюджетов домашних хозяйств, потребительских предпочтений и факторов их определяющих.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения современной теории потребительского поведения, институциональной экономики, теории «поведенческой экономики», труды экономистов по проблемам потребительского поведения, потребительских предпочтений и факторов их определяющих.
1.Покупатели как важный фактор деятельности предприятия
1.1. Теоретические подходы к понятию покупатель
В современных исследованиях существуют различные подходы к понятию «покупатель».
Покупатель - это субъект, заказывающий, имеющий намерение приобрести или приобретающий нужный ему товар или услугу для удовлетворения потребительских потребностей за деньги и имеющий статус физического или юридического лица.
Покупатель - это частное лицо либо официальная организация, приобретающие необходимые им товары или услуги за наличные деньги или в форме безналичного расчета, при этом приобретение товаров и услуг происходит с целью удовлетворения запросов потребителей. Ключевым моментом в определении покупателя является получение товара и услуг именно на возмездной основе.
Покупатель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
Покупатель - это человек (в т. ч. физ. лицо) или организация (в т. ч. юридическое лицо), осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги. Покупатель на возмездной основе, то есть за деньги, приобретает товары или услуги для удовлетворения потребностей потребителя. Одними из ключевых моментов являются оплата именно за деньги (в наличной или безналичной форме) и получение товара или услуги.
Покупатель - это юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.
Таким образом, покупатель – это субъект рынка, использующий продукты или услуги для удовлетворения своих собственных потребностей. Это субъект рынка, принимающий решение о покупке.
При этом следует отличать покупателя от потребителя. Потребитель - это человек или организация, использующие товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
Потребители - отдельные граждане, семьи, фирмы, общественные организации и государственные учреждения, которые испытывают различные нужды и обладают определенными потребностями.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребность - это ключевое слово в работе с потребителем. Все рекламные кампании так или иначе обращаются к потребностям человека, начиная от базовых (сон, еда, безопасность) и заканчивая высшими (например, потребность в признании и самореализации). Для успешной продажи товара нужно четко представлять потребности потенциального потребителя.
Покупатель - это человек или организация, осуществляющий(-ая) оплату деньгами и являющий(-ая)ся приобретателем товара или услуги.
Таким образом, потребитель и покупатель это разные статусы субъекта, определяющие его правовое положение. Покупатель может приобретать товар не только с целью личного использования. Могут быть и другие цели. Например, перепродажа с прибылью или попытка таким образом создать на рынке дефицит этого товара.
Отношения потребителей с продавцами товаров и услуг регулируются специальным законом о защите прав потребителей, а отношения покупателей с продавцами – гражданским законодательством.