ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
- Понятие и сущность кадровой политики
- Виды кадровой политики
ГЛАВА II. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НА ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АГЕНТСТВО ПУТЕШЕСТВИЙ»)
2.1. Организационная характеристика ООО «Агентство путешествий»
2.2. Особенности кадровой политики в ООО «Агентство путешествий»
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1. Проблемы аспекты кадровой политики на туристическом предприятии
3.2. Пути совершенствования кадровой политики на туристическом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях реформирования экономики и социально-трудовой сферы, возникает необходимость применения адекватных и гибких подходов к управлению трудовыми ресурсами. Следствием этого является объективный научный интерес к поиску инструментария, позволяющего объективно оценить функционирование системы управления персоналом, разработать и реализовать социально-ориентированную кадровую политику.
Главной целью кадровой политики является создание системы управления персоналом, базирующейся не на административных методах, а на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в достижении высокой производительности труда и повышении эффективности производства.
Во многих организациях отсутствует кадровая политика, целенаправленно проводимая в отношении персонала. Острейшей проблемой становится разработка кадровой политики, ориентированной на стратегические цели организации и приоритет социальных ценностей.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с кадровой политикой на туристическом предприятии.
Предмет исследования – кадровая политика в ООО «Агентство путешествий».
Цель работы – охарактеризовать особенности разработки кадровой политики на туристическом предприятии (на примере ООО «Агентство путешествий»).
Достижение указанных целей представляется возможным с помощью следующих задач:
1) рассмотреть кадровую политику как инструмент управления предприятием;
2) охарактеризовать особенности кадровой политики на туристическом предприятии (на примере ООО «Агентство путешествий»);
3) проанализировать проблемные аспекты кадровой политики на туристическом предприятии и способы их преодоления.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
- Понятие и сущность кадровой политики
Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы[1].
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Кадровая политика не всегда четко обозначена и представлена в виде документа, однако, независимо от степени выраженности, она существует в каждой организации.
Формирование кадровой политики начинается с выявления потенциальных возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений работы с персоналом, которые должны быть усилены для успешной реализации организационной стратегии.
На формирование и развитие кадровой политики влияют внешние и внутренние факторы.
Факторы внешней среды — те, которые организация как субъект управления не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К ним относятся:
- ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами);
- тенденции экономического развития;
- научно-технический прогресс (характер и содержание труда, который оказывает влияние на потребности в тех или иных специалистах, возможности переподготовки персонала);
- нормативно-правовая среда (т.е.те «правила игры», которые установлены государством; трудовое законодательство, законодательство в области охраны труда, занятости, социальные гарантии и т.д.).
Факторы внутренней среды — это факторы, которые поддаются управляющему воздействию со стороны организации. К ним можно отнести:
- цели организации (на их основе формируется кадровая политика);
- стиль управления (жестко централизована или предпочитающая принцип децентрализации — в зависимости от этого требуются разные специалисты); финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом);
- кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации, с правильным распределением обязанностей между ними, что является источником эффективной и стабильной работы);
- стиль руководства (все они не в одинаковой мере влияют на проведение определенной кадровой политики)[2].
Направления кадровой политики
Направления кадровой политики совпадают с направлениями кадровой работы в конкретной организации. Другими словами, направления кадровой политики конкретной организации соответствуют функциям системы управления персоналом, действующей в этой организации. В качестве примера рассмотрим характеристики основных направлений кадровой политики.
Рис. 1.1. Направления, принципы и характеристика
Направления
|
Принципы
|
Характеристика
|
1. Управление персоналом организации
|
Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей (основной)
|
Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации
|
2. Подбор и расстановка персонала
|
Принцип:
1. соответствия
2. профессиональной компетенции
3. практических достижений
4. индивидуальности
|
1. Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека
2. Уровень знаний, соответствующий требованиям должности
3. Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных)
4. Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль руководства
|
3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности
|
Принцип:
1. конкурсности
2. ротации
3. индивидуальной подготовки
4. проверки делом
5. соответствия должности
6. регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей
|
1. Отбор кандидатов на конкурсной основе
2. Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе
3. Эффективная стажировка на руководящих должностях
4. Степень соответствии кандидата на должность в настоящий момент
5. Оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п.
|
4. Оценка и аттестация персонала
|
Принцип:
1. отбора показателей оценки
2. оценки квалификации
3. оценки выполнения заданий
|
1. Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок
2. Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности
3. Оценка результатов деятельности
|
5. Развитие персонала
|
Принцип:
1. повышения квалификации
2. самовыражения
3. саморазвития
|
1. Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала
2. Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения
3. Способность и возможность саморазвития
|
6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда.
|
Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы
|
Эффективная система оплаты труда
|
1. Принцип равномерного сочетания стимулов и санкций
2. Принцип мотивации
|
1. Конкретность описания задач, обязанностей и показателей
2. Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда
|
Инструментами реализации кадровой политики являются:
- кадровое планирование;
- текущая кадровая работа;
- руководство персоналом;
- мероприятия по его развитию, повышению квалификации;
- мероприятия по решению социальных проблем;
- вознаграждение и мотивация[3].
В результате применения этих инструментов изменяется поведение сотрудников, повышается эффективность их работы, улучшается структура коллектива[4].
Этапы выработки кадровой политики:
- проведение анализа ситуации и подготовка прогнозов развития предприятия. Определение стратегических целей организации;
- разработка общих принципов кадровой политики, определение ключевых моментов и приоритетов;
- официальное утверждение кадровой политики организации;
- этап пропагандирования. Создание и поддержка системы продвижения кадровой информации. Информирование коллектива о разработанной кадровой политике и сбор мнений;
- оценка финансовых ресурсов на осуществление выбранного типа стратегии — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
- разработка плана оперативных мероприятий: планирование потребности в трудовых ресурсах, прогноз численности кадров, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещение. Определение значимости мероприятий;
- реализация кадровых мероприятий: обеспечение программы развития, отбор и найм персонала, профориентация и адаптация сотрудников, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики, выполняемых мероприятий и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.
Виды кадровой политики
Виды кадровой политики можно сгруппировать по двум направлениям:
- По масштабам кадровых мероприятий.
- По степени открытости.
Виды кадровой политики по масштабам кадровых мероприятий
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, и связанным с этим уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие виды кадровой политики:
- пассивная;
- реактивная;
- превентивная;
- активная[5].
Пассивная кадровая политика
Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.