ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Сущность социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и её формы (государственные и негосударственные)
1.2 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья
Глава 2. Анализ организации социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тюменской области
2.1 Организационный аспект социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тюменской области
2.2 Оценка реализации подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда) государственной программы Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика» до 2020 года
Глава 3. Проблемы и пути решения пенсионного обеспечения инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рассматривая социальную работу как общественное явление, можно говорить о том, что социальная работа представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретной исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства . Это – предельно широкое толкование понятия социальной работы.
В более узком смысле социальная работа это общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.
Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Действуя в системе социальных отношений, социальная работа участвует в их регулировании, осуществлении функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом.
Главная задача современной социальной работы – обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно, и осуществлять надзор над его стремлением к независимости такими способами, которые служат долгосрочным интересам клиента и общества. В России социальная работа в целом развивается весьма интенсивно, с использованием различных технологий. В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Как и любая социальная деятельность, социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.
Одной из актуальных проблем современного общества является интеграция инвалидов, создание равных возможностей для людей с ограничениями по здоровью.
Выделим особую категорию лиц – дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ), которые особо нуждаются в социальной защите.
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Всем вышесказанным можно охарактеризовать актуальность выбранной темы исследования.
Данное исследование основывается на трудах П.Д. Павленка , Е.И. Холостовой , Е.Г. Студеновой , Н.В. Ялпаевой , и других авторов, занимающихся разработкой вопросов, отраженных в данной работе. Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная тема широко освещается как в специализированной, так и в периодической печати.
Целью курсовой работы является рассмотрение социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования курсовой работы является социальная защита как деятельность, направленная на ликвидацию или минимизацию неблагоприятных последствий.
Предметом – социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Исходя из поставленной цели исследования рассматриваются следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «инвалидность» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья»;
- Определить средства реализации социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Рассмотреть технологию социальной работы с детьми с ОВР;
- Разработать программу адаптации к школе детей с ограниченными возможностями здоровья;
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, логического анализа, общей теории социальной работы, педагогики, социальной педагогики, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что проведение социальным работником специально разработанной технологии обладает большими возможностями в создании эффективных условия для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1.Теоретические основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Сущность социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и её формы (государственные и негосударственные)
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят[1].
В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I такое название, получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны, нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.
В 1989г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.
Правило № 1 — углубление понимания проблем — предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.
Правило № 2 — медицинское обслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов. Специальное правило посвящено занятости — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости.
Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.
Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь.