Человечество шагнуло в XXI век, продолжая искать эффективные пути решения одной из важнейших глобальных мировых проблем - незаконного оборота наркотиков. Эта проблема стоит практически перед всеми государствами. Здесь не существует территориальных, национальных, религиозных, классовых, половых или иных границ. Тема наркотиков становится все более актуальной в XXI веке.
Исследования, первые из которых датируются 70-ми гг., направлены на поиск эффективных путей борьбы с наркоманией и наркобизнесом, определение закономерностей рынка наркотиков и его влияния на мировую экономику и экономику отдельных стран.
Наркоиндустрия с оборотом, соответствующим примерно 8% мировой торговли, неуклонно совершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям. Поэтому неудивительно, что транснациональные наркосиндикаты используют в своей преступной деятельности самые современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронного оснащения, новейшие методы обеспечения собственной безопасности.
Выбор темы данной курсовой работы был обусловлен тем, что, несмотря на актуальность и значимость проблемы развития наркобизнеса, как сложившейся в современном мире полноценной индустрии, она пока не
получила достаточного освещения и осмысления с политической точки
зрения. Большинство работ по этой проблеме посвящено юридическим,
криминологическим, социальным или медицинским вопросам.
Объект и предмет курсовой работы.
Объектом исследования является транснациональный наркобизнес как часть глобализации и мировой политики. Предметом исследования - его сущность и механизмы функционирования, рассмотрение транснациональных преступных группировок как негосударственных акторов, политические инструменты противодействия международному наркобизнесу.
Цель и задачи исследования.
Целью данного исследования является освещение политических составляющих наркобизнеса как глобального явления, определение влияния международного сотрудничества на процесс борьбы с распространяющейся в мире наркоторговлей. Данная цель определила следующий список задач:
-определение места наркобизнеса на международной арене (можно ли транснациональные преступные группы считать политическим актором?)
-рассмотрение исторического контекста международного сотрудничества для определение наиболее эффективных мер по борьбе с растущим наркотрафиком
-изложение практического характера процесса на примере разных стран, в том числе подробный разбор «афганского наркотрафика».
Актуальность.
Выйдя за границы отдельных государств и приобретя транснациональный
характер, современный наркобизнес стал одной из самых острых глобальных
проблем, решение которой является задачей мирового сообщества. Поскольку нелегальный наркорынок охватывает все регионы мира и
практически каждую нацию, легализация денег, полученных в результате
торговли наркотиками, приобрела транснациональный характер. Проблема потребления наркотиков приобретает глобальный и все более угрожающий характер. Наркобизнес в какой-то степени можно сравнить с международным терроризмом, и единственное различие между ними состоит лишь в том, что террористы уничтожают людей с помощью оружия, а наркодельцы убивают и калечат человеческие жизни, используя наркотические средства.
Рост производства и распространения наркотиков в мире объясняется следующими причинами:
-в условиях политической и экономической интеграции, развития международной торговли, повышения прозрачности внутренних границ более свободным становится движение товаров, финансовых потоков, капитала, миграция населения. Эти факторы активно используются криминальными структурами для разработки новых маршрутов и совершенствования методов переброски наркотиков;
-развитие науки и появление новых информационных технологий расширяют возможности преступных группировок для применения современной техники, включая компьютеры и шифраторы, мобильные телефоны и другие средства связи, что в значительной степени повышает защищенность криминальных структур и снижает процент раскрытия преступлений, связанных с производством, переброской и распространением наркотиков;
-возрастающее различие между "богатым севером" и "бедным югом" активно эксплуатируется наркобизнесом для расширения производства наркотиков на африканском континенте, в регионе Центральной и Южной Америки, в странах Юго-Восточной Азии.
Наименее изученным аспектом проблемы существования транснационального наркобизнеса является его рассмотрение как важного негосударственного актора на мировой арене. Актуальность курсовой работы также состоит в том, что на основе изучения, обобщения и анализа исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов, раскрыта и теоретически обоснована сущность, рыночный механизм функционирования транснационального наркобизнеса.
Глава I. Транснациональная преступность как международный
политический актор.
Для понимания места и роли транснациональных преступных объединений (ТПО) на международной арене необходимо дать определение понятию «международные политические акторы», так как проблема действующих лиц политического процесса сегодня считается одной из наиболее спорых в политической теории. Одни считают, что кроме государства нет других влиятельных действующих лиц, другие утверждают, что государства больше не являются единственными и наиболее влиятельными действующими лицами в мировой политике. В политической теории используются такие понятия как «актор», «субъект», «участник», «агент». Зарубежные ученые обычно называют главных действующих лиц международных отношений «акторами», и это понятие является наиболее распространенным и общепринятым в политической теории. Оно происходит от латинского «actor», что переводится как «деятель» или «актер»[1]. Кого же следует считать актором политического процесса? Группа или организация могут играть важную роль и влиять на политический процесс не только на международном, но и на региональном, локальном уровнях. Акторов обычно не делят по масштабу влияния, но, если говорить о международных акторах, то П. А. Цыганков в книге «Международные отношения» пишет, что Ф. Брайар и М. Р. Джалили под акторами международных отношений понимают любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, которые способны играть роль и оказывать влияние в сфере международных отношений[2] [2, с. 168]. Можно также добавить, что признаками акторов являются способность формировать политический процесс, автономность воли при принятии решений и влияние на систему. Если действующее лицо отвечает всем этим критериям, то его следует рассматривать в качестве актора политического процесса локального, регионального или международного масштаба. Осиба Ре считает, что акторы мировой политики, государственные или негосударственные, должны обладать тремя характеристиками: независимостью в определении своих целей и интересов, способностью мобилизовать человеческие и материальные ресурсы, чтобы достичь своих целей, способностью влиять на международные отношения или на поведение других негосударственных акторов в глобальной системе[3]. Д. Е. Калюжная приводит атрибуты акторов мировой политики, предложенные британскими учеными Б. Хокингом и М. Смитом: автономия, представительность, способность оказывать влияние[4]. Представительность означает, что актор должен выражать интересы определенной социальной группы. Предполагается также, что актор должен влиять на политический процесс. Однако второй критерий Б. Хокинга и М. Смита не является бесспорным: в современных реалиях субъекту, для того, чтобы быть актором, необязательно представлять социальную группу. Акторами международных отношений и мировой политики (т.е. активно формирующими политические процессы на международном уровне) на протяжении многих лет, начиная с зарождения и развития Вестфальской системы, были государства, прежде всего государства-лидеры. Значимой вехой в истории исследований международных акторов стала публикация в 1972 году книги под редакцией Дж. Ная и Р. Кохэйна «Транснациональные отношения и мировая политика». Авторы сформулировали идею трансформации Вестфальской модели мира под влиянием деятельности негосударственных транснациональных акторов. Дж. Най и Р. Кохэйн расширили представление об акторности на международной арене: наряду с государствами в качестве акторов мировой политики стали выступать негосударственные участники [5] Сегодня любой действующий индивид, обладая достаточными ресурсами, может так или иначе влиять на политический процесс. В качестве примера можно привести транснациональные корпорации, которые сильно влияют на политические процессы. Владельцев этих компаний можно рассматривать как личностей, влияющих на политический процесс, так как интересы компании – это прежде всего личные интересы ее владельца. Компания не может вести политику, идущую вразрез с интересами владельца. Влияя на политику государства, в целях, например, получения большей прибыли, владельцы таких компания не представляют интересы никаких групп населения. Обладают ли ТПО всеми вышеупомянутыми критериями? Развернутый ответ на этот вопрос автор постарается дать ниже. Международную организованную преступность часто называют важным фактором, который в двадцать первом веке влияет на мировую политику. ТПО оказывают значительное влияние на нее. Д. Г. Балуев в своей статье «Транснациональные преступные объединения как новый актор в мировой политике» ссылается на следующие причины, ведущие к подобному усилению ТПО на мировой арене: «Во-первых, в случае, когда ТПО пытаются начать деятельность в конкретной стране, они не всегда встречают противодействие. Многие правительства обеспокоены не столько источником валютных поступлений, сколько собственным политическим выживанием. Кроме того, для организованной преступности возросшая международная торговля означает дополнительные возможности для проникновения в экономики отдельных стран и диверсификации преступной деятельности. Во многих странах, где приватизация шла одновременно с демократизацией, организованная преступность смогла завладеть бывшими государственными предприятиями.
Во-вторых, рост трансатлантической экономической деятельности облегчил сокрытие нелегальных сделок и перемещений, поскольку правоохранительные органы и таможенные службы могут проверять только небольшое количество грузов и людей, поступающих на их территорию.
Долгое время глобализация, взаимозависимость и повышение значения транснациональных негосударственных акторов рассматривались лишь как положительные тенденции в международных отношениях. Однако глобализация и взаимозависимость не только привели к появлению т.н. «глобальных граждан», но и способствовали росту ТПО.