Актуальность темы исследования. Договор поставки является важным правовым институтом, который эффективно применятся в настоящее время. Сегодня эффективное развитие экономических отношений, развитие производственных связей между различными слоями населения способствовало увеличению использования в хозяйственных отношениях договора поставки в России.
В свою очередь экономический рост страны, улучшение уровня жизни общества и иные положительные тенденции в государстве создают новые прецеденты. В связи с этим в России существует необходимость систематического контроля и внесения поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие те или иные правоотношения.
Поставка товаров как особый вид договора купли-продажи нуждается в более жестком и детальном правовом регулировании. Это обосновывается тем, что саморазвитие договора поставки в России происходило в периоды административно-плановой экономики, и достаточно быстро перешло в период развития рыночных отношений. Специфика договора поставки была учтена законодателями того времени, однако сегодня договор поставки отчасти регулируется с учетом прежних методов правового регулирования. Сегодня проблемы определения предмета договора поставки и договора купли-продажи в целом сохранились. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы в целях препятствия возникновению вопросов о схожести данных видов договоров.
Существующие правовые проблемы, с которыми сталкиваются стороны правоотношений, огромная судебная практика, которая продолжает обновляться по договорам поставки, препятствуют сторонам данных правоотношений реализовать свои права в полном объеме. Это и обусловливает актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу договора поставки.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие договор поставки в России.
Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования договора поставки.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- Провести теоретический анализ правового регулирования договора поставки в советский период и в России;
- Провести анализ нормативно-правовой базы, судебной практики по вопросам регулирования договора поставки в России;
- Выявить специфику договора поставки и отличительные особенности от договора купли-продажи;
- Детально исследовать порядок заключения, изменения и расторжения договора поставки, раскрыть содержание договора, определить существенные условия договора поставки, выявить специфику правового регулирования договора поставки с государственными и муниципальными заказчиками;
- Выявить существующие в настоящее время пробелы и коллизии в законодательных актах, регулирующие договор поставки в России;
- Сформулировать наиболее оптимальные пути решения выявленных пробелов и коллизий.
В данной работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, гражданского, предпринимательского, налогового, административного, международного права. Это труды таких ученых как Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К., Белых В.С., Кучеров И.И., Латышев В.И., Матвиенко П.В., Панкова О.В., Пепеляева С.Г., Ручкина Г.Ф., Соловьева И.Н., Смирникова Ю.Л., Тютин Д.В., Рукавишникова И.В., Шувалова Е.Б., Шершеневич Г.Ф., Яговкина В.А. и др.
Основными теоретическими источниками послужили труды таких ученых как Абрамов Е.Н., Аверченко Н.Н., Артамошкин С.Н. Богданов Е.В., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Вахнин И., Гонгало Б.М., Дождев Д.В., Жуков Ф.Ф., Кукина Т.Е., Кулагина М.И., Лазаренко А.Б., Семенихин В.В., Сергеев А.П., Сидорова В.Н., Смирнов С.Н., Сухинин С.С., Толстой Ю.К., Шарафилова Е.В., Яровой А.В. и др.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение. В ходе работы над темой также применялись исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и конкретно-социологический методы.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, списка источников и литературы.
1.1. Должность федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) «заместитель начальника отдела» относится к ведущей группе должностей гражданской службы категории должностей гражданской службы «руководители», код должности 09-1-3-015.2.
1.2. Федеральный государственный гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника Договорно-правового отдела (далее – Отдел), назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке приказом Руководителя Росархива.
1.3. Федеральный государственный гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника Отдела подчиняется непосредственно начальнику Отдела.
В период временного отсутствия начальника Отдела, исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника Отдела (далее - Гражданский служащий).
В период временного отсутствия Гражданского служащего исполнение его должностных обязанностей по решению Руководителя Росархива может быть возложено на другого Гражданского служащего Отдела, с его согласия.
1.4. На гражданского служащего, замещающего должность заместителя начальника отдела, с его согласия может быть возложено исполнение должностных обязанностей по другой должности гражданской службы в соответствии с должностным регламентом замещаемой должности.
1.5. Нормативной базой деятельности Гражданского служащего являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), иные нормативные правовые акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты Федерального архивного агентства, касающиеся деятельности Росархива, его структурных подразделений и гражданских служащих Росархива.
- Квалификационные требования к образованию, стажу работы,
уровню и характеру знаний и навыков
Для замещения должности начальника отдела к гражданскому служащему предъявляются следующие квалификационные требования:
2.1. К образованию: высшее юридическое.
Требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования: специальности «Юриспруденция».
Иные направления подготовки (специальность), для которых законодательством об образовании установлено соответствие направления подготовки (специальности), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
2.2. К стажу работы: не менее 2 лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 4 лет стажа работы по специальности.
2.3. К уровню и характеру знаний:
высокий уровень знания:
Конституции Российской Федерации;
законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым регулируются отношения, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации;
федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность в соответствующей сфере;
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика договора поставки в России
1.1. Становление и развитие договора поставки
Договор поставки традиционно признается российским предпринимательским договором. Данный договор с середины восемнадцатого столетия регулировался специальным отечественным правом. Договор поставки практически не имел аналогов в иностранных законодательствах того времени. С зарождения данного института преимущественной целью его использования являлось регулирование отношений государства – казны с частными лицами в связи с удовлетворением нужд в тех или иных товарах. Во времена социализма в России росло планово-регулирующее воздействие государства на отношения по поставке, вопрос об автономии воли сторон встал на второй план. Только в 90 гг. ХХ века при переходе к рыночным отношениям, договор поставки в гражданском законодательстве стал приобретать черты договора частного характера, частного права, все больше сближаясь с договором купли-продажи.[1]
Следует отметить, что в римском праве договоры купли-продажи не дифференцировались на виды.
Emptio-venditio представляет собой договор, по которому одна сторона - продавец обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю) определенную вещь (товар) в спокойное владение, а другая сторона – покупатель обязуется уплатить за нее определенную денежную сумму.[2]
Существенными условиями договора являлись цена и товар.
Важно отметить, что государства англосаксонской правовой системы также не выделяли договор поставки как отдельный вид договора купли-продажи. В данных странах существовал единый договор купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона - продавец обязуется передать в собственность другой стороне - покупателю определенную вещь, а другая сторона обязуется принять вещь и уплатить цену.[3]
Следует отметить, что легитимное закрепление договора поставки, регулирующего правоотношения по поводу поставки товаров между государственными учреждениями, имело место быть в таких странах как Монголия, Венгрия и иных странах социалистического лагеря.
Характерными признаками договора поставки являлись:
- Данный договор мог носить безвозмездный характер;
- Договор являлся обязательством для нескольких лиц, но также одобрялись добровольные поставки.
- В качестве санкций за неисполнение государственных (казенных) поставок предусматривались административные и уголовные наказания.[4]
В отечественной науке гражданского права наряду с признаками этого договора часто назывались несовпадения фактов заключения договора и его исполнения, поставка товара, которая определялась родовыми признаками, передача будущих вещей и др. Данные особенности действительно присущи договору поставки. Однако для данного договора эти особенности не являются необходимыми. В связи с этим отграничение поставки от схожих гражданско-правовых договоров должно проводиться с учетом использования формально определенных критериев, которые зафиксированы в правовой дефиниции договора: субъектного состава и предмета.[5]
Позже договор поставки приобрел возмездный характер. Однако одной стороной по договору поставки выступало государство. Но помимо государственного интереса в данной сделке, возник интерес и у частных лиц с обеих сторон. Соответственно отсюда началось развитие договора поставки между частными лицами не в интересах государства.
Однако дальнейшее развитие данного договора все больше требовало научного обоснования по определению предмета поставки. Иными словами был поставлен вопрос о выявлении отличительных признаков договора поставки и остальных видов договора купли-продажи. Это обосновывалось тем, что другие договора по передаче определенного имущества за плату именовались куплей-продажей.
В связи с этим ученные выявили, что характерными признаками договора поставки от иных видов договоров купли-продажи являются:
- В отличие от договоров купли-продажи, в котором продавец обязан быть собственником своего имущества, по договору поставки продавец не обязан быть таковым.
- Существенными условиями договора купли-продажи является предмет, т.е. четкое определение индивидуальных признаков вещи, а по договору поставки существенными условиями являлись количество и качество. Отсюда был сделан вывод о том, что недвижимость как вещь, будучи всегда четко определенной в договоре, не может быть предметом поставки.
- По договорам купли-продажи промежутком времени между совершением и последующим исполнением могло и не быть, в отличие от договора поставки, где данный элемент являлся существенным.[6]
Важно отметить, что в период революции 1917 года изменения, произошедшие, в том числе и в гражданском праве, не упразднили данный институт, а наоборот получил дальнейшее развитие.
В периоды новой экономической политики (НЭП) был принят Декрет «Положение о государственных подрядах и поставках» от 27.07.1923 года, в котором было дано определение «государственная поставка». Данное понятие имело следующие отличительные признаки:
- покупателем является государственное предприятие или учреждение;
- сумма по договору поставки была более 5 000 рублей;
- сроки поставки товаров по данному договору должны были превышать две недели со дня заключения договора.[7]
Важно отметить, что в гражданском законодательстве РСФСР 1964 года поставка была выделена в самостоятельную главу. Это соответственно означало, что договор поставки и договор купли-продажи на законодательном уровне были определены как два самостоятельных вида договора, поскольку в периоды советской власти государство являлось собственником предприятий и соответственно собственником производимой продукции.[8]
Согласно ст. 258 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года по договору поставки поставщик (организация-поставщик) обязывался передать в собственность либо в оперативное управление организации-покупателю (заказчику) в обусловленный срок/сроки определенную продукцию в соответствии с обязательным для сторон плановым актом распределения продукции. Заказчик обязывался принять продукцию и соответственно произвести оплату по согласованным ценам.[9]
Таким образом, важными признаками договора поставки в советский период являлись:
- существование в данных правоотношениях планового акта распределения продукции;
- предмет договора;
- цена договора;
- специальный состав участников правоотношений.
Приняв Конституцию Российской Федерации в 1993 г. и признав Россию демократическим федеративным правовым государством, продолжилось формирование договора поставки. Однако новый способ совершенствования данного института происходит с учетом федеративного устройства государства.
Гражданский кодекс РФ - это важнейший кодифицированный акт, который оказал положительное влияние на развитие данных правоотношений в XXI веке. Урегулирование договора поставки путем принципа систематизации нормативной базы, позволит окончательно оформить данный вид института.
Однако следует признать, что в России до сих пор некоторые принципы реализации данных правоотношений основаны на постулатах, основанных на административно-командных методах управления экономикой. В свою очередь, частичное сохранение прежних методов управления тормозит подъем деловой активности частного бизнеса и предприятий, и, как следствие, некоторые институты не могут выйти на исходные рубежи и дать развитие рыночных отношений в России.[10]
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие и становление договора поставки достаточно сильно зависело от политического строя, политической обстановки в стране. Однако после 1917 года вся построенная на тот момент законодательная база, регулирующая договоры поставки товаров претерпела существенные изменения. Такие изменения способствовали прогрессивному развитию данного института, а позитивные научные труды позволили сформулировать договор поставки как самостоятельный вид, и как следствие это оказало положительное влияние на нынешнее правовое регулирование.
1.2. Понятие и сущность договора поставки
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ[11] по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать закупаемые или производимые им товары покупателю в обусловленный срок или сроки в целях использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Главным элементом договора поставки является характер использования товара, который является его предметом. Товар приобретается по данному договору для использования в предпринимательской деятельности, т. е. такого его использования, в ходе которого товар либо непосредственно сохраняет свою стоимость (в результате перепродажи), либо переносит ее на другие товары (в процессе производства). Между тем в результате личного и другого бытового (т. е. непроизводительного) потребления товар как определенная стоимость прекращает свое существование (независимо от того, как скоро это происходит).[12]
Договор поставки является консенсуальным договором, а также взаимным и возмездным. Данный договор не относится к публичным договорам, однако в некоторых случаях данный договор является обязательным для поставщика.
Следует отметить, что важным критерием отличия договора поставки от общего договора купли-продажи и выделение его в отдельный вид договора является необходимость детальной регламентации правового регулирования отношений, которые возникли и сложились между профессиональными участниками имущественного оборота. Данный договор эффективен в отличие от договора купли-продажи между производителями товаров и поставщиками материалов, сырья, а также между производителями оптовых торговых организаций и изготовителями товаров.[13] Важно отметить, что правоотношения, складывающиеся по договору поставки, должны иметь стабильный характер, и иметь возможность рассчитывать на долгосрочное сотрудничество.
Исходя из определения, можно выявить следующие признаки договора поставки:
- сторонами по договору являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
- договор поставки реализуется в обусловленный договором срок или сроки;