Введение
Глава 1. Теоретические основы управления логистическими цепями поставки товаров
1.1. Понятие логистической цепи поставки товаров, сущность и виды
1.2. Основные принципы и этапы управления логистическими цепями
1.3. Методы управления цепями поставок товаров
Глава 2. Анализ деятельности ООО «РСТК-Логистика»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «РСТК-Логистика»
2.2. Анализ таможенно-логистической деятельности ООО «РСТК-Логистика»
2.3. Проблемы системы логистики ООО «РСТК-Логистика»
Глава 3. Совершенствование системы управления логистическими цепями поставки товаров
3.1. Мероприятия по оптимизации логистических цепей поставки товаров
3.2. Эффективность мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложения
Анализ логистических цепей поставок - это сложная процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических цепей поставок. Суть анализа - сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами. Оценка эффективности существующих логистических цепей является актуальной задачей особенно для крупных предприятий, которые связаны разнообразными цепями поставок с множеством поставщиков и посредников.
На сегодняшний день нет чёткого представления о методики оценке логистических цепей поставок и единых стандартов для предприятий при их оценке, это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «РСТК-Логистика».
Предметом исследования - логистическая системы этого предприятия, которое создано для оптимизации логистических процессов и цепей поставок в регионе.
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации логистических цепей поставок.
Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления логистическими цепями поставок товаров;
- рассмотреть характеристику деятельности предприятия;
- провести анализ логистической системы;
- разработать рекомендации по оптимизации логистических цепей поставок и оценки эффективности этих мероприятий.
Методы исследования: сравнительный, вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, а также системный анализ.
Методологической базой исследования в области логистики и экономики стали работы следующих авторов А.М. Гаджинского, П.А. Дроздова, Л. Б. Миротина, С. А. Ширяева и др.
Исследование проводилось по материалам бухгалтерской и внутренней отчетности ООО «РСТК-Логистика» за 2016-2017 гг.
Глава 1. Теоретические основы управления логистическими цепями поставки товаров
1.1. Понятие логистической цепи поставки товаров, сущность и виды
Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики [16, c. 77].
Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.
Цепь поставок - три и более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних поставках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя.
В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок:
- прямая цепь поставок;
- расширенная цепь поставок;
- максимальная цепь поставок [18, c. 29].
Прямая цепь поставок состоит из центральной компании (промышленной или торговой), поставщика и покупателя, участвующего во внешнем и внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и информации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Прямая цепь поставок
При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу.
Пример расширенной цепи поставок приведём на рисунке 2.
Рисунок 2. Расширенная цепь поставок
Расширенная цепи поставок включает поставщиков и потребителей второго уровня, то есть поставщиков поставщика центральной компании.
Структурно максимальная цепь поставок товаров представлена в Приложении А.
Задача эффективного управления цепями поставок стояла перед предприятиями всегда независимо от их профиля, национальной или территориальной принадлежности и действующей экономической модели.
В числе основных причин, обуславливающих использование посредников в логистической цепи товародвижения, можно выделить следующие: организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов; создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения [14, c. 78].
Посредники в системе логистического товародвижения выполняют ряд очень важных функций:
- исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
- стимулирование сбыта - создание и распространение увещательных коммуникаций о товаре;
- установление контактов - налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
- приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
- проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего акта передачи собственности или владения;
- организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.
Таким образом, логистическая цепь поставок - это последовательности поставщиков и потребителей, где любой потребитель может стать поставщиком для других более низших в структуре видов деятельности или функций пока готовый товар или продукт не достигнет своего пользователя.
1.2. Основные принципы и этапы управления логистическими цепями
Любое предприятие промышленности, торговли или сферы услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей разного уровня, еще и большое число контрагентов – посредников. К логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие логистические услуги на принципах аутсорсинга для центральной фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчики, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании, агенты, стивидорные компании и т. п.
Институциональные контрагенты - это таможенные органы, органы контроля, надзора и лицензирования (санитарная и хлебная инспекции, ветеринарная и карантинная службы, налоговые инспекции и т. д.). Прочие посредники - это банки, компании информационного сервиса, рекламные компании и т.п.
Управление цепями поставок - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.
Управление цепью поставок можно рассматривать как стратегический фактор баланса между ориентацией на клиента и выгодным ростом. В цепи поставок, как и на предприятиях-участниках, осуществляется целенаправленное построение организации процессов с ориентацией на потребности клиентов. Таким образом, возникает сеть создания и реализации материальных благ и ценностей, в которой внутриорганизационные и межорганизационные связи выражаются в отношениях «Клиент-Поставщик». Если учитывать интересы, связанные с ориентацией на клиента достижением эффективного роста, то можно выделить два основных аспекта:
- формирование цепи поставок как совокупности связей потоков материалов, товаров, услуг и информации от поставщиков до клиентов;
- оптимальное использование ресурсов и сокращение затрат (поскольку целью управления в цепи поставок является увеличение прибыли).
Существенным фактором успеха в цепи поставок является подход к процессу с позиций интегрального менеджмента, объединяющего нормативные, стратегические и оперативные показатели. С точки зрения процесса интеграции и координации цепи поставки от поставщика до конечного потребителя, основным является рассмотрение совокупной цепи по созданию материальных благ и ценностей. С помощью принципа ориентации на процесс необходимо установить, насколько эффективно координируются процессы во всей цепи поставки для создания выгоды клиентам при одновременном росте рентабельности каждого элемента в цепи поставки.
Успешные варианты реализации концепции управления цепью поставки (с точки зрения экономического роста) позволяют выделить специфические модели поведения. Для достижения наилучшего уровня выполнения работ и управления процессами в цепи поставок необходимо учитывать следующие принципы:
- сегментирование реализуется с учетом ориентации на клиентов по их потребностям в обслуживании, в том числе на специфические группы клиентов.
- адаптирование цепи создания материальных ценностей и благ учитывает требования по обслуживанию и выгодности всех сегментов.
- планирование потребностей на всей протяженности цепи поставок осуществляется с целью обеспечения оптимального распределения ресурсов.
- дифференциация продукции производится по мере приближения к клиентам.
- стратегическое управление источниками поставки преследует своей целью сокращение совокупных затрат на материалы и услуги.
- разработка стратегии реализации технологии предназначается для всей цепи поставок, обеспечивающей многоступенчатое принятие решений с четким видением потоков материалов, товаров, услуг и информации.
- определение в цепи поставок изменяющихся показателей направлено на обеспечение эффективного и качественного обслуживания конечных потребителей [12, c. 79].