Демократические реформы в России вызвали к жизни процесс религиозного возрождения и в силу этого вновь поставили перед обществом проблему христианской религиозной общественности. По словам H.A. Бердяева, она представляет собой вопрос об отношении христианства «к миру, к культуре, к обществу, к современности». В то же время экономическая нестабильность, безработица, прогрессирующая инфляция, необеспеченность неимущих и малоимущих слоев населения, выход на политическую арену финансовой олигархии в качестве реальной общественной силы делают актуальными социалистическую альтернативу развитияны. Каким путем пойдет Россия, ждет лину духовное и экономическое возрождение или новое рабство — во многом зависит от философского миросозерцания архитекторов современных реформ, их ответа на основной вопрос философии, их выбора между материализмом и идеализмом.
В настоящее время, когда российское общество ведет трудные поиски выхода из кризисной политико-экономической ситуации, обусловленной угрозой потери управляемости страной, христианский социализм может стать одним из источников современной отечественной общенациональной идеи. Не случайно обращение к христианским ценностям в ходе строительства социального правового государства. Конкретно в современной России христианско-социалистическая парадигма проявляется как совокупность программных принципов, которые могли бы дать новый духовный импульс правительственной политике.
Очевидно, что материалистический социализм в нашей стране окончательно дискредитировал себя, оказавшись намертво связанным со своим уродливым детищем — советским тоталитаризмом. Однако этим видом социалистической идеологии разновидности социализма не ограничиваются. Способно ли социалистическое движение России выдвинуть духовно выверенную и социально адекватную альтернативу общественного развития страны, ориентированную на ее устойчивое развитие и сохранение в ряду великих держав? Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от выбора концепции дальнейшего социально-исторического пути России.
Реализованный на практике в нашем Отечестве марксистский вариант социализма обернулся трагедией личности и народа, а в конечном итоге — разочарованием, апатией и усталостью. Отвержение деформированного социализма привело к отказу от социалистического идеала вообще. Однако неосуществленным с первой попытки социализм оказался не потому, что его идеалы противоестественны, а потому, что претворялись в жизнь в порядке безответственного социального экспериментирования. Существование социального и материального неравенства людей по-прежнему делает социалистическую идею актуальной.
Социализм как идейно-политическое течение представляет собой совокупность учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается претворение в общественной жизни ценностей и принципов социальной справедливости, той или иной формы равенства, свободы и солидарности. Основными задачами и идейными установками современного социалистического движения по-прежнему остаются защита прав и интересов трудящихся, коллективизм, отрицание эксплуатации человека человеком, справедливое социальное обеспечение, свобода личности.
Проблема идеологической совместимости христианства и социализма в России как исконно православной историко-культурной среде всегда была злободневной для русской общественной мысли. Гуманистическая духовная интенция обусловила обращение к общечеловеческим ценностям, свойственным и христианству, и социализму. Идейными источниками формирования социализма послужил не только радикальный либерализм, но и христианская духовная традиция, провозглашавшая необходимость активной и милосердной социальной политики, общественной помощи слабым и неимущим.
Христианский социализм — это мировоззрение, ставящее своей целью ликвидацию социальной несправедливости (эксплуатации и резких социальных контрастов) посредством движения к христианскому общественному идеалу — всеединству (соборности), или свободному универсализму. Русский христианский социализм можно определить как идею преобразования общественного строя на основе творческого синтеза православного христианства и социализма (при условии подчинения социализма христианству) и христианского принципа соборности — свободного единения людей, разделяющих христианское учение и приверженных основным ценностям христианской культуры.
Основными программными особенностями русского христианского социализма как комплексного религиозно-общественного воззрения на судьбы цивилизации и роль России в ее развитии являются органическая теория общества, учение о христианской общественности и политике, учение о богочеловеческом историческом процессе, социальное понимание собственности, власти и общественного положения личности.
Российская специфика христианского социализма, в отличие от западного, состоит в его тесной связи с учениями о персонализме и соборности, на которых базируется христианско-социалистическая органическая теория общества. H.A. Бердяев считал персонализм русского христианского социализма учением о неповторимости человека, его уникальности и свободе[1].
Проблема христианского социализма в русской философской мысли до сих пор не была предметом специального политологического исследования, имеются лишь отдельные работы, раскрывающие ее частные аспекты. Интерес к изучению истории и теории русского христианского социализма вызван, в первую очередь, публикацией самих произведений русских философов в России, долгое время не доступных массовому читателю. Современная российская научная общественность в последнее десятилетие познакомилась с трудами выдающихся русских религиозных мыслителей, открыла для себя самобытный духовный мир, представленный трудами Вл. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова, В.Ф. Эрна.
Основы христианского социализма в России были заложены славянофилами и возглавляемыми Ф.М. Достоевским почвенниками (A.A. Григорьевым, H.H. Страховым, М.М. Достоевским).
Вьщающимися произведениями раннего славянофильства являются работы К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, выражавшими интересы национал-либеральных дворянских и буржуазных кругов[2].
В свою очередь, С.Н. Булгаков называл Ф. Достоевского и Вл. Соловьева своими предшественниками по христианскому социализму.
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - одна из центральных фигур религиозно-философской мысли России XX в. По общему признанию, это явление первостепенного значения в истории отечественной духовной культуры. В терминологии Ортеги-и-Гассета, можно сказать о Булгакове, что в нем воплотилась характеризующая целое поколение "человеческая разновидность", с особым духом, типическими чертами и "общей физиономией". Отсюда неослабевающий интерес к исследованию его творчества.
Публицистика С.Н. Булгакова выражает общественно-политические взгляды мыслителя, именно в ней автор формулирует положения программы проектируемого им Союза христианской политики.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности христианского социализма С.Н. Булгакова.
Задачи работы:
1) рассмотреть истоки христианского социализма;
2) изучить христианско-философские идеи С.Н.Булгакова;
3) проанализировать сущность христианского социализма С.Н.Булгакова.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ИСТОКИ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА
Европейский христианский социализм
Христианский социализм — это мировоззрение, ставящее своей целью ликвидацию эксплуатации и резких .социальных контрастов посредством движения к христианскому общественному идеалу — всеединству (соборности), или свободному универсализму.
Христианский социализм обладает универсальным религиозным духовным содержанием, благодаря которому он может выражать интересы практически любого социального слоя или класса. Суть же этого содержания — отрицание классовой психологии, раскалывающей общество и утверждение социальной гармонии, отвечающей интересам всех общественных классов, слоев и групп. Поэтому по своей природе и месту среди социалистических течений христианский социализм представляет собой по преимуществу центристское идейно-политическое течение, ориентированное на реализацию принципов христианской любви, общественного согласия и гражданского мира.
Учение о духовном смысле исторического процесса, трактующее историю с провиденциалистских и телеологических позиций, органическая теория общества, своеобразное видение христианской общественности и политики, социальное понимание собственности, власти и общественного положения стали основными программными особенностями христианского социализма.
Органическая теория общества отрицает классовую психологию, разрушающе действующую на общественный организм, и проповедует духовное и социальное единство людей на основе христианской любви и милосердия. Отсюда же проистекает своеобразное понимание христианской общественности как нормы социального общежития и христианской политики как совокупности публично-правовых норм, соответствующих религиозно-нравственному закону и регулирующих отношения в гражданском обществе.
Социальное понимание собственности и власти, присущее христианскому социализму, означает ограничение правомочий собственника и властителя требованием соблюдения общественных интересов.
Для анализа соотношения христианства и политической культуры Запада необходимо рассмотреть противоречивость, двойственность христианского мировоззрения. Мир христианских ценностей имеет два исходных компонента, противоположных по сути – античность и иудаизм. Эти составляющие сочетаются парадоксальным образом: иудаизм стал источником социального начала в христианстве, античность породила начало индивидуальное. Диалектика социального и индивидуального является фундаментальным историческим противоречием всей христианской эпохи.
Иудаизм дает христианству веру в Бога-личность, этику и эсхатологию. При этом библейская восточная традиция представляет социальный аспект. Ветхозаветная традиция опирается на родовое начало – общину. Для человека определяющим является состояние, в котором он прежде всего – член общины. Общине присуще поглощение личности социумом, жесткая регламентация, ритуальное и нормативное принуждение; здесь личность – средство, а общество – цель. Именно социальное начало породило резкую критику христианства Ф. Ницше, который назвал христианина «домашним, стадным, больным человеческим животным»[3].
Источником индивидуализма в христианстве стала античность. Античность четко выработала такие понятия, как «изономия» (равенство перед законом), «субъективное право» (в первую очередь, право частной собственности), а также учреждения, в рамках которых граждане участвовали в законодательной деятельности и управлении государством. Античный полис был основан на гражданском праве, право было жизнью государства и охотно поддерживалось всеми гражданами. Город-государство представлял сообщество свободных людей, хотя ответственность и привилегии основывались не на правах личности, а на правах гражданства. Демократизм был эффективным элементом эллинской культуры. Интерес к личности в античной философии сочетался с устремленностью человека к космосу. Учение Платона о двойственной природе человека – телесной и духовной – стало основой христианской антропологии. Христианство понимает человека как образ и подобие Бога. Духовное начало есть решающий фактор ценности человеческой личности; божественная природа этого начала делает каждого человека свободным и суверенным.
На протяжении христианской истории при общей диалектике индивидуального и социального акцент определялся в ту или иную сторону. Индивидуализм христианства выходит на первый план в его протестантской версии. Протестантизм стал отправной точкой открытого либерального общества нового времени. Чтобы понять этот процесс, нужно обратиться к содержанию английского пуританизма. В представлении пуританина всегда остается незыблемая уверенность в возможности спасения. С одной стороны, пуританин обязан считать себя избранным, а с другой – вырабатывать психологическую самоуверенность святых, для чего нужно неустанно трудиться. Только профессиональный труд отгоняет сомнения в возможности спасения. Человек, по воззрениям пуритан, есть лицо, управляющее естественными благами, которые вручены ему Богом. Он должен дать отчет в каждой песчинке данного ему богатства. Мысль об обязанности человека по отношению к имуществу, о котором он печется как управитель, определяет всю его жизнь. Чем больше имущество, тем тяжелее ответственность за него: богатство прежде всего обязывает. Пуританизм выдвинул чрезвычайно важное положение об обязанностях собственников и оправдании их богатства исключительно целями, на которые оно употребляется. Если эта мысль, идущая от Евангелия, собственниками забывалась, то приобретали силу доводы всякого рода претендентов на наследство. Протестантский идеал, заложивший основы «духа капитализма»[4], означал, что человек, обретая через работу спасение души, не делегирует свои права наверх, а сам справляется с проблемами.
Протестанты, выдвинув свободу совести первым требованием, провозгласили тем самым идею личности. «Суровые религиозные реформаторы Англии алгебраическую идею самоопределения личности поняли с полной ясностью и высказали с окончательной определенностью»[5].
А. Ахиезер относит Англию к странам первого эшелона, где открытая либеральная суперцивилизация возникла на исторической почве своих народов, на культурной традиции античности и христианства. Этот процесс шел медленно, не без конфликтов, но безболезненно по сравнению со странами последующих эшелонов. На пути от закрытого общества к открытому страной второго эшелона стала Германия. Россия же оказалась в третьем эшелоне и занимает сегодня промежуточное состояние между традиционной и либеральной суперцивилизациями[6].
Индивидуалистическая составляющая христианства отразилась в движении христианского социализма, распространившегося с середины ХIХ в. во Франции, Англии, Германии. Нужно заметить, что термин «христианский социализм» скорее затемняет, чем проясняет сущность теории и практики этого движения. Представители христианского социализма социалистами назвали себя потому, что собственно социалисты, сторонники марксизма, первыми вслух заговорили о бедственном положении низших социальных слоев, обеспечив тем самым себе популярность в их среде. Христианский социализм возник как противовес социализму атеистическому, марксистскому. Практика христианского социализма показала глубокое развитие индивидуализма, чувства христианской любви к ближнему. Социально-политические идеи христианских социалистов основывались на принципе личности, взывающем к иррациональному, духовному в человеке, к образу Божию в нем. Индивидуалистические принципы христианского социализма требовали непрерывного совершенствования гражданской жизни, ее постоянного соответствия христианской этике. Результатом практической деятельности социалистов стало утверждение ценностей христианства в сознании людей из разных слоев общества, что способствовало социальной стабильности в целом. Выдвигая мораль христианства против марксистского учения, христианские социалисты противостояли наступлению марксизма в Европе. Христианский социализм внёс значительный вклад в борьбу против экономического либерализма.