Введение
- Теоретические аспекты международного маркетинга
1.1. Сущность международной маркетинговой деятельности
1.2. Внутренний и международный маркетинг
- Маркетинговые исследования экспорта организации на примере
ОАО «Газпром»
2.1. Характеристика ОАО «Газпром»
2.2. Анализ внешней среды и рынка
2.2.1. Социально-экономическое положение в России
2.2.2. Мировой рынок газа
2.2.3. Российский рынок и рынки регионов
2.2.4. Структура импорта экспорта на российском рынке
2.2.5. Ценовая ситуация на рынке
2.2.6. Характеристика сырьевой ситуации
2.2.7 Конкурентный анализ
2.3. Особенности потребительского поведения и сегментация рынка
2.4. Маркетинг
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
За последние годы Россия стала полноправным участником мировых внешнеэкономических связей. Поэтому сегодня особенно важным вопросом развития экономики страны становится повышение эффективности экспорта российских предприятий.
Одним из наиболее перспективных направлений изучения эффективности экспорта является факторный подход, результаты которого могут быть легко применены в управленческой практике. Важная особенность факторного подхода - противоречивость результатов в отношении ряда факторов, полученных различными исследователями. Наиболее сильные противоречия возникают по отношению к факторам, которые мы определяем как «локальные». В то же время существуют «глобальные» факторы, результаты исследования которых в основном совпадают. Противоречивость результатов связана, по нашему мнению, с тем, что большинство факторов локальны, поэтому сила и характер их влияния зависят от внешних условий.
Помимо степени специфичности, факторы могут быть охарактеризованы по следующим признакам: объекты маркетинговой деятельности предприятия, структура фактора, степень контроля над фактором, сила влияния фактора, дискретность фактора, время действия и скорость изменения фактора, благоприятность фактора. Контролируемые факторы дополнительно характеризуются временными и финансовыми затратами, требуемыми для их «нормального» изменения.
Для проведения эмпирических исследований на территории России мы предлагаем не включать в экономико-математические модели глобальные факторы, но особое внимание обратить на специфические российские факторы, сила влияния которых в России значительно отличается количественно, и вследствие этого влияние отличается качественно. Такими факторами можно считать различия в деловой культуре, неблагоприятность российского климата, отсутствие международного опыта у менеджеров предприятий-экспортеров, незнание иностранных языков, большое время поставки продукции российскими экспортерами, специфику российского менталитета, отсутствие традиционных связей с иностранными контрагентами, особенности российского валютного законодательства, большие географические расстояния внутри России, отличие внутренних российских цен на ресурсы производства, негативный имидж России и продукции российских экспортеров.
Цель курсовой работы – проведение маркетингового исследования внешнеэкономического положения компании. Соответственно задачами работы выступают:
- Исследование сущности международной маркетинговой деятельности.
- Рассмотрение особенностей внутреннего и международного маркетинга.
- Проведение маркетингового исследования экспорта организации на примере ОАО «Газпром».
Объект исследования – международный маркетинг.
Предмет исследования – маркетинговые исследования экспорта ОАО «Газпром».
1. Теоретические аспекты международного маркетинга
1.1. Сущность международной маркетинговой деятельности
Процессы, происходящие на мировых рынках, имеют универсальный характер. И хотя естественным представляется утверждение о том что, чем более развитым и высоко конкурентным является рынок, тем большее значение приобретают маркетинговые, международно-маркетинговые критерии предпринимательского поведения, можно с уверенностью утверждать следующее: рассматриваемый вопрос затрагивает перспективные и насущные жизненные проблемы участников рыночных отношений как и в индустриально развитых странах, так и в государствах, которые только лишь стремятся наладить эффективные экономические механизмы, основанные на принципах свободы реализации спроса и предложения, регулирования путем обратных хозяйственных взаимосвязей.
Что же представляет собою международный маркетинг как специфический феномен, являющийся, вместе с тем, органичной подсистемой общей сферы маркетинговых отношений?
Это такая система организации деятельности субъектов производственной сферы, которая содействует оптимизации функционального соединения производственных целей и текущих потребностей инонациональных потребителей, стыковке частных интересов во всех сферах интернационализируемой экономической жизни - производственной, посреднической, потребительской. Благодаря ей возможно достижение оптимальных показателей предпринимательской деятельности - прибыли, рентабельности, технического и ресурсного обеспечения, заработной платы и др. Иными словами, международный маркетинг представляет собой важное условие установления действенной обратной связи между спросом и предложением в международном масштабе, является своеобразным гарантом того что изготовленная продукция, пройдя все этапы производственного процесса, найдет свой путь к конечному потребителю за рубежом. Термин «международный маркетинг» относится к деятельности международных фирм, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Отличительными особенностями международной фирмы являются:
- наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компапий в других странах с ориентацией либо на выпуск определенных видов продукции на заранее известных зарубежных рынках, либо на снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами;
- использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
- контроль и координация деятельности филиалов и дочернихкомпаний из одного центра с учетом разницы в их правовом положении.
Маркетинг международной фирмы направлен на ориентацию научнотехнической и производственно-сбытовой деятельности на потребности конкретных национальных рынков. Речь тем не менее идет о деятельности в международном масштабе, т.е. о производстве, сосредоточенном на предприятиях, расположенных в разных странах но объединенных единым титулом собственности, принадлежащей материнской компании, выступающей как организационно экономический центр управления. Материнская компания определяет виды и объемы продукции, выпускаемой производственными заграничными филиалами дочерними компаниями, а также закрепляет за ними важнейшие рынки сбыта.
Маркетинговая деятельность международной фирмы осуществляется в глобальном масштабе компанией и охватывает технологический процесс в целом, в особенности в тех случаях, когда он частично или полностью разделен между производственными заграничными компаниями международной фирмы.
Международный маркетинг представляет собой подход к принятию производственных решений с позиции наиболее полного удовлетворения требований как местных, так и иностранных потребителей. Материнская компания целенаправленно ставит задачи своим производственным подразделениям - местным и заграничным - в отношении научно технических разработок и выпускаемой продукции, определяет наиболее эффективную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное кооперирование. Здесь важную роль играют маркетинговые программы, разрабатываемые в структурных подразделениях материнской компании - производственных отделениях, выступающих как основные производственно-хозяйственные звенья отвечающие за конечный результат деятельности - получении прибыли народную деятельность фирм являются предпосылкой планирования производства фирмы в целом поскольку дают возможность установить оптимальную структуру производства. По результатам маркетинговой деятельности и на ее основе заключаются международные коммерческие сделки проводятся коммерческие операции.