Тема 1. Социальное образование как социокультурный феномен
1. История образования в развитии европейской цивилизации. Процессы становления образовательных институтов в Европе в эпоху от средних веков к ХХ веку. Европейские просветители
Тема 2 Философские основания социального образования
5.Философские ценности и социальное образование
Тема 3 Социальная наука и образование
2. Проблемы научной идентификации социальной работы
Тема 4 Современные трактовки и институциональные проблемы социального образования
4. Современное социальное образование в контексте глобализации
Тема 5 История образования в России
3. Отечественные основоположники педагогики И.И. Бецкой, М. Сухомлинский, А. Макаренко
Тема 6 Становление социального образования в России и за рубежом
4. Формирование современной социальной образовательной модели в 1990-е гг.
Тема 7. Социальное образование в современной России и за рубежом. Успехи и проблемы социального образования
2. Компетентностный подход и непрерывное образование
Тема 8. Федеральные Государственные образовательные стандарты по социальному образованию
6.Педагогическая технология «Портфолио студента» как средство развития их творческой активности
Тема 9. Социально-политические факторы развития социального образования
5. Организационные аспекты социального образования
Тема 10 Инноватика и современное социальное образование
2. Интерактивные формы обучения
Тема 11 Социальное образование в НГПУ
1. Роль НГПУ в организации социального образования в Новосибирске и в Сибирском федеральном округе
Тема 1. Социальное образование как социокультурный феномен
1. История образования в развитии европейской цивилизации. Процессы становления образовательных институтов в Европе в эпоху от средних веков к ХХ веку. Европейские просветители
В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в период средневековья можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.
С XI-XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества. Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др.
С XI в. в Западной Европе начинает складываться автономная средневековая система образования, состоящая из «начальных» школ (народные, цеховые, гильдейские), «средних» (ученые школы) и «высших» школ (университеты).
Педагоги-просветители эпохи Возрождения (Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор и др.) подвергли едкой и остроумной критике воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. Главными идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми. Гуманистические идеи эпохи Возрождения были восприняты лучшими людьми последующих веков.
Активным деятелем в борьбе за просвещение народа, свободное развитие каждого человека вошел в историю французский философ и педагог Жан-Жак Руссо (1712–1778). Хотя Руссо не разработал целостной теории воспитания и обучения, его идеи оказали на современников сильное влияние.
Английский педагог Джон Локк (1632-1704) в своем труде «Мысли о воспитании», уделяя внимание психологическим основам воспитания, отрицал врожденность качеств личности ребенка, уподоблял его «чистой доске», подчеркивая тем самым большую силу воспитания.
В крупнейших странах Западной Европы в XIX в. шел процесс становления национальных систем образования. В ходе оформления государственных систем народного образования можно выделить глобальные общие тенденции, характерные для стран Европы: расширение участия государства в управлении и финансировании школьного дела; регулирование частной инициативы в образовании; продолжалось отделение школы от церкви; возникали средние государственные учебные заведения женского образования.
Реформаторская педагогика (новое воспитание) – это движение в педагогике конца XIX – начала ХХ в., отражающее потребность общества в подготовке через школу разносторонне развитых, инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных областях экономической, политической и общественной жизни. Сторонники реформаторского движения считали себя продолжателями идей Ж.-Ж. Руссо, педагогические идеи просветителя получили новое звучание и актуализировались в эту эпоху. Среди течений новой педагогики наиболее известны свободное воспитание, трудовая школа, школа действия, прогрессивное воспитание и т. д.