Рассматривая социальную работу как общественное явление, можно говорить о том, что социальная работа представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретной исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства . Это – предельно широкое толкование понятия социальной работы.
В более узком смысле социальная работа это общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев общества.
Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Действуя в системе социальных отношений, социальная работа участвует в их регулировании, осуществлении функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом.
Главная задача современной социальной работы – обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно, и осуществлять надзор над его стремлением к независимости такими способами, которые служат долгосрочным интересам клиента и общества. В России социальная работа в целом развивается весьма интенсивно, с использованием различных технологий. В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Как и любая социальная деятельность, социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.
Одной из актуальных проблем современного общества является интеграция инвалидов, создание равных возможностей для людей с ограничениями по здоровью.
Выделим особую категорию лиц – дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ), которые особо нуждаются в социальной защите.
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Всем вышесказанным можно охарактеризовать актуальность выбранной темы исследования.
Данное исследование основывается на трудах П.Д. Павленка , Е.И. Холостовой , Е.Г. Студеновой , Н.В. Ялпаевой , и других авторов, занимающихся разработкой вопросов, отраженных в данной работе. Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная тема широко освещается как в специализированной, так и в периодической печати.
Целью курсовой работы является рассмотрение социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования курсовой работы является социальная защита как деятельность, направленная на ликвидацию или минимизацию неблагоприятных последствий.
Предметом – социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Исходя из поставленной цели исследования рассматриваются следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «инвалидность» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья»;
- Определить средства реализации социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Рассмотреть технологию социальной работы с детьми с ОВР;
- Разработать программу адаптации к школе детей с ограниченными возможностями здоровья;
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, логического анализа, общей теории социальной работы, педагогики, социальной педагогики, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что проведение социальным работником специально разработанной технологии обладает большими возможностями в создании эффективных условия для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1.Теоретические основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Сущность социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и её формы (государственные и негосударственные)
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят[1].
В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I такое название, получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны, нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.
В 1989г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.
Правило № 1 — углубление понимания проблем — предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.
Правило № 2 — медицинское обслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов. Специальное правило посвящено занятости — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости.
Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.
Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь[2].
Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях.
В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов.
Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей.
Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.
Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как "инвалидность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность"[3]:
♦ любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
♦ ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
♦ затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности)1.[18.C5.].
Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато.