Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных информационных и телекоммуникационных технологий на различных видах занятий в информационно-поисковой, экспериментально-исследовательской и самостоятельной учебной деятельности, а также деятельности обучаемых по обработке информации, представлению и извлечению знаний.
Практическая реализация комплексного использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе может быть достигнута за счет разработки и применения многофункциональных образовательных электронных изданий (ОЭИ), представляющих собой как все ранее известные программные средства учебного назначения, так и новейшие разработки, соответствующие передовому мировому уровню.
Основными дидактическими целями использования подобных ОЭИ в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.
Многофункциональные ОЭИ позволяют:
- организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
- применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
- использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;
- диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;
- управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;
- создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
- работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.
В данной работе рассмотрели процесс внедрения образовательных электронных ресурсов при изучении темы «Глобальные компьютерные сети» в системе НПО.
Объект исследования – особенности изучения темы «Глобальные компьютерные сети» в системе НПО.
Предмет исследования – процесс создания ППС для изучения темы «Глобальные компьютерные сети» в системе НПО.
Целью работы является разработка ППС для изучения темы «Глобальные компьютерные сети» в системе НПО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности применения и классификации образовательных электронных ресурсов;
- проанализировать требования, предъявляемые к образовательным электронным ресурсам;
- описать методы проведения учебных занятий с применением информационных и коммуникационных технологий;
- рассмотреть методические аспекты изучения темы «Глобальные компьютерные сети» в системе НПО;
- создать ППС для изучения темы «Глобальные компьютерные сети» в системе НПО.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НПО
§1. Особенности применения, классификация образовательных электронных ресурсов
Под информационно-образовательной средой понимается "системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей".
Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это любой электронный ресурс, содержащий информацию образовательного характера.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой средства (возможности, источники), представленные в электронном виде, призванные обеспечивать образовательный процесс, содержащие учебную информацию и (или) методику обучения. [1, с. 45]
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭОР, являются:
- сервисные программные средства общего назначения;
- программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
- электронные тренажеры;
- программные средства для математического и имитационного моделирования;
- программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;
- информационно-поисковые справочные системы;
- автоматизированные обучающие системы (АОС);
- электронные учебники (ЭУ);
- экспертные обучающие системы (ЭОС);
- интеллектуальные обучающие системы (ИОС);
- средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги). [1, с. 48]
Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным продуктом и к ним может быть применен Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.
Прежде чем переходить к непосредственной классификации ЭОР необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации. В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:
- тип электронного издания;
- предметная или образовательная область;
- рекомендуемый уровень образования;
- рекомендуемый тип образовательного процесса;
- рекомендуемая форма образовательного процесса;
- специфика аудитории.
За основу подобных рубрикаций могут быть взяты существующие градации, принятые в системе образования Российской Федерации, государственных, отраслевых и иных российских и зарубежных стандартах и рубрикаторах (ГРНТИ, ВАК, УДК и др.), опубликованных научных исследованиях, практике публикования информационных ресурсов в телекоммуникационных средах.
Рассматриваемая в работе рубрикация типов ЭОР представляет собой объединение всех возможных образовательных информационных ресурсов, предусмотренных вышеуказанными стандартами и рубрикаторами.
Рассмотрим основные типы образовательных электронных изданий: [2, с. 72]
Электронные информационные продукты:
- База данных
- Презентация (демонстрация)
- Электронный журнал
- Электронная газета
- Мультимедийная запись
Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов
- Сборник научных трудов, статей
- Газетная/журнальная публикация
- Инструкция
- Стандарт
- Пособие
- Практическое пособие
- Практическое руководство
- Учебник
- Учебное пособие
- Хрестоматия
- Учебно-методическое пособие
- Учебная программа (курса, дисциплины)
- Учебный план (курса, дисциплины)
- Практикум
- Библиографический справочник
- Проспект
- Каталог
- Альбом, атлас
- Художественное издание
- Альманах
- Антология
- Реферативный сборник
- Экспресс-информация
- Методические указания
- Сборник тестов
- Образовательный стандарт
- Конспект лекций
- Рекламно-техническое описание
- Образцы зачетных учебных материалов
- Магистерская диссертация
- Дипломный проект (работа)
- Выпускная работа бакалавра
- Курсовой проект (работа)
- Отчет о УНИР
- Реферат
Программные продукты
- Автоматизированная система управления учебным заведением
- Автоматизированная информационно-библиотечная система
- Программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.)
- Системное программное обеспечение
- Прикладное программное обеспечение
- Пакет прикладных программ
Инструментальные средства для создания электронных средств обучения
- Инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем
- Инструментальные средства для создания электронных задачников
- Инструментальные средства для создания электронных тренажеров
- Инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования
- Инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов
- Инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов
Программно-информационные продукты
- Электронных словарь
- Электронный справочник
- Электронная энциклопедия
- Информационно-поисковая система
- Информационно-решающая система
- Экспертная система
Электронные средства обучения
- Средства теоретической и технологической подготовки
- Электронный учебник
- Электронная обучающая система
- Электронная система контроля знаний
- Средства практической подготовки
- Электронный задачник
- Электронный тренажер
Комплексные и вспомогательные средства
- Электронный учебный курс
- Электронный восстановительный курс
- Электронный лабораторный практикум
- Развивающая компьютерная игра
Средства психофизиологического тестирования
Специализированные Интернет-ресурсы
- Виртуальная библиотека
- Поисковая система
- Интернет-каталог
- Сервис рассылки информации
- Интернет-трансляция
Универсальную классификацию предметных и образовательных областей, фиксируемых для каждого ЭОР, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями. На практике могут быть использованы несколько подходов к классификации предметных (образовательных) областей. Одной из наиболее общих, универсальных и распространенных с точки зрения практического использования классификаций предметных (образовательных) областей является классификация, построенная по тематическим направлениям общего и профессионального образования.