ВКР|Информатика

Специфика конфликтов в молодой семье (психологический аспект)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 87

Цена: 1 900
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ

1.1     Подходы к анализу семейных конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях

1.2     Виды конфликтных ситуаций в семье и их причины

1.3     Способы выхода из конфликтных ситуаций в семье

1.4     Методы разрешения конфликтных ситуаций в семье при помощи психологического консультирования

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ

2.1     Организация и методы исследования

2.2     Психологическок обследование семей, переживающих конфликтные ситуации  

2.3 Разработка и апробация авторской пронраммы психологической помощи семьям, переживающим конфликты

2.4 Анализ результатов исследования семей по итогам прохождения программ семьями, переживавших конфликт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ   

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших жизненных этапов практически каждой женщины и каждого мужчины выступает создание семьи. И с возрастом данный этап является всё более важной составляющей потребностную сферу человека.

Создание семьи представляет собой не только радостное событие, но и достаточно трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», заставить поступать в соответствии с нашими потребностями и желаниями.

Любая семья является малой социально-психологической группой, складывающейся на основе доверительных и глубоко интимных взаимоотношений супругов, родителей и детей. Ее нравственно-психологическая атмосфера, социальная активность и структура в целом, обусловлены не только общими условиями и закономерностями, но и теми специфическими обстоятельствами, в которых семья создается и осуществляет свою жизнедеятельность. Среди подобных обстоятельств – уровень культуры и образования членов семьи, их материальная обеспеченность, ценности и традиции, которые служат ориентиром в выборе и построении жизненных планов и устремлений, места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов, от которых в основном и зависит способность семьи к развитию и сплочению. Все эти обстоятельства неизменно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений, возникновение проблемных ситуаций.

Семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, в усложняющихся условиях современного бытия, оказалась в центре социальных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, разорение значительной части населения резко оставило отпечаток на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале и стабильности.

В общем жизненном пути супруги сталкиваются с множеством различных проблем и трудностей, многие из них семья самостоятельно не в силах решить и ей просто необходима помощь квалифицированного специалиста. Следовательно, в современных условиях развития общества проблема гармонизации супружеских отношений с каждым днем обретает все более выраженную актуальность. 

Таким образом, семейные взаимоотношения – это целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем.

Актуальность исследования обуславливается также важностью анализа сущности конфликтов в семьях и их влияния на изменения отношений между супругами и детьми, которые испытывают российские семьи под влиянием современных социальных процессов, которые происходят в обществе. Запросы практического консультирования требуют серьезных психологических разработок, в решение задач гармонизации брачных отношений и стабилизации семьи, а также комплексного исследования всех аспектов формирования, функционирования и дальнейшего развития семейного союза, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений супругов, так как благоприятные семейные отношения выступают залогом построения успешного брака и его долголетия.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых были подняты проблемы разводов,  рождаемости, супружеских конфликтов и удовлетворенность браком, воспитания детей в семье и отношений между поколениями. Идея анализа факторов, определяющих успех или неуспех супружества, не нова. Известно немало работ, посвященных этой теме и представляющих большой интерес с научной  и  практической точек зрения (Ю.Е. Алешина, И.Ф. Дементьева, Н.В. Самоукина и др.). Согласно статистическим данным 60-70% проблем, с которыми люди обращаются к психологам и психотерапевтам, так или иначе связаны с семьей. Это – супружеские конфликты, трудности в отношениях между родителями и детьми, проблемы семей, состоящих из 3-4 поколений.

Проблемы взаимоотношений супругов нашли свое отражение в работах таких исследователей как: В.Г. Бочарова, Т.С. Зубкова, В.П. Меньшутин, Ф.А. Мустаева, Г.И. Герасимович, Б.В. Ничипоров, Н.Ф.Басов, Л.Б. Шнейдер и многих других.

Объект исследования: специфика разрешения конфликтных ситуаций в семье.

Предмет исследования: психологическое консультирование как способ разрешения конфликтных ситуаций в семье.

Цель работы – исследование особенностей психологического консультирования как способа разрешения конфликтных ситуаций в семье.

Задачами данной работы являются:

  1. изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе;
  2. рассмотреть подходы к анализу семейных конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях;
  3. определить виды конфликтных ситуаций в семье и их причины;
  4. выявить способы выхода из конфликтных ситуаций в семье;
  5. проанализировать методы разрешения конфликтных ситуаций в семье при помощи психологического консультирования;
  6. провести эмпирическое исследование семей, переживающих конфликтные ситуации;
  7. разработать и апробировать авторскую программу психологической помощи семьям, переживающим конфликты;
  8. осуществить анализ результатов исследования семей, по итогам прохождения программы семьями, переживающих конфликты.

Гипотезы исследования:

  1. Наличие и характер конфликтных ситуаций в семьях зависит от особенностей межличностных отношений, стратегии поведения в конфликте, а также обусловлены степенью удовлетворенности браком.
  2. Целенаправленная реализация программы психологической помощи семьям, направленная на обучение разрешению конфликтов будет способствовать урегулированию противоречий между супругами и улучшению взаимоотношений в семье.

Методами исследования являются: изучение литературы по проблеме семейной конфликтности; наблюдение, методы диагностики, математические методы обработки результатов.

Методики исследования:

  • Методика диагностики межличностных отношений в семье Т. Лири.
  • Диагностика типов поведения в конфликте. Тест К. Томаса.
  • Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл).
  • Тест-опросник удовлетворенности браком. (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области психотерапии и психологии конфликтных ситуаций в семье на разных этапах жизненного пути, среди которых следует назвать Ю.Е. Алешину, В.И. Валдина, Д. Капустина, Д. Кутсар, Г. Навайтис, В.А. Сысенко, Л.Б. Шнейдера, Л.В. Чуйко, Э.Г. Эйдемиллера и др.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в деятельности практических психологов, психотерапевтов в практике семейного консультирования по проблемам разрешения конфликтных ситуаций.

Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 37 источников, и 5 приложений. Общий объем работы – 94 страницы. Основной текст работы – 80 страниц, включая 8 таблиц, 8  рисунков. Приложения занимают 15 страниц.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ

1.1    Подходы к анализу семейных конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство [6].

Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональный системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера [12].

Рассмотрим специфику семейных конфликтов.

Во-первых, особенностью семейных конфликтов является то, что их основное содержание определяется структурой семейных отношений. С одной стороны, отношениями власти, эмоциональной близости. С другой стороны, правовыми и нравственными обязательствами. А они вытекают из основных функций семьи.

 Во-вторых, разнообразие и специфичность причин возникновения семейных конфликтов.

 В-третьих, особенность семейных конфликтов заключается в том, что они, как правило, протекают на повышенном эмоциональном фоне и быстро входят в стадию эскалации.

 В-четвертых, они отличаются от других видов конфликтов весьма разнообразным спектром форм противоборства и разнообразием приемов и способов их разрешения.

 В-пятых, особенности семейных конфликтов вытекают и определяются особенностями самой семьи как социального института.

 В-шестых, особенностью семейных конфликтов является то, что они тесно связаны с основными этапами и кризисными периодами развития семьи.

 В-седьмых, особенность семейных конфликтов заключается в том, что затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияние семейные конфликты оказывают на детей [19].

Эмоциональная близость лежит в основе внутрисемейных отношений. Уникальностью семьи как социального института является ее полифункциональность.

Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования ученых, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.

Семья как социальный институт, и как семейная группа, выполняет  определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи [1]:

Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную, основанную на биологическом воспроизводстве населения, и индивидуальную, заключающуюся в удовлетворении потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.

Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый заключается в формировании личности ребенка, развитии его способностей и интересов, передаче детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащении их интеллекта, эстетическом развитии, содействии их физическому совершенствованию, укреплении их здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры [10].

Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

Аспект третий – происходит постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая функция. Благодаря ей семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, материально поддерживает несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, помогает и поддерживает тех ее членов, у которых возникают финансовые, материальные трудности. 

Восстановительная функция. Заключается в укреплении физических, эмоциональных, психологических и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

Регулятивная функция. Назначение ее в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивающий оптимальный ритм его функционирования и развития. Эта функция осуществляет первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она создает у ребенка представление о социальных связях. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребности людей в детях и их воспитании, социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводства человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними [2].

Коммуникативная функция. Все большее значение сегодня уделяется коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на организацию свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семьях происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер [3].

Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов  [1].

Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий и возраста ее членов. С возрастом супругов значение сексуально-эротической и репродуктивно-воспитательной функций может снижаться, но в этом случае значительно возрастает значение эмоциональной и рекреативной функции. В наше время брак рассматривается как союз, основанный в большей степени на эмоциональных связях, чем на хозяйственно-материальных.

Семейные конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения взаимных и индивидуальных потребностей ее членов. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей [28].

  1. Антонов А.Н. Социология семьи / А.Н. Антонов: учебник для студентов вузов по спец. «Социология». А.Н. Антонов. - М.: ИНФА-М, 2016. – 640с.
  2. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2017. – 282с.
  3. Денисенко А.Л. Роль семьи в воспитании детей / Денисенко А.Л. // Социально-педагогическая работа. – 2017. - №9. - с.42 - 45.
  4. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 2016. – 295с.
  5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
  6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., - стереотип - М.: издательский центр "Академия", 2015 . – 260с.
  7. Кайл Роберт Детская психология: Тайны психики ребенка. - СПб.: прайм Еврознак, 2016. – 416 с.
  8. Каминская М.И. Работа социального педагога с семьей, основанная на принципах сотрудничества и взаимодействия / Каминская М.И. // Социально-педагогическая работа. - 2017. - №1. - с.24 - 28.
  9. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Каптерев П.Ф. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 168с.
  10. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2016. - 354с.
  11. Куломзина С.Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2015. – №3. – с 45-51.
  12. Леонов Н.И. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2017. – 192 с.
  13. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. - М.:Флинта: Наука, 2018. – 160 с.
  14. Мавлевич Н. «Пока не поздно», журнал «Семья и школа», 2015. – № 10. – с.16-23.
  15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2016. – 150с.
  16. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М. Гардарики, 2014. – 255с.
  17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории,  факты, проблемы. М. Тривола, 2014. – 300с.
  18. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2017. – 352 с.
  19. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 328 с.
  20. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 220 с.
  21. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.:Речь, 2016. – 694с.
  22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Ред.Е.Г.Силяева. - М.: Академия. 2015. – 387 с.
  23. «Психология семьи и семейной дезадаптивности»: учеб. пособие /Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Тамб. гос. ин-т им. Г.Р. Державина, - Тамбов, Изд-во ТГУ, 2017. – 350с.
  24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ-М", 2018. – 549с.
  25. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2016. – 176 с.
  26. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2018. – 352с.
  27. Светлов В.А. Аналитика конфликта: Учеб. пособие. – СПб.: Росток, 2015. – 512 с.
  28. Смирнов П.И. Социология личности : Учеб пособие / Смирнов П.И. - СПб. - Изд-во СПбГУ, 2014. – 380с.
  29. Смирнова Е.О. Детская психология. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
  30. Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка Автореф. Дисс. канд. псих. Наук. М., 2013. – 65 с.
  31. Спирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания. Дисс. канд. псих.наук. М., 2014. – 165 с.
  32. Теплюк С. "С чего начинается личность"\\ Дошкольное воспитание, 2016. - № 8. – с. 93-94.
  33. Трифонова Е. В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями). Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2017. – 76 с.
  34. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии/ Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 448 с.
  35. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Эксмо - Пресс, 2016. – 375 с.
  36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.: Питер, 2017. – 265 с.
  37. Юркевич Н.Г. Современная семья: функции и условия стабильности. Минск, 2017. – 170 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Информатика
2020 год 51 стр.
Глобальные компьютерные сети в системе НПО
antiplagiatpro
ВКР Информатика
2020 год 73 стр.
ВКР Создание сайта для салона красоты
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское