Актуальность темы исследования. Одним из важнейших жизненных этапов практически каждой женщины и каждого мужчины выступает создание семьи. И с возрастом данный этап является всё более важной составляющей потребностную сферу человека.
Создание семьи представляет собой не только радостное событие, но и достаточно трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», заставить поступать в соответствии с нашими потребностями и желаниями.
Любая семья является малой социально-психологической группой, складывающейся на основе доверительных и глубоко интимных взаимоотношений супругов, родителей и детей. Ее нравственно-психологическая атмосфера, социальная активность и структура в целом, обусловлены не только общими условиями и закономерностями, но и теми специфическими обстоятельствами, в которых семья создается и осуществляет свою жизнедеятельность. Среди подобных обстоятельств – уровень культуры и образования членов семьи, их материальная обеспеченность, ценности и традиции, которые служат ориентиром в выборе и построении жизненных планов и устремлений, места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов, от которых в основном и зависит способность семьи к развитию и сплочению. Все эти обстоятельства неизменно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений, возникновение проблемных ситуаций.
Семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, в усложняющихся условиях современного бытия, оказалась в центре социальных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, разорение значительной части населения резко оставило отпечаток на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале и стабильности.
В общем жизненном пути супруги сталкиваются с множеством различных проблем и трудностей, многие из них семья самостоятельно не в силах решить и ей просто необходима помощь квалифицированного специалиста. Следовательно, в современных условиях развития общества проблема гармонизации супружеских отношений с каждым днем обретает все более выраженную актуальность.
Таким образом, семейные взаимоотношения – это целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем.
Актуальность исследования обуславливается также важностью анализа сущности конфликтов в семьях и их влияния на изменения отношений между супругами и детьми, которые испытывают российские семьи под влиянием современных социальных процессов, которые происходят в обществе. Запросы практического консультирования требуют серьезных психологических разработок, в решение задач гармонизации брачных отношений и стабилизации семьи, а также комплексного исследования всех аспектов формирования, функционирования и дальнейшего развития семейного союза, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений супругов, так как благоприятные семейные отношения выступают залогом построения успешного брака и его долголетия.
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых были подняты проблемы разводов, рождаемости, супружеских конфликтов и удовлетворенность браком, воспитания детей в семье и отношений между поколениями. Идея анализа факторов, определяющих успех или неуспех супружества, не нова. Известно немало работ, посвященных этой теме и представляющих большой интерес с научной и практической точек зрения (Ю.Е. Алешина, И.Ф. Дементьева, Н.В. Самоукина и др.). Согласно статистическим данным 60-70% проблем, с которыми люди обращаются к психологам и психотерапевтам, так или иначе связаны с семьей. Это – супружеские конфликты, трудности в отношениях между родителями и детьми, проблемы семей, состоящих из 3-4 поколений.
Проблемы взаимоотношений супругов нашли свое отражение в работах таких исследователей как: В.Г. Бочарова, Т.С. Зубкова, В.П. Меньшутин, Ф.А. Мустаева, Г.И. Герасимович, Б.В. Ничипоров, Н.Ф.Басов, Л.Б. Шнейдер и многих других.
Объект исследования: специфика разрешения конфликтных ситуаций в семье.
Предмет исследования: психологическое консультирование как способ разрешения конфликтных ситуаций в семье.
Цель работы – исследование особенностей психологического консультирования как способа разрешения конфликтных ситуаций в семье.
Задачами данной работы являются:
- изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе;
- рассмотреть подходы к анализу семейных конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях;
- определить виды конфликтных ситуаций в семье и их причины;
- выявить способы выхода из конфликтных ситуаций в семье;
- проанализировать методы разрешения конфликтных ситуаций в семье при помощи психологического консультирования;
- провести эмпирическое исследование семей, переживающих конфликтные ситуации;
- разработать и апробировать авторскую программу психологической помощи семьям, переживающим конфликты;
- осуществить анализ результатов исследования семей, по итогам прохождения программы семьями, переживающих конфликты.
Гипотезы исследования:
- Наличие и характер конфликтных ситуаций в семьях зависит от особенностей межличностных отношений, стратегии поведения в конфликте, а также обусловлены степенью удовлетворенности браком.
- Целенаправленная реализация программы психологической помощи семьям, направленная на обучение разрешению конфликтов будет способствовать урегулированию противоречий между супругами и улучшению взаимоотношений в семье.
Методами исследования являются: изучение литературы по проблеме семейной конфликтности; наблюдение, методы диагностики, математические методы обработки результатов.
Методики исследования:
- Методика диагностики межличностных отношений в семье Т. Лири.
- Диагностика типов поведения в конфликте. Тест К. Томаса.
- Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл).
- Тест-опросник удовлетворенности браком. (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области психотерапии и психологии конфликтных ситуаций в семье на разных этапах жизненного пути, среди которых следует назвать Ю.Е. Алешину, В.И. Валдина, Д. Капустина, Д. Кутсар, Г. Навайтис, В.А. Сысенко, Л.Б. Шнейдера, Л.В. Чуйко, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в деятельности практических психологов, психотерапевтов в практике семейного консультирования по проблемам разрешения конфликтных ситуаций.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 37 источников, и 5 приложений. Общий объем работы – 94 страницы. Основной текст работы – 80 страниц, включая 8 таблиц, 8 рисунков. Приложения занимают 15 страниц.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ
1.1 Подходы к анализу семейных конфликтов в отечественных и зарубежных исследованиях
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство [6].
Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональный системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера [12].
Рассмотрим специфику семейных конфликтов.
Во-первых, особенностью семейных конфликтов является то, что их основное содержание определяется структурой семейных отношений. С одной стороны, отношениями власти, эмоциональной близости. С другой стороны, правовыми и нравственными обязательствами. А они вытекают из основных функций семьи.
Во-вторых, разнообразие и специфичность причин возникновения семейных конфликтов.
В-третьих, особенность семейных конфликтов заключается в том, что они, как правило, протекают на повышенном эмоциональном фоне и быстро входят в стадию эскалации.
В-четвертых, они отличаются от других видов конфликтов весьма разнообразным спектром форм противоборства и разнообразием приемов и способов их разрешения.
В-пятых, особенности семейных конфликтов вытекают и определяются особенностями самой семьи как социального института.
В-шестых, особенностью семейных конфликтов является то, что они тесно связаны с основными этапами и кризисными периодами развития семьи.
В-седьмых, особенность семейных конфликтов заключается в том, что затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияние семейные конфликты оказывают на детей [19].
Эмоциональная близость лежит в основе внутрисемейных отношений. Уникальностью семьи как социального института является ее полифункциональность.
Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования ученых, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.
Семья как социальный институт, и как семейная группа, выполняет определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи [1]:
Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную, основанную на биологическом воспроизводстве населения, и индивидуальную, заключающуюся в удовлетворении потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.
Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
Первый заключается в формировании личности ребенка, развитии его способностей и интересов, передаче детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащении их интеллекта, эстетическом развитии, содействии их физическому совершенствованию, укреплении их здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры [10].
Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
Аспект третий – происходит постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Хозяйственно-экономическая функция. Благодаря ей семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, материально поддерживает несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, помогает и поддерживает тех ее членов, у которых возникают финансовые, материальные трудности.
Восстановительная функция. Заключается в укреплении физических, эмоциональных, психологических и духовных сил человека после трудового рабочего дня.
Регулятивная функция. Назначение ее в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивающий оптимальный ритм его функционирования и развития. Эта функция осуществляет первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она создает у ребенка представление о социальных связях. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребности людей в детях и их воспитании, социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводства человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними [2].
Коммуникативная функция. Все большее значение сегодня уделяется коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на организацию свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семьях происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер [3].
Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов [1].
Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий и возраста ее членов. С возрастом супругов значение сексуально-эротической и репродуктивно-воспитательной функций может снижаться, но в этом случае значительно возрастает значение эмоциональной и рекреативной функции. В наше время брак рассматривается как союз, основанный в большей степени на эмоциональных связях, чем на хозяйственно-материальных.
Семейные конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения взаимных и индивидуальных потребностей ее членов. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей [28].