ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ: ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.2 ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.1 ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
2.3 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Основными целями и задачами Олимпиады являются: выявление и развитие у учащихся творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности в области лингвистики; поддержка одаренных детей, в том числе содействие в их профессиональной ориентации и продолжении образования; распространение гуманитарных знаний среди молодежи; привлечение высококвалифицированных научных и педагогических кадров к работе с одаренными и талантливыми детьми; развитие готовности и способности школьников осуществлять речевое общение на межнациональном уровне, формирование будущей интеллектуальной элиты государства, профессионально владеющих иностранными языками.
Олимпиада способствует развитию у обучающихся интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, информационными носителями типа «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству» и др. Олимпиада по английскому языку осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.
Целью работы является исследование организации школьной олимпиады по иностранному языку
Задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты: школьная олимпиада по иностранному языку
- Исследовать подготовку учащихся к олимпиадам по английскому языку
1. Теоретические аспекты: школьная олимпиада по иностранному языку
1.1 Проведение конкурсов и олимпиад по иностранному языку
Проведение во внеклассной работе разнообразных и содержательных конкурсов и олимпиад помогает учителю активизировать повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретённые учащимися умения и навыки, сделать изучение предмета увлекательным. Учащихся не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Стремление померяться своими силами, проверить знания, умения и навыки в соревновании с друзьями, ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-то новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся осознанно мотивированный характер.
Конкурсы проводятся как самостоятельное мероприятие или включаются в программу вечера, утренника, конференции. Условно их можно поделить на две группы:
языковые конкурсы с целью выявления степени освоения предмета;
творческие конкурсы с целью развития художественной самодеятельности учащихся на изучаемом языке.
В числе языковых конкурсов такие: на лучшего знатока лексики и грамматики, на лучшее понимание прослушанного или прочитанного текста, на лучшее письмо другу, лучшее сообщение по теме и т.д.; творческие - на лучший художественный перевод, на лучшую инсценировку или драматизацию, фонетический конкурс, конкурс на лучшее исполнение песни на иностранном языке, на выразительно чтение стихов и отрывков из прозы.
Во время конкурсов школьники учатся самостоятельно оценивать работу своих товарищей и свою работу, правильно воспринимать критические замечания.
В 8-9-х классах следует проводить конкурсы на лучший рассказ, лучшее описание картин, исполнение народных или политических песен, письмо зарубежному другу, на лучшую стенгазету и т.д. В 10-11-х классах целесообразно проводить учебные конкурсы на лучший перевод (устный и письменный), рассказ о стране изучаемого языка, на лучшее сообщение по теме и конкурсы на лучшего политинформатора, лучшую подготовку делегации на общешкольный фестиваль на изучаемом языке и др.
Существует ряд требований к подготовке и проведению конкурсов, соблюдение которых обеспечивает их учебно-воспитательную эффективность.
Во-первых, конкурсы по предмету «иностранный язык», организованные на основе изученного материала, по содержанию и форме не должны дублировать урок или напоминать экзамен.
Во-вторых, к конкурсам необходимо готовить учащихся заранее: ознакомить с условиями проведения и критериями оценок, с лучшими образцами выполнения аналогичных заданий, указать материал, который они должны повторить, чтобы успешно участвовать в конкурсе. С целью предупреждения возможных ошибок организовать, если в этом есть необходимость, консультации, использовать в роли консультантов наиболее подготовленных старшеклассников.
В-третьих, планирование и проведение конкурсов должно учитывать логику учебно-воспитательного процесса и способствовать успешному решению конкретных целей и задач:
1. улучшить произношение;
2. содействовать формированию умений и навыков выразительного чтения;
3. повысить уровень практического владения грамматическим материалом;
4. расширить лексический запас учащихся и автоматизировать их умение использовать его в речи;
5. повысить аудитивную компетентность учащихся;
6. совершенствовать технику чтения или умения и навыки чтения про себя и т.д.
Олимпиада - это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках. Она проводится ежегодно в параллельных классах и состоит из двух туров: внутришкольного и городского или районного.
Содержание олимпиады в современной школе проводится в формате ЕГЭ. В ходе подготовки к проведению олимпиады необходима соответствующая разъяснительная работа, цель которой - выработать у учащихся убеждение в том, что их успешное участие в олимпиаде не только своеобразный отчёт по владению иностранным языком, но и подготовка к ЕГЭ. В жюри олимпиады рекомендуется привлекать преподавателей иностранного языка вузов и техникумов. Это повышает ответственность учащихся за участие в олимпиаде.
В старших классах, на наш взгляд, олимпиада должна способствовать решению задач профессиональной ориентации школьников. Профессиональная направленность олимпиады проявляется в индивидуальном подборе текстов общественно-политического, естественнонаучного и гуманитарного профиля и заданий к ним. Такая организация олимпиады поможет учителю и учащимся своевременно выявить имеющиеся проблемы и направить усилия на их устранение, внести в работу по предмету необходимые коррективы. С учётом этого нельзя откладывать проведение олимпиады в выпускных классах на конец учебного года. В 11-м классе целесообразнее провести её до начала зимних каникул. Профессиональная направленность олимпиады предполагает хорошее знание интересов школьников и их планов по самоопределению, проведение с ними разъяснительной работы с целью усиления внимания к изучению иностранного языка .