Курсовая работа|Физическая культура

Физическая культура и профилактика опорно-двигательного аппарата

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 20

Введение

  1. Общая характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата
  2. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры
  3. Упражнения на занятиях физической культурой для профилактики опорно-двигательного аппарата

Заключение

Список литературы

В последнее время опорно-двигательный аппарат (ОДА) рассматривается как сложная физиолого-биомеханическая система. ОДА, функционально тесно связан с другими органами и системами организма, для выявления нарушений которой принято выделять целый ряд патобиомеханических изменений в виде локального функционального блокирования и локальной гипермобильности различных суставов и сочленений организма, миодистонически-миодистрофических изменений, региональных постуральных дисбалансов мышц, атипичного моторного паттерна и неоптимального двигательного стереотипа.

Возникновение органических и функциональных нарушений отдельных органов и систем организма всегда связано с определенными экзогенными и эндогенными причинами, степень значимости которых в каждом конкретном случае бывает различной.

Актуальность этой проблемы обусловлена в первую очередь социальным аспектом, а именно высокой частотой встречаемости данной категории заболеваний в популяции и типичным развитием у больных временной и стойкой нетрудоспособности.

Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Цель работы – проанализировать роль и место физической культуры в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

1) дать общую характеристику заболеваний опорно-двигательного аппарата;

2) рассмотреть профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.

 

  1. Общая характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат человека несёт на себе важнейшие функции – придание ему формы опоры, защита внутренних органов, возможность передвижения и принятия различных поз. Он представляет собой подвижное сочленение костей, соединённых между собой межпозвоночными хрящами, суставами, связками и мышцами. Заболевания опорно-двигательного аппарата приводят к потере или ограничению тех или иных функций. Они условно делятся на болезни позвоночного столба и болезни суставов [12, с. 36].

Ортопедические заболевания и деформации могут быть классифицированы по следующим признакам: по времени их появления, этиологии, анатомическим признакам и по характеру поражённых тканей.

По времени появления различают врождённые и приобретённые заболевания и деформации опорно-двигательного аппарата. По причине происхождения врождённые аномалии развития опорно-двигательного аппарата могут развиваться под воздействием экзогенных, эндогенных и генетических факторов.

В зависимости от причин происхождения различают следующие приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата:

- патологические установки и нарушения функции органов движения на почве вялых и спастических параличей (родовых, травматических и постинфекционных);

- деформации, связанные с инфекцией и интоксикацией (туберкулёз, ревматизм, остеомиелит);

- на почве рахита, нарушения обмена веществ и деятельности желёз внутренней секреции;

- деформации и нарушения функции в результате неправильной статики (изменения осанки, сколиозы, плоская стопа и др.);

- посттравматические деформации [8, с. 67].

Нарушений и заболеваний в ортопедии позвоночника и суставов существует великое множество. К числу наиболее распространённых можно отнести:

Дефекты осанки.

Осанка – привычная поза непринуждённо стоящего человека. При правильной осанке голова поддерживает вертикальное положение, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы одинаковы, плечи на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии, соски находятся на одном уровне, симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, хорошо выражены и симметричны так называемые треугольники талии [4, с. 38].

Осанка зависит от силы мышц, поддерживающих положение позвоночника, и симметрии развития мышц, их состояния на передней и задней частях туловища, с одной стороны, и на левой и правой половинах туловища – с другой.

Одной из причин нарушений осанки является слабое физическое развитие ребёнка, особенно в периоды бурного роста скелета, когда развитие мышц не успевает за ростом костей [14, с. 103].

Нарушения осанки могут быть в саггитальной и фронтальной плоскостях.

В сагиттальной плоскости различают нарушения с уменьшением и увеличением физиологической кривизны позвоночного столба. К последним относятся следующие:

Сутулость – самый распространённый вид нарушения осанки. Чаще всего бывает у девочек, начиная с подросткового возраста. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, поэтому внешне кажется, что больной ходит всё время задумавшись, уйдя в себя с опущенной головой, со сведёнными надплечьями [9 с. 51].

Сколиоз – нарушение осанки во фронтальной плоскости, или боковое искривление позвоночника. Начальные явления сколиоза обнаруживаются уже в раннем детстве, но в школьном возрасте он проявляется наиболее выражено – почти у 40% обследованных школьников старших классов [11, с. 26].

Этим перечнем охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

Проблему, связанную с плоскостопием, рассматривали такие учёные как: А.Васильева, Н.Б. Мирская, Ю.С. Плоскостопие, по мнению Э.Н. Вайнера, представляет собой уплощение поперечного или продольного сводов стопы. В здоровом состоянии человеческая стопа имеет два выраженных свода – поперечный и продольный. Эти своды выполняют важнейшую функцию – они дают возможность человеку удерживать равновесие и амортизируют тряску при ходьбе. И если связки и мышцы стоп перестают нормально работать и по какой-либо причине слабеют, то начинает меняться форма стопы – свод стопы уменьшается, она постепенно становится плоской, в результате чего теряется основная функция стопы – рессорная. Однако это не просто видоизменение стопы. Оно влечёт за собой возникновение целого ряда осложнений, которые ухудшают общее состояние организма. В частности, проявлениями плоскостопия часто являются снижение общей работоспособности, головные боли и др. [15, с. 7]

Рассмотрев наиболее распространённые заболевания КМС, необходимо задуматься о профилактике данного вида заболеваний.

  1. Авцын А. П. Опорно-двигательная система человека [Текст] / А. П. Авцын, А. А. Жаворонкова, М. А. Риш, Л. С. Строчкова. – Москва : Медицина, 2016. – 315 с.
  2. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов, Т. С. Морозова ; под ред. Н. Ж. Булгаковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 401 с.
  3. Вайнер Э.Н.- Лечебная физическая культура: учебник. М.: Флинта: Наука., 2018.- 424с.
  4. Гришин Т. В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах [Текст] / Т. В. Гришин, С. В. Никитин // Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2015. – № 3. – С. 38–42.
  5. Жданов А.С., Сафонова О.А. Физическая культура и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата // Символ науки. 2016. №12-3.
  6. Жданкина, Е. Ф. Реабилитация студентов с заболеваниями опорнодвигательного аппарата в техническом вузе : учеб. пособие / Е. Ф. Жданкина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 272 с.
  7. Лечебная и адаптивная физическая культура. Плавание : учеб. пособие для СПО / Н. Ж.
  8. Мирская Н.Б., Коломенская, А.Н.- Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков (методология, организация, технология): учебное пособие. М.: Флинта: Наука., 2016.- 224с.
  9. Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2017. – 240 с.
  10. Переверзева, Л. А. Кирьянова, Е. Н. Кодрашкин. – Ульяновск : УлГТУ, 2020. – 218 с.
  11. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Профилактика нарушения осанки у детей // Главврач Юга России. 2017. №3 (56).
  12. Профилактика и реабилитация заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры : учебное пособие / сост. : Л. В. Чекулаева, И. В. Сергиеаич А.А.- Самостоятельные занятия физкультурой при нарушениях опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. Омск.: Издат-во Ом.гос.ун-та.: 2017.- 84с.
  13. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст] / Э. В. Плаксунова // Физическая культура. – 2018. – № 2. – С.18–22.
  14. Сидоров С. П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом [Текст] / С. П. Сидоров. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 245с.
  15. Силантьева, С. В. Профилактика плоскостопия у дошкольников [Текст] / С. В. Силантьева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 6- 9.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское