Курсовая работа|Физическая культура

Влияние учебно-тренировочных занятий волейболом на кардиореспираторную систему

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния занятий спортом на кардиореспираторную систему

1.1 Влияние спортивных нагрузок на кардиореспираторную систему организма студентов

1.2 Характеристика волейбола как игрового вида спорта

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация и методы исследования влияния спортивных нагрузок на кардиореспираторную систему организма студентов

2.1 Материал и методы исследования

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Вывод по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы. Сейчас состояние здоровья молодежи почти во всем характеризует будущее государства, ее общественно-финансовое благополучие и культурное развитие. Одним из основных показателей функционального состояния здоровья подрастающего поколения является физическое развитие. Морфологические особенности возраста и пола были и остаются предметом исследования и анализа, составляя базу всевозможных региональных комплексных и целевых программ по защите благосостояния, профилактики болезней населения, улучшение состояния окружающий среды и критерий жизнедеятельности.  

Одним из существенных факторов здорового образа жизни человека является систематическое использование физических нагрузок, соответствующие антропометрическим показателям физического развития (рост, вес, состояние здоровья). Физические активность – это совокупность разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных физических упражнениях и занятиях спортом [5]. Человек, который активно занимается физической культурой и спортом, как на профессиональном, так и на любительском уровне, не только улучшает свое физическое состояние и физическую форму, но и также физически улучшается. Под влиянием физического воспитания и спорта в организме человека происходят различные морфологические и функциональные изменения, которые имеют огромное значение в его жизни.

Спорт, такой как волейбол, пользуется популярностью среди студентов, так как он является общедоступным и не требует каких-либо специальных навыков и умений. Эта спортивная игра отличается эмоциональным и интеллектуальным богатством, по сравнению с другими видами.

В центре внимания многих исследований в настоящее время находятся физиологические проблемы влияния внутренних и внешних факторов на морфофункциональное состояние современных школьников. Функциональное состояние здоровья большинства современных школьников характеризуется рядом негативных тенденций: наблюдается снижение индекса здоровья, также замедление физического и  развития, изменение структуры заболеваемости (увеличение хронических форм заболеваний) и т. п. Снизились функциональные возможности молодого организма: мышечная сила уменьшилась на 18%, ЖЕЛ - на 15%, у трети юношей и девушек отмечается задержка полового созревания [14]. По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25% [25]. Также можно отметить, что двигательная активность и уровень проявления физической подготовленности, играет существенную роль среди факторов, влияющих на состояние здоровья.

На основании вышеизложенного тема данной работы является особенно актуальной в наше время.

Цель исследования: оценить влияние учебно-тренировочных занятий волейболом на кардиореспираторную систему.

Исходя из поставленной цели исследования, нами были определены следующие задачи:

– изучить влияние спортивных нагрузок на кардиореспираторную систему организма студентов;

– рассмотреть характеристику волейбола как игрового вида спорта;

– провести анализ влияния спортивных нагрузок на кардиореспираторную систему организма студентов;

– провести обсуждение полученных результатов исследования.

Объект исследования: студенты-волейболисты.

Предмет: особенности кардиореспираторной системы студентов- волейболистов.

Гипотеза: предполагается, что систематические занятия таким видом спорта, как волейбол, оказывают благоприятное влияние на кардиореспираторную систему.

Опытно-экспериментальная база исследования: МПГУ (Московский Педагогический Государственный Университет). В эксперименте участвовало 40 студентов, из них 20 – юноши-волейболисты и 20 - юноши, не занимающиеся спортом. Средний возраст исследуемых составляет 17 лет.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния занятий спортом на кардиореспираторную систему

1.1 Влияние спортивных нагрузок на кардиореспираторную систему организма студентов

Растущее ограничение мобильности в современном мире противоречит биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. На современном этапе развития российского общества физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью государственной политики в плане поддержания здоровья нации. Государство разработало стратегии по развитию физической культуры и спорта в РФ. В этих условиях роль развития массовых форм физической культуры очевидно, как на профессиональном, так и на любительском уровне, особенно среди студентов. Секционные занятия по спортивным играм служат всестороннему физическому развитию, гармоническому развитию личности и повышения физической подготовленности [1, 2].

 Игровые виды спорта по популярности занимают лидирующие позиции среди студентов. Тренировочная и соревновательная деятельность в игровых видах спорта требует выполнения большого количества скоростно-силовых и собственно-силовых нагрузок, высокого развития общей и скоростной выносливости.

 В массовых видах спорта чередование нагрузок и отдыха определяется не тренером, как например для профессиональных спортсменов, а условиями, приведенными в учебном процессе вуза. Нагрузки, используемые в режиме спортивной секции, должны вызывать изменения, соответствующие только этапу повышения неспецифической устойчивости организма [5]. Рассматриваемая проблема адаптивной физиологии требует системного подхода. Функциональная адаптивная система, обеспечивающая наилучший спортивный результат, включает в себя не только сердечно-сосудистую систему, но и дыхательную, как компонент адаптационного ресурса организма, который играет важную роль в обеспечении гомеостаза [2].

При спортивном отборе на ранних этапах предпочтение часто отдается высоким подросткам. Однако развитие сердечно-сосудистой системы может отставать от роста тела в длину, именно из-за этого их организм часто функционально ослаблен. Эти подростки быстро устают [20]. Большинство волейболистов довольно высокого роста. Игроки передней линии выше и менее гармонично сложены, чем игроки задней линии, поскольку на задней линии необходимы скоростно-силовые качества для того, чтобы быстро перемещаться по площадке и успевать подойти под мяч. Спортивные игры, например такие как волейбол, баскетбол и гандбол, характеризуются разнообразными движениями. К ним относятся бег, прыжки, броски мяча с места в прыжке, удары, различные силовые элементы и т. п. Все эти движения выполняются в условиях взаимодействия (в борьбе) игроков друг с другом. Изменение структуры движений и их интенсивности происходят постоянно в течение игры. Спортивные игры способствуют развитию основных физических характеристик, таких как быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

Физиологические сдвиги в организме различны, они зависит от выбранного вида физической активности. Расход энергии в игровых видах спорта, например в таких как волейбол, зависит от многих факторов. Так, расход энергии у волейболистов варьируется от 3600 до 3800 ккал. МПК у волейболистов 44 мл/мин/к. Частота дыхания в играх может составлять от 20-30 до 60 экс. в мин. ЖЕЛ составляет у девушек 3000-4500 мл. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя составляет от 45 до 55 уд/мин, во время игры в волейбол - 140-180 и более уд/мин. Лактат после физической нагрузки (игра или тренировка) может составлять 8-14 и более ммоль/л [10; 22].

У юношей, не занимающихся спортом, средняя жизненная емкость легких (ЖЕЛ) составляет от 4 до 4,5 литра воздуха. У юношей, которые занимаются профессионально такими видами спорта, где возможности легких используются в полную силу, например в гребле, жизненная емкость легких может доходить до 7 и иногда даже до 9 литров. В условиях занятий физкультурой жизненная емкость легких юноши увеличивается, в частности, при различных видах бега. ЖЕЛ у занимающихся спортивными играми увеличена, что объясняется значительными требованиями к дыхательному аппарату во время игры. У квалифицированных футболистов и волейболистов она составляет в среднем около 5 л. После напряженных соревновательных игр или тренировок ЖЕЛ уменьшается в среднем на 0,1-0,3 л [6].

У спортсменов с ростом тренированности, особенно при увеличении такого качества как выносливость, частота сердечных сокращений в состоянии покоя ниже, чем у нетренированных людей, и составляет примерно 50-55 ударов в минуту. У высококвалифицированных спортсменов в циклических видах спорта, в которых происходит повторение двигательных действий в цикле, ЧСС составляет 30-35 уд/мин. Частота сердечных сокращений, необходимая для обеспечения возрастания минутного объема сердца (МОС), повышается при физической нагрузке, также она является одним из важнейших показателей при проведении нагрузочных тестов.

Также отмечается линейная зависимость между ЧСС и интенсивностью работы в пределах 50-90 % переносимости максимальных нагрузок, однако есть индивидуальные различия, связанные с антропометрическими показателями (полом, возрастом, физической подготовленностью обследуемого, условиями окружающей среды и др.). При легкой физической нагрузке ЧСС сначала значительно увеличивается, затем постепенно снижается до уровня, который сохраняется в течение всего периода двигательной активности. При более интенсивных и длительных нагрузках имеется тенденция к увеличению ЧСС, причем при максимальной работе она нарастает до предельного уровня. Эта величина зависит от тренированности, возраста, пола обследуемого и других факторов. ЧСС зависит от возраста, так в 20 лет максимальная ЧСС - около 200 уд/мин, к 64 годам опускается примерно до 160 уд/мин в связи с общим возрастным снижением биологических функций человека. ЧСС увеличивается пропорционально величине мышечной работы. Обычно при уровне нагрузки 1000 кгм/мин ЧСС достигает 160-170 уд/мин, по мере дальнейшего повышения нагрузки сердечные сокращения ускоряются более умеренно и постепенно достигают максимальной величины - 170 - 200 уд/мин. Дальнейшее повышение нагрузки уже не сопровождается увеличением ЧСС [1; 12].

Также наблюдается то, что работа сердца становится менее эффективной при высокой частоте сокращений, из-за значительного сокращения времени наполнения желудочков кровью и уменьшения ударного объема сердца [10]. Стоит отметить, что Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует, допустимый уровень нагрузки, при которых ЧСС достигает 170 уд/мин. Артериальное давление (АД) повышается у спортсменов перед стартом, иногда на АД влияют три фактора: а) частот сердечных сокращений (ЧСС); б) изменение периферического сопротивления сосудистого русла; в) изменение сердечного выброса крови [4, 19].

Следовательно, физическая активность вызывает значительные преобразования во всем организме, и он приспосабливается к мышечной активности. Адаптация к интенсивной работе в течение всего тренировочного периода, обеспечивается за счет адаптивной перестройки различных органов и систем, вследствие влияния на них физических нагрузок. В то же время отмечается, что специфические изменения в функциональных системах не имеют сходств.

  1. Агаджанян, Н.А. Гипоксические, гипокапнические и гиперкапнические состояния [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. Вузов / Н.А. Агаджанян, А.Я. Чижов ; УМО по мед. и фармац. образованию вузов России. - М. : Медицина, 2013. - 93 с.
  2. Аганянц, Е.К. Очерки по физиологии спорта [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембрач. – Краснодар: «Экоинвест», 2011. – С.
  3. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] / И.В. Аулик. – М.: Медицина, 2010. – С. 47 –
  4. Белоцерковский, З.Б. Гемодинамическая реакция при статических и динамических физических нагрузках у спортсменов [Текст]: учеб. пособие / З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина, Ю.А. Борисова; Физиология человека. – 2012. – Т. 28. - № 2. – С. 89-94.
  5. Бунак, В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодёжи в свете советских соматологических исследований [Текст] / В.В. Бунак. - М., МГУ.- 2008. – вып.28 – С. 36 –
  6. Буштрук, В.Д. Подготовка спортсмена в многолетнем аспекте [Текст] / В.Д. Буштрук, В.Ф. Костюченко, Е.Г. Шубин. – СПбГУАБ. СПб., 2012. – С. 24 -
  7. Властовский, В.Г. Сравнительный анализ особенностей процесса роста и соматического развития якутских и русских детей в возрасте 8 – 18 лет [Текст] / Вопросы анатомии. – 2004. Вып. В. – С. 12 –
  8. Данилкович, Н.Н. Соматическое выявление сельских школьников чеченцев в возрасте 11 – 17 лет [Текст] / Н.Н Данилкович, Т.Л Автаева; Вопросы физической антропологии. Тарту, - 2012. – С.
  9. Додонова, Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей [Текст] / Л.П. Додонова // Гигиена и санитария. – М., 2004. - №. 9. – С. 21–23.
  10. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: [Текст] / В.И. Дубровский учебники и учеб. пособ. д/ высшей школы (ВУЗы). Издательский центр «Владос» - 2015. – 528 с.
  11. Епифанова, В.А. Спортивная медицина [Текст]: учебное пособие / В.А. Епифанова. – М.: ГЭОТАР – Медиа. – 2016. – 336 с.
  12. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384с.
  13. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека [Текст] / М.Ф. Иваницкий. – М.: Терра-Спорт, 2013. – С. 435 -
  14. Казызаева, А.С. Физиолого-гигиеническая оценка иновационного обучения на пубертатном этапе онтогенеза: [Текст] / Автореф. дисс. канд. биол. наук: 03.00.13. / А.С. Казызаева. – Новосибирск., 2009. – 15 с.
  15. Каменская, Е.П. Функциональные особенности организма юношей и девушек 16-17 лет при разных типах обучения [Текст] / Е.П. Каменская, Н.К. Гайнанова // Известия Бийского отделения Русского географического общества: Выпуск 24 / Отв.ред. Н.Н. Беспалова. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2015. – С. 44-45.
  16. Карпман, В.Л. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. Карпмана В.Л.. М.: Физкультура и спорт, 2007. — 304 с.
  17. Клещев, Ю.Н. Волейбол: учебник для институтов физ. культуры [Текст] / Отв. ред. Клещев Ю.Н. -М.: , 2003. - 244 с.
  18. Кулаев, И.Н. Организация и методика исследования воспитания физических качеств волейболистов 16-18 лет / И.Н. Кулаев, Е.Н. Филлипова // Вестник науки и творчества. – 2016. - №5(5). – С. 271-272.
  19. Любомирский, Л.Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста [Текст] / Л.Е. Любомирский. - Автореферат диссертация доктора биологических наук. – М. – 2009. – С. 35- 42.
  20. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: [Текст] / В.И Лях; Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2008. – С. 54 –
  21. Матвиенко, О.В.          Физическая подготовка и морфофизиологические показатели баскетболисток 15-16 лет / О.В. Матвиенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Изд-во: Набережночелнинский государственный педагогический университет (Набережные Челны). - №2(3). – С. 185-192.
  22. Мелентьева, Н.Н. Особенности физического развития юношей 12-18 лет, занимающихся игровыми видами спорта / Н.Н. Мелентьева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Изд-во: общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" (Новосибирск). – 2011. №19-2. – С.188-193.
  23. Мелентьева, Н.Н. Физическое развитие школьников / Н.Н. Мелентьева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Изд-во: ЦНС "ИНТЕРАКТИВ ПЛЮС". 2015. – С.331-336.
  24. Надеина, С.Я. Региональные особенности конституциональной диагностики мужчин и юношей жителей Барнаула / С.Я. Надеина, О.В. Филатова // Известия Алтайского государственного университета. 2010. -№3- 2. – С. 95-100.
  25. Никитушкин, В.Г. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья / В.Г. Никитушкин, В.К. Спирин // Физическая культура. 2001. №4. С. 36-40.
  26. Олейников, Б.В. Способ математической оценки результатов соматотипирования [Текст] / Б.В Олейников, В.А Сапожников, В.П Ефремова, В.Г. Николаев; Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тез. доклад. – Томск – Красноярск. – 2016. - С. 20-22.
  27. Пашкова, И. Г. Соматометрическая характеристика юношей на Европейском севере [Текст] / Пашкова И. Г., Кудряшова С. А., Колупаева Т. А. // Фундаментальные исследования. – 2015 – № 6 – С. 9-96.
  28. Пурунджан, А.Л. Некоторые проблемы возрастной трансформации размеров кисти [Текст] / А.Л. Пурунджан; Вапр. Анатроп. – М.: МГУ. – 1991. – вып. 85. – С. 22-
  29. Сапин, М.А. Анатомия и физиология детей и подростков: [Текст] / учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 432 с.
  30. Сафронов Н.Н. Развитие физических качеств у юношей, занимающихся баскетболом / Н.Н. Сафронов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Изд-во: Набережночелнинский государственный педагогический университет (Набережные Челны). - 2017. №2(3). – С. 193-198.
  31. Сухих, Н.К. Показатели физического развития подростков и юношей, проживающих в г. Кирове / Н.К. Сухих // Вятский медицинский вестник. Изд-во: Кировская государственная медицинская академия (Киров).– 2011. - №1. – С.65-67.
  32. Урысон, А. М. Ростовые кривые признаков пропорций тела [Текст] / А. М. Урысон // Вопр. антропологии. 2008. - Вып. 23. - С. 41-58.
  33. Ушаков, А.С. Сравнительный анализ показателей физического развития учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса обучения / А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова // Человек. Спорт. Медицина. Изд- во: Южно-Уральский государственный университет (Челябинск). – 2014. №4. С. 73-79.
  34. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. мат-лов (выпуск VI). Под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член- корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2013. 192 с.
  35. Фомин, Н.А. Физиология человека. [Текст] / Н.А. Фомин – М.: Просвещение, Владос: - 2015. – С.
  36. Ходос, А.Б. Морфофункциональные особенности аппарата движений человека с элементами возрастной морфологии. [Текст] / А.Б. Ходос, Е.К Ермоленко; Краснодар. – 216. – С. 99 -
  37. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты [Текст]: / А.Г. Щедрина. Новосибирск. ООО «Альфа- Виста», 2017. – 144 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское