База прохождения производственной практики: ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Сроки прохождения практики: c 29.03.2021 по 25.05.2021.
Руководитель практики: Мартынов А.Е., начальник ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Цель практики – закрепление полученных теоретических знаний и приобретение профессионального практического навыка, опыта самостоятельной работы по избранному виду юридической деятельности; сбор, анализ и обобщение эмпирического (практического) материала для написания отчета.
Задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую работу места проведения практики;
- изучить нормативно-правовую базу и полномочия органа дознания, лица, производящего дознание, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа;
- принять участие в проведении следственных действий в качестве понятого, при проведении осмотров, обысков, предъявлении для опознания;
- присутствовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ст. 108 УПК РФ;
- присутствовать в судебном заседании при ходатайстве следователя по вопросу продления срока заключения под стражей, в порядке ст. 109 УПК РФ;
- присутствовать в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела в особом порядке.
- Общая характеристика и нормативная база деятельности ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области
Институт заключения под стражу в большей степени относится к административно-правовому институту (режиму), который представляет собой совокупность административно-правовых норм, регламентирующих собственно правовое положение мест содержания под стражей как юридического лица. Это объясняется тем, что правовой статус СИЗО (с позиции юридического лица) является универсальным, так как кроме уголовно-исполнительных, уголовно-процессуальных отношений в нем содержатся и административно-правовые отношения. Все это говорит о его сложном административно-правовом статусе.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области представляет собой находящееся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний и обладающее административной правоспособностью и административной дееспособностью специализированное режимное правоохранительное учреждение, создаваемое в целях исполнения требований законодательства в части обеспечения изоляции от общества подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных к лишению свободы. Таким образом, особенностью данного статуса СИЗО является административно-универсальное положение СИЗО в правоохранительной деятельности ФСИН России.
Правовую основу деятельности ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области составляют: Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Одним из основных законов применительно к деятельности СИЗО является Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Закон юридически самостоятелен, то есть имеет свой, отличный от других отраслей права предмет правового регулирования, которым является правовое регулирование и деятельность специальных органов государства по обеспечению порядка и условий содержания лиц, подвергнутых заключению под стражу в качестве меры пресечения.
Кроме того, указанный Федеральный закон регулирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не только в СИЗО УИС, но и в изоляторах временного содержания МВД России и ФСБ России. Данный Закон в определенной мере закрепляет административно-правовой статус следственного изолятора.
Основным подзаконным нормативным правовым актом административной направленности, регламентирующим управленческую, правоохранительную деятельность ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, является приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». В нем определены основные задачи и функции административной направленности следственных изоляторов, права и обязанности начальника СИЗО, категории лиц, которые могут содержаться в следственном изоляторе. Это Положение относится к административно-правовым актам. Это объясняется тем, что в данном Положении содержатся исключительно административно-правовые нормы, которые и определяют рассматриваемый статус следственного изолятора.
Кроме того, приказ Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» также определяет административно-правовой статус следственного изолятора. Так, анализируемый приказ регламентирует достаточно широкий круг организационных вопросов администрации следственного изолятора. Структура данных Правил определена в ст. 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Указанная статья состоит из административно-правовых норм структурно-организационного характера.
Основу собственно административно-правового статуса ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области составляют следующие элементы: цели создания и функционирования СИЗО ФСИН России; публичные задачи, выполняемые следственным изолятором; административные функции, возлагаемые на соответствующие структурные подразделения; права администрации следственного изолятора; обязанности следственного изолятора; публично-правовая юридическая ответственность следственного изолятора; правовые гарантии администрации следственного изолятора; место следственного изолятора в системе органов государственного управления, его подведомственность и подчиненность.
Управление деятельностью ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области осуществляет центральный аппарат ФСИН России как непосредственно, так и через территориальные органы управления (ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН) субъектов РФ. В его состав входит управление следственных изоляторов центрального подчинения, а также управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов, которое осуществляет непосредственное руководство СИЗО и контролирует их деятельность, изучает и обобщает передовой опыт проведения оперативно-профилактических мероприятий, организации охраны лиц, содержащихся под стражей, и службы надзора за ними.
В структуру территориальных органов входят отделы (отделения, группы) СИЗО и тюрем. Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу, канцелярию, бухгалтерию, медицинскую часть и отделы: организационно-аналитический, режима, охраны, оперативный, специальный, кадров и работы с личным составом, по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, интендантского и хозяйственного обеспечения.
Администрацию следственного изолятора возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее начальником территориального органа управления УИС. Начальнику СИЗО непосредственно подчиняются: дежурная служба, канцелярия, бухгалтерия, организационно-аналитический отдел. Канцелярия осуществляет делопроизводство и документооборот. Бухгалтерия обеспечивает финансовую деятельность следственного изолятора, контролирует наличие и сохранность денежных средств на содержание персонала учреждения и лиц, находящихся в СИЗО, учитывает и хранит деньги и ценные предметы, изъятые у лиц, содержащихся в следственном изоляторе.