Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы общения тренера и спортсменов
1.1. Понятие «общение», его виды
1.2. Психологические аспекты общения тренера со спортсменами
1.3. Факторы, влияющие на эффективность общения тренера со спортсменами
Выводы по теоретической главе
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложения
Педагогическое мастерство, как учителя, так и тренера во многом базируется на искусстве общения. В процессе общения, этой специфической формы человеческого взаимодействия, осуществляется обмен идеями, знаниями, всем фондом духовного богатства, созданного людьми. Тем самым преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Обучение и воспитание как раз и имеют целью помочь формирующейся личности выйти за рамки индивидуального опыта.
По мнению Е.П.Ильина (3, с. 265), особенность деятельности тренера связана прежде всего с целью, стоящей перед ним, - достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности – постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие.
Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможность разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. В то же время, это обстоятельство предъявляет к тренеру большие требования: оно обязывает находить надлежащие формы взаимоотношений со своими воспитанниками, так как тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.
Объект исследования: психологические особенности общения тренера и спортсмена
Предмет исследования: изучение факторов, влияющих на эффективность общения между тренером и спортсменом
Цель исследования: выявить основные факторы, способствующие организации эффективного общения между тренерами и спортсменами.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературных источников по вопросам связанным с особенностями общения между тренером и спортсменом
- Изучить наиболее значимые факторы, обуславливающие эффективность общения между тренером и спортсменом
Гипотеза исследования: в данной работе выносится предположение о том, что изучение основных факторов как способствующих, так и препятствующих эффективному общению между тренером и спортсменом, позволит более осознано и продуктивно подходить к организации общения между ними
Глава 1. Теоретический анализ проблемы общения тренера и спортсменов
1.1. Понятие «общение», его виды
Общение – это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых живых существ, и в первую очередь для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системе к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. При взаимодействии людей коммуникация получает новое качественное содержание. Этот вид коммуникации и относится к общению (4, с. 227).
С точки зрения психологии, взгляды на общение не имеют однозначности:
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания партнера;
Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух и более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно смысловых образований партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятел ьности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению (14, с. 157).
Формулировка трактовок значения общения в психологии, так или иначе, сводится к тому, что процесс общения предполагает обмен информацией, передачу состояний и других параметров. Однако, в жизни человека, общение является гораздо большим понятием.
Когда же категория общения относится к какой-то определенной сфере жизнедеятельности человека, оно начинает нести более узкий смысл. Это смысл часто ограничивается рамками той деятельности в котором оно употребляется.
Социально-психологическое и психолого-педагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение – это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров) (1, с. 195).
Если же говорить об общении в педагогическом аспекте, предполагающее как учебные так и внеучебные формы, возникает необходимость в определении педагогического общения.
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя, прежде всего с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавливается взаимопонимание, меняются мнения и установки (4, с 228).
Но даже и столь полное определение упускает один важный момент, который не отражает психического контакта общающихся людей.
Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между реальными людьми, существующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен информацией, эмоциями и т.п. между общающимися. Поэтому чтение произведений современных писателей тоже нельзя относить к общению читателя с писателем: здесь процесс односторонний – от писателя к читателю, а обратный процесс отсутствует. Общение – это обоюдосторонний процесс, взаимная связь между людьми.
Более того, общение – это связь между людьми приводящая к возникновению психического контакта проявляющегося не только в обмене информации, но и обеспечивающее взаимовлияние, взаимопереживание, взаимопонимание. Этот процесс соподчиненный или соотнесенный.
Педагогическое общение не составляет исключения. Общаясь с воспитаниками, учитель или тренер влияет на них, но и ученики, влияют на учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на свое поведение, действия и слова. Поэтому педагогическое общение не является процессом одностороннего давления учителя на учеников (4, с. 228).
Многие тренеры и учителя склонны сводить понятие общения до таких узких рамок, под которым понимают, прежде всего, свою речь, воздействующую на аудиторию или на класс. Но такое понятие исключает сторону, с которой проводишь это общение. Это больше будет похоже на монологическую речь, и скорее самим с собой.
Психический контакт между людьми, как уже говорилось выше, может быть непосредственным (например при встрече) и опосредованным (например во время разговора по телефону). При общении с помощью писем, телефонных переговоров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литературы, которая дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.
В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное – общение между двумя субъектами (например, учитель - ученик), личностно-групповое – общение между одним человеком и группой (например, учитель - класс) и межгрупповое (например, между классами) (4, с. 229).
Кроме того, говоря об общении, следует упомянуть эмоциональную окраску любого общения. Так как человек, намного эффективнее усваивает и сохраняет информацию, носящую эмоциональный окрас, причем как положительный, так и отрицательный. И большая часть информации (до 80 %) проходит по эмоциональному каналу.
Следует отметить, что вне общения, передача знаний практически невозможна, так как отсутствует обратная связь.