Миллионы журналов покупаются и продаются каждый день в мире. Журнал - зеркало эпох, фактор синхронизации культурной жизни, элемент глобальной коммуникационной сети. Чтобы современные периодические издания полноценно существовали, необходимо изучить законы формообразования истории, опыт и наработки предшественников. Жизнь журналов эфемерна, они быстро разрушаются. Хочется основываться на первоисточниках, на фактах, а не догадках. Собранный обширный визуальный материал дает панораму эволюции журнальной формы во всем многообразии ее проявлений обусловленной функцией времени и типологическими особенностями видов. Тому, как происходила стабилизация и закрепление основных формообразующих элементов, как складывались особенности композиционных принципов, средств и приемов, специфики дизайна журнала (на примере сатирического журнала «Крокодил») и посвящена данная работа.
Сегодня истории журналов, проблемам дизайна журналов и других периодических изданий стали посвящаться международные конференции. Наступает момент широкого обмена опытом, идеями не только между дизайнерами, но и фотографами, шрифтовиками разных стран мира для формирования визуальной культуры периодических изданий XXI века. Журнал - не просто зеркало эпохи, но и фактор синхронизации культурной жизни, элемент глобальной коммуникационной сети. Тот факт, что журналы (как когда-то раньше имели «устную» или «рукописную» версии) перемещаются на WEB-страницы, не означает смерть бумажных версий. И в облике современных журналов можно увидеть в деталях и способах организации информации всю богатую историю этого печатного жанра графического дизайна.
В качестве объекта исследования в работе рассматриваются образцы журнального дизайна (на примере сатирического журнала «Крокодил») различной периодичности и тематики.
Предмет исследования - эволюция журнала «Крокодил» 1935-1991 гг.
Цель настоящей работы – провести комплексный анализ эволюции журнала «Крокодил» 1935-1991 гг.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть сущность и специфические особенности стиля сатирического журнала «Крокодил»; 2) проследить развитие сатирического журнала «Крокодил» с 1935 по 1991 гг.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительный, системно-структурный, формально-логический.
Научная новизна данной работы состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуется эволюция журнала «Крокодил» 1935-1991 гг.
Прaктичecкaя знaчимocть диплoмнoй рaбoты зaключaeтcя в тoм, чтo ее результаты мoгут быть иcпoльзoвaны при рeшeнии иccлeдoвaтeльcкиx зaдaч в учeбнoм прoцecce.
Глава 1. Сущность и специфические особенности типографского стиля сатирического журнала «Крокодил»
1.1.Общая характеристика журнала «Крокодил»
«Крокодил» — советский и российский сатирический журнал. Символом издания является рисунок: красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 млн экз. Это старейший советский сатирический журнал. Выходил в Москве с 1922 г. в издательстве «Рабочая газета», с 1932 г.— в издательстве «Правда».
Возникновение связано с «Рабочей газетой» (ранее «Рабочий») — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К.С. Еремеева. Талантливый коллектив сотрудников создал новый тип массовой журнала, рассчитанной на рабочего читателя. Тесная связь с народом, большой приток критических писем с мест, наличие в числе сотрудников опытных сатириков во главе с Демьяном Бедным — все это обусловило видное место сатирических произведений в газете. Из номера в номер печатались здесь сатиры Д. Бедного, Н. Иванова-Грамена, В. Князева, А. Неверова. Хорошо зарекомендовали себя в качестве сатириков А. Архангельский и В. Лебедев-Кумач. На страницах журнала прочно утверждаются сатирические отделы и рубрики «Под стеклянным колпаком «Рабочего»», «Красный раек», «Дела поповские» и др., карикатуры, критические сигналы читателей с сатирическими комментариями редакции[1].
С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами. Называлось это приложение, как и газета, вначале «Рабочий», а после ее переименования — «Рабочая газета». Первые два выпуска приложения почти целиком были посвящены процессу над эсерами, проходившему в Москве. Подробный отчет о процессе сопровождался сатирическими сценками и другими произведениями малых форм, карикатурами художников И. Малютина, М. Черемных, Б. Ефимова, А. Занятова, К. Фридберга. Значительное место занимала иллюстрированная хроника событий внутренней и международной жизни.
Эти и последующие выпуски приложения печатались на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями, быстро возрастающим тиражом. Самостоятельной нумерации не имели. Она появляется лишь с восьмого выпуска, когда приложение окончательно приобрело характер периодического издания, а редакция убедилась в насущной необходимости регулярного выпуска журнала сатиры и юмора.
К этому времени произведения сатирических жанров начинают играть в приложении главенствующую роль. Карикатурами, сатирическими стихами, баснями, эпиграммами, сценками на злободневные темы внутренней и международной жизни заполнялись 6-7 первых страниц, включая обложку, а также последние страницы журнала. Лишь средние листы содержали хроникально-иллюстративные материалы, рассказывающие об успехах мирного строительства, о событиях зарубежной жизни. Вскоре появляются постоянные сатирические рубрики «Наш быт», «Из иностранных журналов».
В выпусках приложения осмеивались столпы международного оппортунизма, белоэмигранты, уповающие на засуху и голод в России, нэпмановская буржуазия, буржуазные интеллигенты, саботирующие мероприятия Советской власти, церковники, дурманящие народ, а также жулики, спекулянты, самогонщики и другие носители пороков, связанных с нэпом. Сатира этих номеров пока еще довольно абстрактна. Авторам недостает оперативности в освещении отрицательных явлений жизни. Они не нащупали еще главных тем, на которые направляла острие сатиры жизнь и борьба советского народа с отживающим прошлым. В отличие от журнала, сатира которой строилась главным образом на критических письмах читателей, страницы приложения заполнялись произведениями профессиональных литераторов, более приверженных к традиционным формам и методам отбора и подачи сатирических материалов. Читатель — друг и советчик, читатель — корреспондент и активный автор не утвердился еще на страницах формирующегося журнала, не сказал своего решающего слова о его лице и характере. Не были пока осознаны и четко сформулированы задачи сатирического издания в условиях мирного развития Советского государства. Однако усиленные поиски форм связи с рабочим читателем, новых тем, новых принципов и методов сатирической типизации дали положительные результаты. Трехмесячный опыт издания иллюстрированного сатирического приложения позволил редакции найти правильный путь к созданию сатирического журнала нового типа.
27 августа 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики «Рабочей журнала» получили первый номер «Крокодила».
Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания:
Добираться до всякой гнилости И ворошить гниль без всякой милости, Чтоб нэповская муть не цвела И не гнила Вот какова задача Красного Крокодила!
Нэпмановская буржуазия, всевозможная гниль, порождаемая ею «в пору нэповского половодья», хищное «крокодилье племя», орудующее там, «где наиболее мутно»,— вот главная мишень для сатириков, которые, по словам поэта, пишут «не для «господ», а для «простонародья»[2].
После массированной политико-идеологической атаки на «буржуазную сатиру», обслуживавшую НЭП, соответствующих цензурных запретов, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом.
Значимость, придававшаяся советской системой сатире, становится особенно ясной, если сравнить судьбы официозного «Крокодила» и преследуемой режимом группы ОБЭРИУ, писателей Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Олейникова и др.
С начала 1930-х гг. «Крокодил» являлся единственным разрешённым сатирическим журналом в СССР, важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. Тридцатые, сороковые и пятидесятые годы были трудным временем для журнала, потому что сатира и юмор не одобрялись в сталинскую эпоху. Тем не менее, в «Крокодиле» работали и прекрасные, остроумные литераторы и отличные карикатуристы.