Курсовая работа|Журналистика

История журнала Крокодил

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 33

 Введение

Глава 1. Сущность и специфические особенности сатирического журнала «Крокодил»

  • Общая характеристика журнала «Крокодил»
  • Специфика стиля журнала «Крокодил»

Глава 2. Развитие  сатирического  журнала «Крокодил» с 1935 по 1991 гг

2.1. Особенности журнала «Крокодил» в 1935  - 1941 гг

2.2. Изменение журнала в 1945- 1964 гг

2.3. Развитие журнала в 1964 – 1991 гг

Заключение

Библиографический список

Приложение

Миллионы журналов  покупаются и продаются каждый день в мире. Журнал - зеркало эпох, фактор синхронизации культурной жизни, элемент глобальной коммуникационной сети. Чтобы современные периодические издания полноценно существовали, необходимо изучить законы формообразования истории, опыт и наработки предшественников. Жизнь журналов эфемерна, они быстро разрушаются. Хочется основываться на первоисточниках, на фактах, а не догадках. Собранный обширный визуальный материал дает панораму эволюции журнальной формы во всем многообразии ее проявлений обусловленной функцией времени и типологическими особенностями видов. Тому, как происходила стабилизация и закрепление основных формообразующих элементов, как складывались особенности композиционных принципов, средств и приемов, специфики дизайна журнала (на примере сатирического журнала «Крокодил»)  и посвящена данная работа.

Сегодня истории журналов, проблемам дизайна журналов и других периодических изданий стали посвящаться международные конференции. Наступает момент широкого обмена опытом, идеями не только между дизайнерами, но и фотографами, шрифтовиками разных стран мира для формирования визуальной культуры периодических изданий XXI века. Журнал - не просто зеркало эпохи, но и фактор синхронизации культурной жизни, элемент глобальной коммуникационной сети. Тот факт, что журналы (как когда-то раньше имели «устную» или «рукописную» версии) перемещаются на WEB-страницы, не означает смерть бумажных версий. И в облике современных журналов можно увидеть в деталях и способах организации информации всю богатую историю этого печатного жанра графического дизайна.

В качестве объекта исследования в работе рассматриваются образцы журнального дизайна (на примере сатирического журнала «Крокодил») различной периодичности и тематики.

Предмет исследования - эволюция журнала «Крокодил» 1935-1991 гг.

Цель настоящей работы – провести комплексный анализ эволюции журнала «Крокодил» 1935-1991 гг.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть сущность и специфические особенности стиля сатирического журнала «Крокодил»; 2) проследить развитие  сатирического  журнала «Крокодил» с 1935 по 1991 гг.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительный, системно-структурный, формально-логический.

Научная новизна данной работы состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуется эволюция журнала «Крокодил» 1935-1991 гг.

Прaктичecкaя знaчимocть диплoмнoй рaбoты зaключaeтcя в тoм, чтo ее результаты мoгут быть иcпoльзoвaны при рeшeнии иccлeдoвaтeльcкиx зaдaч в учeбнoм прoцecce.

 

Глава 1. Сущность и специфические особенности типографского стиля сатирического журнала «Крокодил»

1.1.Общая характеристика журнала «Крокодил»

«Крокодил» — советский и российский сатирический журнал. Символом издания является рисунок: красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 млн экз. Это старейший советский сатирический журнал. Выходил в Москве с 1922 г. в издательстве «Рабочая газета», с 1932 г.— в издательстве «Правда».

Возникновение связано с «Рабочей газетой» (ранее «Рабочий») — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редак­цией К.С. Еремеева. Талантливый коллектив сотрудников создал новый тип массовой журнала, рассчитанной на рабочего читателя. Тесная связь с народом, большой приток критических писем с мест, наличие в числе со­трудников опытных сатириков во главе с Демьяном Бедным — все это обусловило видное место сатирических произведений в газете. Из номера в номер печатались здесь сатиры Д. Бедного, Н. Иванова-Грамена, В. Кня­зева, А. Неверова. Хорошо зарекомендовали себя в качестве сатириков А. Архангельский и В. Лебедев-Кумач. На страницах журнала прочно ут­верждаются сатирические отделы и рубрики «Под стеклянным колпаком «Рабочего»», «Красный раек», «Дела поповские» и др., карикатуры, крити­ческие сигналы читателей с сатирическими комментариями редакции[1].

С 4 июня 1922 г. в це­лях расширения подписки редакция начинает выпу­скать еженедельное иллю­стрированное и сатири­ческое приложение, кото­рое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с вос­кресными номерами. На­зывалось это приложение, как и газета, вначале «Ра­бочий», а после ее пере­именования — «Рабочая газета». Первые два вы­пуска приложения почти целиком были посвящены процессу над эсерами, проходившему в Москве. Подробный отчет о про­цессе сопровождался са­тирическими сценками и другими произведениями малых форм, карикатурами художников И. Малютина, М. Черемных, Б. Ефимова, А. Занятова, К. Фридберга. Значительное место занимала иллюстрирован­ная хроника событий внут­ренней и международной жизни.

Эти и последующие выпуски приложения печатались на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями, быстро возрастающим тиражом. Само­стоятельной нумерации не имели. Она появляется лишь с восьмого выпуска, когда приложение окончательно приобрело характер периодиче­ского издания, а редакция убедилась в насущной необходимости регуляр­ного выпуска журнала сатиры и юмора.

К этому времени произведения сатирических жанров начинают играть в приложении главенствующую роль. Карикатурами, сатирическими сти­хами, баснями, эпиграммами, сценками на злободневные темы внутренней и международной жизни заполнялись 6-7 первых страниц, включая обложку, а также последние страницы журнала. Лишь средние ли­сты содержали хроникально-иллюстративные материалы, рассказывающие об успехах мирного строи­тельства, о событиях зару­бежной жизни. Вскоре появляются постоянные сатирические рубрики «Наш быт», «Из иностранных журналов».

В выпусках приложе­ния осмеивались столпы международного оппорту­низма, белоэмигранты, уповающие на засуху и голод в России, нэпмановская буржуазия, буржу­азные интеллигенты, сабо­тирующие мероприятия Советской власти, церков­ники, дурманящие народ, а также жулики, спекулян­ты, самогонщики и другие носители пороков, связан­ных с нэпом. Сатира этих номеров пока еще доволь­но абстрактна. Авторам недостает оперативности в освещении отрицательных явлений жизни. Они не на­щупали еще главных тем, на которые направляла острие сатиры жизнь и борьба советского народа с отживающим прошлым. В отличие от журнала, сатира которой строилась главным образом на кри­тических письмах читателей, страницы приложения заполнялись произ­ведениями профессиональных литераторов, более приверженных к тради­ционным формам и методам отбора и подачи сатирических материалов. Читатель — друг и советчик, читатель — корреспондент и активный автор не утвердился еще на страницах формирующегося журнала, не сказал своего решающего слова о его лице и характере. Не были пока осознаны и четко сформулированы задачи сатирического издания в условиях мир­ного развития Советского государства. Однако усиленные поиски форм связи с рабочим читателем, новых тем, новых принципов и методов сати­рической типизации дали положительные результаты. Трехмесячный опыт издания иллюстрированного сатирического приложения позволил редакции найти правильный путь к созданию сатирического журнала нового типа.

27 августа 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики «Рабочей журнала» получили первый номер «Крокодила».

Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания:

 

Добираться до всякой гнилости И ворошить гниль без всякой милости,  Чтоб нэповская муть не цвела И не гнила Вот какова задача Красного Крокодила!

 

Нэпмановская буржу­азия, всевозможная гниль, порождаемая ею «в пору нэповского половодья», хищное «крокодилье пле­мя», орудующее там, «где наиболее мутно»,— вот главная мишень для сати­риков, которые, по словам поэта, пишут «не для «го­спод», а для «простона­родья»[2].

После массированной политико-идеологической атаки на «буржуазную сатиру», обслуживавшую НЭП, соответствующих цензурных запретов, с 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом.

Значимость, придававшаяся советской системой сатире, становится особенно ясной, если сравнить судьбы официозного «Крокодила» и преследуемой режимом группы ОБЭРИУ, писателей Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Олейникова и др.

С начала 1930-х гг. «Крокодил» являлся единственным разрешённым сатирическим журналом в СССР, важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. Тридцатые, сороковые и пятидесятые годы были трудным временем для журнала, потому что сатира и юмор не одобрялись в сталинскую эпоху. Тем не менее, в «Крокодиле» работали и прекрасные, остроумные литераторы и отличные карикатуристы.

  1. Абрамский И.П. Смех сильных. О художниках журнала "Крокодил". М., 1977.
  2. Анчуков И. Как придумать карикатуру? / И. Анчуков // Художественный совет. 2003. — № 3. - С. 48.
  3. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М. : Наука, 1990.-
  4. Басин Е. Я. Семиотика об изобразительности и выразительности / Е. Я. Басин // Искусство. 1965. - № 2. - С. 31-34.
  5. Вакуров В.Н. Стилевой контраст в фельетоне.- Вестн. Моск. ун-та. Сер. журналистики, 1976, № 2.
  6. Вакуров В. И., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. М.,1978.
  7. Вареник С.В. Комическая экспрессия в языке советского фельетона (60-80 гг.). М., 1984.
  8. Варшавский Л. Р. Наша политическая карикатура / Л. Р. Варшавский. -М. : Худ. из д.-в о акц. о-во АХР., 1930.
  9. Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в. / Л. Р. Варшавский. М.-Л. : Изогиз. Тип. им. Ив. Федорова в Лгр., 1937.
  10. Волчек Г. Ф. Иллюстрация в газете и журнале / Г. Ф. Волчек. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1956.
  11. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. —М.: Союз дизайнеров России, 2001.
  12. Волгина Н. С. Теория текста : Учебное пособие / Н. С. Валгина. — М. : Логос, 2003.-
  13. Галкин С. Оформление журнала и журнала: от элемента к системе. - М.: Издательство Московского университета, 1984.
  14. Галкин С. И. Техника и технология СМИ : Художественное конструирование журнала и журнала : Учеб. пособие / С. И. Галкин. М. : Аспект Пресс, 2005.
  15. Гребенина А. М. Обзор печати: Некоторые проблемы теории жанра. М.,1980.
  16. Дизайн журнала и журнала : Учеб. пособие. / В. В. Волкова, С. Г. Газанждиев, С. И. Галкин, В. П. Ситников ; Под ред. В.В. Волковой. М. : Аспект Пресс, 2003.
  17. Дземидок Б. О комическом : пер. с пол. / Б. Дземидок. М. : Прогресс, 1974.-
  18. Ефимов Б. Е. Основы понимания карикатуры / Б. Е. Ефимов. М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.
  19. Жуков М. «Куда идет шрифт? Об универсальном характере шрифтового искусства, путях его развития и задачах художника». Сб. «Советская графика» Москва, 1977.
  20. Звонцов В. М. Основы понимания графики / В. М. Звонцов. — М. : Изд-во Академии Художеств СССР, 1963.
  21. Злочевский С. Е. Психологические вопросы восприятия текстовой и графической информации / С. Е. Злочевский. Киев : «Знание», 1967.
  22. Есин Б.Н. Оформление периодических изданий. М., 1988.
  23. Зберский Т. Семиотика книги / М.Червинский, Т.Зберский. – М.: Книга, 1981.
  24. Карасев Л. В. Философия смеха / Л. В. Карасев. М. : Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1996.
  25. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1,2., Москва, 2000.
  26. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации : крат, словарь / Б. Н. Лозовский. Изд. 2-е, испр. и доп. - Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2007.
  27. Мамдух X. Карикатура в периодической печати : дис. . на соиск. уч. степ. канд. филол. наук : 10.01.10 / X. Мамдух; Белорус, гос. ун-т. Минск, 1993.
  28. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В. И. Михалкович ; Науч.-исследов. ин-т искусствознания Мин-ва культуры СССР; Отв. ред. А. С. Вартанов. М. : Наука, 1986.
  29. Рожнова О.И. История журнального дизайна. - М.: Университетская книга, 2009.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2016 год 22 стр.
Анализ публикаций журнала в период с 1946 по 1956 годы
Курсовая работа Журналистика
2016 год 27 стр.
Путь успеха журнала «SNC» (Styles. News. Comments)

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское