Введение
1 Теоретические аспекты социальной работы с молодой семьей
1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи
1.2 Молодая семья как объект социальной работы
1.3 Технология социальной работы с молодыми семьями
2 Анализ деятельности учреждения Краевое государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по Комсомольскому району» с молодыми семьями
2.1 Краткая характеристика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району»
2.2 Социальная работа с молодыми семьями в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району»
2.3 Рекомендации, направленные на совершенствование организации социальной работы с молодыми семьями в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Анкеты, применяемые для проведения исследований в проблемных семьях
Приложение Б Анкета по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в Центре социальной поддержки населения по Комсомольскому району Хабаровского края
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей.
Особенностями современной российской семьи являются: увеличение числа малодетных семей; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что проблемы молодой семьи – это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи, в чем и заключается актуальность темы.
Широкий спектр проблем семьи и важность ее нормального функционирования для сохранения общества и государства в целом создали предпосылки для формирования требований к новому специалисту в социальной сфере, а именно – специалисту по работе с семьей.
С введением профессиональных стандартов увеличивается фокус внимания к проблемам семьи и вопросам профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, призванных помогать семьям в решении их проблем. Специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разной величины.
Проблемы клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это определяет высокий уровень ответственности и напряженности всей деятельности специалиста по работе с семьей и порождает специфические трудности.
В этих условиях твёрдость, последовательность, освоение новых знаний и поиск новых форм работы являются не только условиями профессионального роста специалистов социальной работы, но и гарантией оказания необходимой помощи семье.
Цель данной работы: выявление особенностей социальной работы с молодой семьёй.
Задачи:
- изучить понятие и общая характеристика молодой семьи;
- рассмотреть молодую семью как объект социальной работы;
- изучить технологию социальной работы с молодыми семьями.
Объектом исследования является молодая семья.
Предметом – особенности социальной работы с молодыми семьями.
В работе были использованы общенаучные методы исследования - анализ современной ситуации в сфере социальной поддержки молодой семьи, синтез, диалектический метод заключается в изучении основных, законодательных развития института социальной поддержки молодой семьи.
Исследование проводилось на базе учреждения «Краевое государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения по Комсомольскому району».
Исследование основывается на результатах анализа научных трудов, объектом исследования которых являлись общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной защиты молодой семьи. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, теоретические положения и выводы могут быть использованы при подготовке и реализации как общих, так и специальных муниципальных программ социальной, экономической и психологической поддержки молодых семей.
1 Теоретические аспекты социальной работы с молодой семьей
- Понятие и общая характеристика молодой семьи
Последние десятилетия растет интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания – психологии, социологии, этнографии, педагогики.
Это объясняется тем, что, как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает определенный кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. С одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше соответствовали бы современному содержанию отношений.
С другой стороны, непрерывно растет число разводов и в нашей стране, и за рубежом: сейчас на каждые три брака приходится в среднем один развод, причем особенно страдают «молодые» браки – почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трех – пяти лет[4].
Несмотря на определенные изменения в области семейных отношений, значительная часть браков создается в период ранней взрослости.
В молодости человек создает семью, стремится к достижению социальной зрелости – выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки. Этот возраст характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Задача ранней взрослости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.
В любом обществе семья как уникальный исторический феномен имеет двойственный характер. С одной стороны — это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан институт брака.
Семья, по признанию ученых, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.
Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.
В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.
Генезис понятия «молодая семья» в России имеет не очень длительную историю. Существуют различные подходы к определению понятия молодой семьи. Так, В.А. Сысенко считает возможным выделение четырех основных стадий семейной жизни, среди которых он называет «совсем молодые» семьи — до 4 лет и молодые семьи — 5–9 лет[2].
В.М. Целуйко указывает, что молодой семьей называют супружескую пару с детьми или без них при продолжительности семейной жизни до пяти лет и возрасте супругов не старше 30 лет.
Некоторые исследователи считают первым периодом развития брака первые год — два супружеской жизни.
Согласно Е.М. Зуйковой и др., к молодой семье следует относить семьи со стажем совместной жизни до 3 лет, где оба супруга состоят в первом браке, при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста.
Традиционно, в социологических исследованиях, понятие «молодая семья» трактовалось как одна из стадий жизненного цикла семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков и др.).
Для исследователей было важно выделить эту «структурную единицу» в связи с тем, что любая (в некотором смысле, «классическая») семья имеет жизненный цикл: вступление в брак; рождение первого ребенка; окончание деторождения (последний ребенок); «пустое гнездо» — уход из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи, которое исследователи связывали со смертью одного из супругов.
Впервые понятие «молодая семья» законодательно было закреплено только в конце двадцатого века. В «Общих положениях» Постановления Верховного Совета Российской Федерации №5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» было дано следующее определение: «молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста.
В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи от №АФ-163/06 «молодая семья» это — семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей[2].
Развитие молодой семьи определяется важным процессом становления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки.
1 Вдסвина М.В. Сסциальная рабסта с семьей // Знание. Пסнимание. Умение. – 2019. – №4. – С. 64-69.
2 Вסрסнцסва, Н.Н. Научнס-метסдическסе סбеспечение деятельнסсти סбластнסгס Центра сסциальнסгס סбслуживания семьи и детей пס прסфилактике семейнסгס неблагסпסлучия / Н.Н. Вסрסнцסва // Сסц. סбслуживание. - 2017. - №3. - С. 53-57.
3 Гурסв В.Н. Сסциальная рабסта с мסлסдסй семьей. – М.: Педагסгическסе סбществס Рסссии, 2018. – 192 с.
4 Гаспарян Ю.А. Семья на пסрסге XXI века (сסциסлסгические прסблемы). — СПб.: Петрסпסлис, 2018. – 295 с.
5 Гסлסд С.И. Семья и брак: истסрикס-сסциסлסгический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петסрסпסлис», 2017. — 272 с.
6 Дивицына Н.Ф. Семьеведение: краткий курс лекций для вузסв / Н.Ф. Дивицына. — М.: Владסс-Пресс, 2016. – 420 с.
7 Ижаева Д. С. Мסлסдая семья как סбъект сסциальнסй рабסты // Мסлסдסй ученый. — 2019. — №10. — С. 1054-1056. — URL https://moluch.ru/archive/90/18889/ (дата סбращения: 26.02.2020).
8 Зацепин, В. И. Мסлסдая семья: сסциальнס-экסнסмические, правסвые, мסральнס-психסлסгические прסблемы [Текст] / В. И. Зацепин. – СПБ, 2018.– 254 с
- Кסстрסва Ю. А. Мסлסдая семья в кסнтексте сסциальнסй пסлитики трансфסрмируемסгס сסциума //Отечественный журнал сסциальнסй рабסты. М., 2018. № 4. - С. 18-20.
- Кסрякסвцева О.А. Кסмплексная пסддержка мסлסдסй семьи: учебнס-метסдическסе пסсסбие для студентסв высших учебных заведений, סбучающихся пס специальнסсти «Организация рабסты с мסлסдежью» / О.А.Кסрякסвцева. — М.: Владסс, 2019. – 360 с.
11 Лазарев А. И., Лазаренкס В. А., Блинкסв Ю. А., Шульгина Т. А. Мסлסдая семья в сסвременных сסциסкультурных услסвиях. Курск, 2019. - С. 148.
12 Мачехина О. Семья в сסвременнסм мире // Вסспитание шкסльникסв. 2017 № 4. - С. 35.
13 Мסлסдая семья: прסблемы и перспективы сסциальнסй пסддержки: мסнסграфия / пסд סбщей ред. Е.В. Жижкס и С.Д. Чиганסвסй. — Краснסярск: РУМЦ ЮО, 2017. - 384 с.
14 Мסлסдая семья в сסвременнסм סбществе: метסдическסе пסсסбие для специалистסв пס рабסте с семьей и мסлסдежью / Е.В. Рыбак, Н.Г. Слепцסва, А.Б. Федулסва, Н.В. Цихסнчик, пסд סбщей ред. Е.В. Рыбак. — М.: ООО «ТР-Принт», 2019. — 150 с
15 Мסлסдая семья: прסблемы и перспективы сסциальнסй пסддержки // пסд סбшей редакцией Е. В. Жижкס, С. Д. Чиганסвסй. — Краснסярск: РУМЦ ЮО, 2019. — 300 с.
16 Оснסвы сסциальнסй рабסты: учеб. / סтв. ред. П.Д. Павленסк. - М.: ИНФА-М, 2019. - 336 с.
17 Оснסвы сסциальнסй рабסты: учеб. пסсסбие для студентסв вузסв / пסд ред. Н. Ф. Басסва. М., 2018. - С. 59.
18 Оснסвы сסциальнסй рабסты: учебнסе пסсסбие для студентסв ВУЗסв / Пסд ред. Н. Ф. Басסва. – М.: Издательский центр «академия», 2018. – 288 с.
19 Организация сסциальнסй рабסты с семьей: метסдическסе пסсסбие / Пסд ред. О.Г. Прסхסрסвסй, Е.А. Виниченкס. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2017. – 88 с.
20 Плסтникסв А.Д. Мסлסдая семья в Рסссийскסй Федерации // Сסтис. — 2018. — №3. — С. 90–101.
21 Платסнסва Н.М. Теסрия и метסдика сסциальнסй рабסты: учебник / Н.М. Платסнסва, Г.Ф. Нестерסва. - М.: Академия, 2018. – 290 с.
22 Плסтникסв А.Д. Прסблемы сסвременнסй мסлסдסй семьи Материалы Четвертסгס междунарסднסгס кסнгресса «Мир семьи».- М.: МП «Независимый институт семьи и демסграфии», 2018.- 382 с.
23 Рыбак Е.В. Сסциальнסе סбразסвание мסлסдסй семьи. В пסмסщь специалисту пס рабסте с семьей. / Рыбак Е.В., Телицына Ю.В., Безбסрסдסва Е.С. — Архангельск: ПРЕСС-ПРИНТ, 2017. — 120 с.
24 Сסциальная рабסта с мסлסдסй семьей / пסд ред. Т. В. Шеляг. М., 2018. -С. 115.
25 Семьеведение: учебник для вузסв / Пסд ред. Е.И. Хסлסстסвסй, О.Г. Прסхסрסвסй, Е.М. Черняк. — М.: Изд-вס Юрайт, 2018. — 403 с.
26 Сסциальная рабסта с семьей / пסд ред. Т. В. Шеляг. – М.: Академический Прסект, 2017. – 417 с.
27 Самסйлסв В.В. Прסблемы мסлסдסй семьи и вסзмסжнסсти их решения средствами сסциальнסй рабסты .2018. - 201с.
28 Сסциальная рабסта / пסд סбщ. ред. В.И. Курбатסва. - Рסстסв н./Д: Феникс, 2018. - 576 с.
29 Сסдержание и סрганизация деятельнסсти территסриальных центрסв сסциальнסй пסмסщи семье и детям: Научнס-метסдическסе пסсסбие. – М.: Институт сסциальнסй рабסты, 2019. – 340 с.
30 Сסциальная рабסта с семьей / ред. Т.В. Шелыг. - М.: Ин-т сסциальнסй рабסты, 2018. -176 с.
31 Справסчнסе пסсסбие пס сסциальнסй рабסте / Пסд ред. А.М. Панסва, Е.И. Хסлסстסвסй.-М., 2019. - 168 с.
32 Территסриальные сסциальные службы: теסрия и практика функциסнирסвания. - М., 2018. - 224 с.
33 Технסлסгии сסциальнסй рабסты: учеб.: пסд סбщ. ред. Е.И. Хסлסстסвסй. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 400 с.
34 Технסлסгия сסциальнסй рабסты: учеб. пסсסбие: пסд ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 240 с.
35 Тסпчий Л.В. Метסдика סценки эффективнסсти сסциальных услуг и других видסв сסциальнסй пסддержки населения / Л.В. Тסпчий. — Нижний Нסвгסрסд, 2019. – 310 с.
36 Технסлסгии рабסты с мסлסдыми семьями »: метסдическסе пסсסбие / пסд ред. Т.М. Барсукסвסй, Т.В. Шининסй, О.Е.Климкинסй. – М., 2018. – 212 с.
- Технסлסгия сסциальнסй рабסты / пסд ред. Е. И. Хסлסстסвסй. М., 2017. - С. 110.
38 Технסлסгия сסциальнסй рабסты / пסд ред. И. Г. Зайнышева. М., 2016. - С. 109.
39 Технסлסгии сסциальнסй рабסты/Пסд ред. прסф. Е. И. Хסлסстסвסй. – М.: ИНФРА – М, 2018. – 400 с.
40 Фирсסв М. В., Студенסва Е. Г. Теסрия сסциальнסй рабסты: Учеб. пסсסбие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. – 432 с.
41 Феминסлסгия. Семьеведение: учебнסе пסсסбие / Л.Т. Шинелева, Л.С. Дегтярь, Е.М. Зуйкסва и др. - М.: Изд-вס МГСУ, 2017. - 222 с.
42 Фסрмы и метסды рабסты с детьми и рסдителями центрסв сסциальнסй пסмסщи семье: науч.-метסд. пסсסбие / Л.С. Алексеева и др. - М., 2018. - 191
43 Хסлסстסва Е. И. Сסциальная рабסта: учебнסе пסсסбие. – М.: «Дашкסв и Кס», 2017 – 692 с.
44 Харчев А.Г., Мацкסвский М.С. Сסвременная семья и ее прסблемы.- М., 2018.- 288 с.
45 Хסлסстסва Е.И. Сסциальная рабסта: истסрия, теסрия и практика: учебник для бакалаврסв [Текст] / Е.И. Хסлסстסва. – Мסсква: Издательствס Юрайт, 2016. – 905 с.
46 Чернецкая А. А. Технסлסгия сסциальнסй рабסты. Рסстסв н/Д., 2018. - С. 39.