ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне
1.2. Характеристика управления развитием физической культуры и спорта в муниципальном образование на примере города Нижнего Новгорода
Глава 2. Основные проблемы муниципального управления развитием физической культуры и спорта и пути их решения
2.1. Основные проблемы управления развитием физической культуры и спорта
2.2. Пути решения основных проблем управления физической культурой и спортом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В настоящее время интерес к занятиям спортом в РФ неоспоримо возрос. В первую очередь одной из причин мотивации для населения стали крупные международные соревнования, которые в последнее время часто проходили на территории нашей страны - это и ЧМ по легкой атлетике в Москве (2013 г.), и Зимние Олимпийские игры 2014 г., и ЧМ ФИНА по водным видам спорта (2015 г.), и ЧМ по хоккею (2016 г.), а также в ближайшем будущем ЧМ по футболу - 2018.
Другими же причинами можно считать - заинтересованность государства и реализацию программ по строительству стадионов, бассейнов, спортивных площадок; возвращение и активная пропаганда норм ГТО.[1]
Главной целью государства является создание необходимых условий для занятия физической культурой и спортом различных слоев и групп населения. Развитие физической культуры и спорта выступает важнейшим фактором формирования человеческого капитала. Помимо укрепления здоровья и предупреждения болезней, занятия спортом обеспечивают социализацию, повышают работоспособность, способствуют всестороннему и гармоничному развитию личности.
Центральное место в развитии физической культуры должно принадлежать муниципальному образованию как наиболее близкому к населению уровню управления. Именно на муниципальном уровне, что, кстати, указано в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[2], должна разрабатываться и реализовываться первичная политика в данной сфере. В этой связи не вызывает сомнения актуальность исследования муниципального управления развитием физической культуры и спорта.
Целью данного исследования является анализ муниципального управления развитием физической культуры и спорта.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и методы управления развитием физической культуры и спорта;
- проанализировать управление развитием физической культуры и спорта в муниципальном образование на примере города Нижнего Новгорода;
- выявить основные проблемы управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне;
- рассмотреть пути решения выявленных проблем.
Глава 1. Характеристика управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне
1.1. Понятие и методы управления развитием физической культуры и спорта
Энциклопедические издания и специальная литература в общем виде рассматривают понятие «управление» в качестве элемента, функции организованных систем разной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающей сохранность их определенной структуры, поддержку режима деятельности, осуществление их программ и целей.[3]
Посредством данного толкования понятия «управление» появляется возможность выделения его важнейшей особенности, которая заключается в том, что его используют с целью характеристики специфической управленческой деятельности человека в разных сферах жизни.
Относительно физической культуры и спорта понятие «управление» используется как к отрасли. Л.И. Лубышева трактует данное понятие следующим образом: «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей россиян в физическом совершенствовании».[4]
Физическая культура, исходя из своей сущности, является массовым явлением, которое вовлекает в сферу своего влияния большинство членов общества.
Принципы управления в физической культуре и спорте являются основными правилами, положениями и нормами поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители во время реализации управленческого воздействия.[5]
Основные принципы управления в физической культуре и спорте:
- принцип сочетания отраслевого и территориального управления, который основывается на административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, к примеру, что физкультурно-спортивная организация может создаваться и функционировать и по отраслевому (к примеру, физкультурно-спортивный клуб промышленного предприятия, образовательного учреждения, учреждения и т. п.; физкультурно-спортивные общества «Спартак», «Динамо», «Юность России» и т.п.), и по территориальному принципу;
- принцип сочетания морального и материального стимулирования, который основан на утверждении, что «всякая крайность, есть признак ограниченности». В качестве одного из самых ярких проявлений использования данного принципа в отрасли «физическая культура и спорт» выступает присвоение сотрудникам разных физкультурно-спортивных организаций государственных наград, званий, моральное и материальное стимулирование труда определенных работников и другие.
Организационные методы управления основаны на организационных отношениях между органами управления и организациями, работниками и организациями, на отношениях власти и подчинения. Обычно в совокупности организационных методов управления выделяются следующие группы:
- методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;
- методы организационно-стабилизирующего воздействия, их используют при взаимоотношении работников внутри спортивной организации;
- методы распорядительного воздействия используют для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы данной группы как правило, реализуют в форме распоряжения, приказа и т.д.[6]
Административные методы взаимосвязаны с властной природой государственного управления, которая проявляется при разных обстоятельствах и ситуациях: у одной стороны взаимоотношений (государственного органа управления или должностного лица) есть властные полномочия, и из-за этого она может отдавать приказы другой, обычно прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), обязанной выполнять предписанное вне зависимости от согласия данной стороны; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) устанавливает нормы, подлежащие обязательному исполнению другой стороной взаимоотношений (организациями, которые находятся в административном подчинении). Данные методы являются обычными для взаимоотношений организаций, которые находятся в административном подчинении, на республиканском, региональном и муниципальном уровнях.
Методы правового регулирования являются применяемыми государством средствами правового воздействия на общественные отношения. Выделяют два основных способа правового регулирования автономный и авторитарный. Авторитарный способ используют в процессе регулирования административных и других правоотношений, ему характерно то, что одна сторона правоотношений наделяется правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности. Автономный способ основан на том, что стороны правоотношений выступают как равноправные и в рамках действующего законодательства вправе самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их.[7]